Золотой камень преткновения
о инициативе Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» и при поддержке Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры состоялся круглый стол, посвященный проблемам, возникающим при осуществлении полномочий органами местного самоуправления в сфере недропользования, в том числе по вопросам порядка выдачи лицензий на недра и выделения земельных участков для целей недропользования.
Теперь решать суду
Напомним, правление Ассоциации не раз поднимало вопрос взаимодействия глав муниципальных образований с лицензодержателями на добычу полезных ископаемых, когда последние претендуют на земли населенных пунктов, а жители не знают прав и не могут грамотно отстоять свои территории.
В материале «Как договориться, когда на одном участке два хозяина…», мы подробно рассказали о ситуации, с которой столкнулись глава и жители сельского поселения Мирсановское. «В конце 2018 года к главе сельского поселения пришли предприниматели, имеющие на руках законно оформленную лицензию на пользование недрами. Оказалось, добыча россыпного золота предполагается на реке Апрелково, которая протекает через одноименное село, входящее в сельское поселение «Мирсановское». Когда-то здесь работала артель «Искра». Поскольку там расположены жилые дома, ЛЭП, дорога, запасы недр были оставлены. Глава возмутилась: «Там жилые дома. Там люди живут!» Недропользователь попытался уговорить местных жителей на переезд. Пять семей категорически отказались от предложенных условий. «Я как глава, избранный народом, в данном случае должна отстаивать интересы граждан. Тем более, что согласно проекту каньон для добычи золота – очень узкий, и для того, чтобы вести работы, придется закопать единственную грунтовую дорогу, которая связывает населенный пункт с федеральной трассой, с межрайонной дорогой», – рассказала глава поселения Светлана Федоровна Абрамова.
Тогда глава сельского поселения дала официальный отказ на согласование технических условий по рекультивации земель, а без него предприниматель не получит проект и не сможет приступить к работе. Теперь вопрос будет решаться в суде. Об этой ситуации и многом другом говорили участники круглого стола.
Это их право
С основным докладом выступила Елена Александрова, читинский межрайонный природоохранный прокурор Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры. Она, в частности, пояснила, какие полномочия в сфере недропользования отнесены законом к органам местного самоуправления:
– В статье 5 закона «О недрах» сказано, что к полномочиям ОМСУ в сфере регулирования отношений недропользования относятся, в том числе, и контроль над использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых. Однако не определено, к каким именно органам местного самоуправления относятся указанные полномочия. Получается, это могут быть ОМСУ и сельских, и городских поселений, и муниципальных районов, и городских округов. Таким образом, если главы сельских поселений будут осуществлять на своих землях такой контроль, нарушений не будет. Это их право. Но касается это только добычи общераспространенных полезных ископаемых. Эти полномочия не распространяются на так называемых золотодобытчиков. Единственный вариант, если вы предоставляете земельные участки, находящиеся на землях ваших муниципальных образований, то муниципальные районы, городские поселения и городские округа имеют право осуществлять муниципальный земельный контроль.
Также Елена Валерьевна подчеркнула, что согласно Постановлению Правительства РФ № 800 от 10.07.2018 года, если земли нарушаются, они в обязательном порядке подлежат рекультивации. А проект рекультивации земель согласуется с собственником земельного участка. Во всех остальных случаях глава поселения может лишь отмечать нарушения и направлять информацию о них в уполномоченные органы государственной власти.
Расставляем приоритеты!
Начальник отдела геологии и лицензирования по Забайкальскому краю Андрей Иванов подчеркнул:
– Мы должны правильно расставить приоритеты. Что для нас важнее: наличие участка земли для выпаса скота или развитие горнодобывающего сектора?! Это единственная возможность вытащить регион из глубокой ямы, демографической в том числе. Почему люди уезжают? Потому что работать негде. А отсюда и нищие бюджеты муниципальных образований. Я считаю, что каждый из вас (органов местного самоуправления – авт.) должен так расставить приоритеты, чтобы развитие горнодобывающего сектора в целом было на первом месте. Вот вам новые рабочие места и налоги в бюджеты ваших муниципальных образований. Что касается населенных пунктов, входящих в границы лицензии, поясню. В 1992 году было разработано положение о лицензировании, в котором не предполагается учет наличия населенного пункта в границах лицензии. При этом некоторые месторождения в советское время вообще были застроены такими поселками, как Вершино-Дарасун, город Балей. Как быть? Возьмем Балейское месторождение. Есть недропользователь, есть лицензия, есть золото, есть жители и есть местное кладбище. Единственная возможность развивать месторождение – убедить жителей сельского поселения «Тасеевское» перенести кладбище и переселить ряд семей.
Андрей Владимирович заметил, что сейчас политика Департамента по недропользованию несколько изменилась. «Лицензии на добычу, заходящие на населенные пункты, мы предоставляем с определенными ограничениями. Плюс учитывается санитарная зона от населенного пункта – 500 метров. Хотя бывают случаи, когда удается договориться с жителями и санитарная зона сокращается даже до 20 метров».
Представитель Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю заметил, что законодательством не предусмотрено привлечение органов местного самоуправления при формировании участков недр. Хотя до 31 декабря 2008 статья 11 закона РФ «О недрах» прямо указывала, что предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласования с собственником земельного участка, землепользователем или землевладельцем.
Прокурор в свою очередь отметила, что в крае слабо осуществляется муниципальный земельный контроль со стороны органов местного самоуправления:
– В целом, сообщения есть. Например, поступают жалобы, что загрязняются водные объекты, которые являются объектами водоснабжения населения. Причем это касается не только поверхностных источников, но и подземных скважин. Так, несколько обращений было по реке Амазар. Есть обращения по землям сельхозназначения и по использованию недр без правоустанавливающих документов. Порой звонят и спрашивают: «А прокуратура куда смотрит?» Прокуратура находится в Чите, у нас нет физической возможности выезжать на места и анализировать ситуацию во всех 25 поднадзорных районах. Есть местная власть, которая в случае выявления нарушений может сообщить в уполномоченные органы и, в том числе, в прокуратуру.
По мнению начальника отдела геологии и лицензирования по Забайкальскому краю Департамента недропользования Андрея Иванова, главы муниципальных образований информацию о том, что где-то ведется незаконная добыча, обязаны передавать в Росприроднадзор. Тем более, что вопрос по незаконной добыче драгметаллов находится на контроле у Правительства Забайкальского края. Заксобрание региона выступило с инициативой ужесточить наказание за незаконную добычу драгметаллов.
Сегодня ситуация складывается так, что проблема существует, а обращений глав муниципальных образований нет. Разговоры о незаконной добыче ведутся в Балее, Красном Чикое, Могоче, но официальных жалоб нет, все на уровне слухов. Как реагировать?
Елена Александрова подтвердила, что с жалобами на «черных» недропользователей обращаются граждане, а не органы местного самоуправления. А проблема существует.
Высказав свои мнения по ситуации, ставшей темой круглого стола, участники разговора пришли к выводу, что специалистам Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры необходимо детально проработать вопрос взаимодействия ОМСУ и недропользователей и до конца года подготовить информационное письмо в прокуратуру Забайкальского края. Только вышестоящая прокуратура может проявить нормотворческую инициативу и выступить с предложением внести изменения в федеральный закон. Органам местного самоуправления природоохранный прокурор порекомендовала добросовестно исполнять свои полномочия в сфере недропользования и в случае выявления нарушений уведомлять об этом уполномоченные органы.