Как договориться, когда на одном участке два хозяина
Уже несколько поселений Забайкальского края столкнулись с проблемой, которую не в силах решить даже региональная прокуратура. Процесс выдачи лицензии на добычу полезных ископаемых специалистами Федерального агентства по недропользованию происходит без участия и соответственно согласования с органами местного самоуправления. В результате недропользователь, заплатив огромные деньги за лицензию, узнает, что земля на месте предполагаемого рудника давно сдана в аренду сельхозпроизводителю либо на ней испокон веков живут люди. Что делать в этой ситуации, пытались разобраться члены правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края».
На страже интересов сельчан
– Федеральный закон № 131 постоянно меняется, то наделяя, то лишая глав муниципальных образований полномочий. Недавно мы столкнулись с такой проблемой: на нашу территорию может зайти любой предприниматель, просто получив лицензию на пользование недрами, – рассказывает глава сельского поселения «Мирсановское» Светлана Абрамова.
В конце 2018 года к главе сельского поселения «Мирсановское» пришли предприниматели, имеющие на руках законно оформленную лицензию на пользование недрами. Стали смотреть по карте, оказалось, добыча россыпного золота предполагается на реке Апрелково, которая протекает через одноименное село, входящее в сельское поселение «Мирсановское». Когда-то здесь работала артель «Искра». Поскольку там расположены жилые дома, ЛЭП, дорога, запасы были оставлены. Это было в 2010-2012 годах. Глава возмутилась: «Там жилые дома. Там люди живут!» Недропользователь попытался уговорить местных жителей на переезд. 2 февраля текущего года собрали сход граждан, где люди проголосовали против. В результате уговоров из 12 проживающих семей семь согласились на переселение в поселок Холбон. Причем золотодобытчики предлагают хорошие условия, включающие денежную компенсацию, приобретение либо строительство жилого дома в другом населенном пункте, перенос жилья здесь же в Апрелково. Пять семей категорически отказались от предложенных условий.
«Я как глава, избранный народом, в данном случае должна отстаивать интересы граждан. Тем более, что согласно проекту каньон для добычи золота – очень узкий, и для того, чтобы вести работы, придется закопать единственную грунтовую дорогу, которая связывает населенный пункт с федеральной трассой, с межрайонной дорогой. С одной стороны – река Шилка, где нет паромной переправы, мост был в период существования колхозов, сейчас его тоже нет. С двух других сторон село окружают горы. Перекроют дорогу, передо мной встанет вопрос, как обеспечивать противопожарные мероприятия, что делать в случае чрезвычайных ситуаций. Даже машина скорой помощи не проедет», – замечает Светлана Федоровна.
Поэтому, как глава сельского поселения, она дала официальный отказ на согласование технических условий по рекультивации земель, а без него предприниматель не получит проект и не сможет приступить к работе.
Но и бизнесменов понять можно, ведь документы оформлены по закону. Светлана Абрамова обращалась в различные органы, чтобы выяснить, почему выдача лицензии не согласована с муниципальным образованием. Тем более, что опыт общения с недропользователями у нее имеется. На территории муниципального образования с 2007 года работает большой рудник «Апрелково». И прежде чем получить лицензию, его руководители выезжали в село, проводили публичные слушания с гражданами. Стороны выслушали друг друга, пришли к компромиссу. И это притом, что претендовали они на участок земли, не занятый жилыми домами.
– Когда начинал работать большой рудник «Апрелково», решалось много вопросов, связанных с согласием граждан. Сейчас ситуация накалилась до предела. Люди, испокон веков живущие в своих домах, не согласны переезжать на другое место.
С этой головной болью руководство села живет уже почти год. Ситуацию омрачает еще и тот факт, что многие сельчане по незнанию считают, что проблемы им создает глава. «Я не в обиде, я понимаю, граждане просто не знают, как на самом деле обстоят дела», – замечает женщина.
Своими переживаниями она поделилась с коллегами на заседании правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края», в работе которого принимали участие представители Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры, Министерства природных ресурсов Забайкальского края и регионального управления Росприроднадзора:
– Теперь жду, кто на меня подаст в суд. Если оставить людей без дороги к большой земле, прокуратура накажет. Откажу недропользователям, иск напишут они. Их понять можно, лицензия стоит немалых денег. Я не понимаю, почему Роснедра лицензии недропользователям выдают без согласования с органами местного самоуправления? У нас, например, земля находится в собственности поселения. Они должны были с нами этот вопрос согласовать. Тем более, что на участке расположен населенный пункт.
