Судьба храмов: стать «мертвыми душами» или брендом региона

В эти дни Чита принимает участников Всероссийского православного форума «Православные храмы как объекты культурного наследия». Событие несколько необычное, но, безусловно, актуальное. Тем более что в Забайкалье губернатором объявлен Год сохранения объектов культурного наследия. В мероприятии участвуют представители Русской православной церкви, историки, краеведы, учёные из Читы, Москвы, Иркутска и других регионов страны.

Для реставрации храмов нужно менять законодательство

Одним из мероприятий форума стало пленарное заседание, где были обозначены основные проблемы сохранения православных храмов и возможные способы восстановления святынь. Большинство из них сегодня находятся в аварийном или предаварийном состоянии, однако финансирование работ по их восстановлению практически отсутствует.

О необходимости грамотного и благоговейного сохранения уникальных культурно-духовных ценностей говорил исполняющий обязанности руководителя Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края Владимир Нестеренко. 

Он рассказал, что на территории Забайкальского края расположено 190 объектов православия. Из них 38 объектов культурного наследия, что составляет 17% от общего количества. Наиболее ранней постройкой считается церковь Успения Пресвятой Богородицы 1712 года в селе Калинино Нерчинского района. В старейшей, юго-восточной части Читы, на Селенгинской улице в 1776 году была построена деревянная церковь, освященная в честь Архангела Михаила. Сейчас это самое старинное строение в Чите. Церковь во имя Пресвятой Богородицы в селе Кондуй была построена в 1805 году, Воскресенский собор в Нерчинске – в 1824-м. «Эти четыре объекта имеют богатейшую федеральную историю, поэтому являются наиболее ценными объектами на территории Забайкальского края», – отметил Владимир Нестеренко.

Все церкви делятся на категории в зависимости от источника финансирования. Так, в собственности Забайкальского края находятся Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь и церковь Успения Пресвятой Богородицы. По источнику финансирования Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь финансируется из бюджета Забайкальского края, в этом здании-храме находится церковь Декабристов, и основной пользователь – государственное учреждение культуры «Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова». А церковь Успения Пресвятой Богородицы – это яркий пример государственно-частного партнерства, когда частные инвестиции помогают восстанавливать, воссоздавать объект культурного наследия как источника культуры. 

Докладчик отметил, что единственная программа на территории Российской Федерации, которая финансирует проведение ремонта и реставрации храмов и часовен – это государственная программа развития культуры. Одним из важных показателей для включения объекта в эту программу считается то, насколько востребован у людей тот или иной храм.  

Сегодня на территории края расположено 20 аварийных объектов культурного наследия, относящихся к религиозно-православным церквям. Кстати, по словам Нестеренко, девять используются не по назначению. 

А значит, находятся в зоне риска, так как использование храма не по назначению, как правило, приводит его рано или поздно к опустошению. По мнению Владимира Владимировича, один из путей решения проблемы с бесхозяйными объектами заключается в том, чтобы органы местного самоуправления принимали их в собственность, а затем, в соответствии с законом, передавали в собственность религиозной организации.

Много проблем возникает с самой реставрацией. Работы на объектах культурного наследия может производить только юридическое лицо, имеющее соответствующие лицензии. Поэтому сделать даже простейший текущий ремонт проблематично. Порой приходы берут на себя ответственность и делают ремонт, в том числе самовольную реставрацию. Чисто по-человечески понять их можно – тем самым они пытаются сохранить объект в техническом состоянии. Однако это влечет нарушение закона. «Единственный путь решения, который, на наш взгляд, существует в данном направлении, это упрощение порядка проведения работы по сохранению объектов культурного наследия на законодательном уровне», – отметил Владимир Нестеренко.

Деревянные объекты обречены?!