Позицию главы сельского поселения «Мирсановское» прокомментировала природоохранный прокурор Елена Александрова:
– На горный отвод, указанный в лицензии, попал населенный пункт с землями, находящимися в собственности поселения. Никто не имеет права начинать там свою деятельность без вашего согласия. Более того, недропользователь обязан перед началом деятельности оформить правоустанавливающий документ на землю. Причем если это земля сельхозназначения, предприниматель обязан принять меры по переводу этих земель в земли промышленности. Таким образом, у него должен быть договор аренды с тем органом местного самоуправления, который уполномочен предоставлять эти земли. Пока вы не согласны, они не имеют права работать на вашей земле.
В копилке печальных примеров
К сожалению, случай этот не единичный. В Балейском районе, например, целое село «переносили», но там было достигнуто согласие всех жителей. На месте старого села Алия оказалось огромное месторождение – девять тонн россыпного золота. Руководству ООО «Газимур» удалось договориться с местными жителями, и в трех километрах было построено новое село Алия, взамен старых деревянных домов люди получили новые, в каменном исполнении.
А вот участники другого конфликта не смогли договориться. В том же Балейском районе еще семь лет назад горнодобывающему предприятию выдали в аренду участок земли для складирования пустых пород. А три года назад там обнаружили месторождение золота и «Роснедра» выставили этот участок на аукцион. Индивидуальный предприниматель, получивший лицензию, приезжает на участок, а там другой арендатор. Предлагает: пустите, я за два года вырою золото, заровняю участок, и пожалуйста, складируйте свои пустые породы. К сожалению, каждый остался при своих интересах.
В Улётах предприниматель оформил в аренду участок земли для ведения сельскохозяйственной деятельности – под покосные угодья. Приходит недропользователь с лицензией, предлагает: мы заходим на участок, вскрываем, забираем золото, потом рекультивируем и пользуйтесь дальше. Но практика показывает, что после горных работ земля будет восстанавливаться не менее15 лет. Переговоры до сих ведутся.
И прокуратура не поможет
Российское законодательство настолько несовершенно, что выдаются лицензии, выделяются горные отводы без учета категории земель, без анализа того, ведется ли уже на этом участке какая-то деятельность, находится ли населенный пункт. По словам прокурора, они неоднократно обращались в вышестоящую прокуратуру с просьбой внести в закон «О недрах» изменения, чтобы лицензирующий орган определял, какие земли находятся в данном горном отводе, и проводил согласование с ОМСУ.
– У нас есть прецедент по ООО «ПК «Кварц». Предприниматели зашли на территорию муниципального образования и стали работать на землях сельхозназначения. Не имея правоустанавливающих документов, все перерыли. В результате Россельхознадзор насчитал им ущерб в 300 миллионов рублей, Природоохранная прокуратура определила ущерб по лесному фонду в размере 52 миллионов рублей. На данный момент есть решение суда о запрете деятельности, о взыскании ущерба, о том, что они обязаны произвести там рекультивацию. К сожалению, решение суда еще не вступило в законную силу. Работы продолжаются, – рассказала прокурор Елена Валерьевна.
Участники разговора считают, что проблему надо решать на уровне Федерального агентства по недропользованию. Распорядителем недр в Забайкальском крае является отдел геологии и лицензирования, который находится в подчинении у Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (г. Красноярск), в связи с чем забайкальские прокуроры повлиять на ситуацию не могут.
Председатель правления АСМО Павел Коваленко заметил:
– Этот вопрос мы рассматривали на заседании рабочей группы межведомственной комиссии в прокуратуре. В Министерство природы РФ было направлено письмо с просьбой включить в регламент, в список тех организаций, с кем Роснедра должны проводить согласование, когда выдают лицензии, органы местного самоуправления. Ответа пока нет.
Обсуждение показало, что трактовка норм природоохранного законодательства, определяющих полномочия органов МСУ в сфере недропользования, у специалистов Министерства природных ресурсов, Росприроднадзора, природоохранных прокуроров и руководителей муниципалитетов серьезно различается. Для согласования данных позиций правление АСМО обратилось к и.о. министра природных ресурсов Забайкальского края Олегу Некрасову с предложением провести круглый стол по озвученной тематике с участием всех заинтересованных сторон.