Опытом работы с участниками форума поделилась архитектор-реставратор, старейший научный сотрудник сектора деревянного зодчества Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства, заместитель генерального директора автономной некоммерческой организации «Традиция» Ольга Александровна Зинина:

– С забайкальскими объектами я только начала свое знакомство. Не секрет, что деревянные памятники по всей стране, как церковные, так и гражданские, находятся в большинстве своем в очень тяжелом состоянии. И основная проблема – это отсутствие пользователя на абсолютном большинстве храмов, как деревянных, так и каменных. Часто нет не только пользователя, нет и прихода, который мог бы этими храмами впоследствии пользоваться. Что касается статусов, то если федеральные объекты какие-то деньги от государства получают, то объекты региональные, муниципальные просто обречены. Если в ближайшее время на ряде объектов не провести хотя бы противоаварийные консервационные работы, то, к сожалению, лет через десять, наверное, уже будет не с чем работать. В реестре уже скопилось некоторое количество объектов, которые являются «мертвыми душами». То есть по факту памятников уже не существует. 

Среди основных трудностей она отметила нехватку квалифицированных специалистов, устаревшее законодательство, недостаток средств на контроль качества выполненных работ, труднодоступность объектов и игнорирование особенностей работы с деревом.

Храмы – в цифру!

О том, как сделать Забайкалье привлекательным с точки зрения туризма посредством православных храмов, рассказала директор этнопарка «Сухотино» Наталья Викулова. «Я хотела бы сказать большое спасибо Александру Михайловичу Осипову за то, что он поддержал наше предложение провести эту конференцию. Уверена, именно православие, храмы, культура в Забайкалье могут быть брендом. При этом нужно отталкиваться от той реальности, которая нас окружает. Нам придется интегрироваться в цифровое пространство, чтобы молодежи это было интересно. Нам придется погрузить туда нашу культуру, в том числе православную», – отметила Наталья Олеговна. 

Она рассказала о своем опыте продвижения бренда «Сухотино» в интернете. «Ушло два года ежедневных инфоповодов – от ТАСС до обычных постов в соцсетях, чтобы запрос «Сухотино» вошел в нейросети. Когда мы забиваем в поисковую строку «основные православные центры России», мы традиционно видим очень известные объекты по количеству упоминаний этих объектов в качестве центров православной культуры России. Если мы смотрим на Дальний Восток, то сети выдают многие субъекты ДФО, Читы – нет. Значит, инфоповодов не хватает для интернета. Многие регионы популяризируют православную культуру, прежде всего на площадках храмов. Это могут быть фестивали, выставки, концерты, туры, всевозможные информационные и раздаточные материалы, фильмы. Кроме того, это включение объектов, храмов, в частности, в туристический маршрут. Например, мы знаем, как сейчас хорошо известен Малый Иерусалим, который включен во множество туристических маршрутов. В Забайкалье тоже есть что представить. 

Например, в прошлом году появился новый фестиваль «Хлебный Спас» в селе Курлыч. Есть еще один вариант популяризации. Повсеместно в стране оцифровываются храмы, то есть создаются цифровые двойники. На этих площадках изучается архитектура, на них строятся компьютерные игры, позволяющие узнать об основных традициях. Создаются интерактивные карты. Очень полезный инструмент – виртуальная экскурсия. Из дома можно попасть в какое-то особенное место и совершить небольшое путешествие, а заинтересовавшись, потом отправиться в реальность. Как вариант – туристические маршруты. Они могут быть в формате паломнических туров или культурно-познавательных маршрутов. Я нашла туры до Байкала. У нас огромное богатство, нужно только эти инструменты интегрировать в Забайкалье. К сожалению, пока на запрос «православные церкви Забайкалья» интернет выдаёт карту с небольшим количеством объектов, несколько статей, которые показывают храмы разрушенными, то есть фокусируются только на проблематике, а не на потенциале. И только в четвёртой
-пятой ссылке можно найти статьи – отзывы от паломников, которые приезжали в Забайкалье и рассказывают о том, как это было», – рассказала Наталья Викулова.

Участники разговора отметили, что зачастую дешевле и проще построить новый храм, полностью повторяющий старый, чем заняться реставрацией. Однако главная задача современной церкви – не допустить утраты исторического наследия и передать его будущим поколениям в первоначальном виде. Ведь с утратой наших храмов мы потеряем нечто большее, чем просто памятники архитектуры. Это будет утрата связи времён и поколений, исчезновение огромного пласта истории и культуры православной Руси, великих достижений наших предков.

Виктория Сивухина

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.