Дружба народов устами детей

В 2025 году региональное отделение Союза журналистов России реализует проект «СМИ за позитивный контент: сохраним мир и дружбу в многонациональном Забайкалье». Это стало возможным при поддержке Губернатора Забайкальского края, Фонда развития Забайкальского края и при софинансировании Фонда президентских грантов.

Одним из мероприятий проекта стал конкурс сочинений среди учеников общеобразовательных школ Забайкальского края на тему «Мы с одноклассниками разных национальностей, но это не мешает нам дружить». 

Школьникам предлагалось в своих сочинениях рассказать об одноклассниках и друзьях, представляющих разные народы, порассуждать на темы дружбы, взаимопомощи между людьми разных национальностей, вспомнить истории из своей жизни, из жизни класса и школы, а также поведать о прадедах – участниках Великой Отечественной войны, ковавших победу в рядах многонациональной Советской армии.

Конкурс проводился по четырем номинациям среди учеников 5–11 классов, творческие работы принимались с 10 декабря 2024 года по 30 марта 2025 года. Подводя итоги, команда проекта решила наградить не только победителей и призеров, но и отметить самых активных участников, а также учителей, которые помогали школьникам оформлять заявку на конкурс. 

Награды победителям вручил председатель Забайкальского регионального отделения Союза журналистов России Александр Потяев в минувшую субботу на площади Ленина в рамках фестиваля национальных культур.Сегодня мы публикуем некоторые из творческих работ школьников.


Номинация «А вот был случай…»

ПОДРУГА – ВТОРОЕ «Я»

Это история о том, как случайная встреча на соревнованиях привела к настоящей дружбе между двумя девочками разных национальностей, но объединённых общими целями и интересами.

Всё началось на турнире по бадминтону, который проходил в одном из спортивных комплексов Читы. Я, будучи опытной спортсменкой, уже участвовала в нескольких турнирах и привыкла к напряженной атмосфере соревнований. Но этот раз был особенным: я заметила новую участницу – девушку с яркими чёрными волосами и загадочной улыбкой. Она выделялась среди всех своей уверенностью и спокойствием, словно была здесь не впервые. Мы встретились на площадке во время одного из матчей. Игра была напряженной, но я сразу почувствовала, что эта девочка играет не ради победы, а ради удовольствия от процесса.

Соревнования уже завершались, как вдруг ко мне подошла эта самая девочка, чтобы познакомиться. Мы обменялись несколькими словами, и она представилась – её звали Аяна (это имя звучало мелодично и необычно). Она говорила по-русски, но внешность девочки была азиатская. Мы с ней здорово провели время, пообщались и обменялись телефонами. Нам быстро удалось найти общие темы для разговора: помимо бадминтона нас объединяла любовь к книгам и путешествиям. Так мы начали дружить.

Аяна невероятно интересная собеседница. Она рассказывает мне о своем родном крае, о традициях и обычаях бурятского народа. Созваниваясь с моей подругой почти каждый вечер, я узнала, что её имя означает «обаятельная», что она совсем недавно переехала в Читу из деревни Улюн. Там у её семьи остались близкие родственники, которые свято чтут бурятские традиции.

Аяна рассказала про особенности празднования их Нового года, который называется «Сагаалган», что означает «белый месяц». Поведала, что Сагаан Убгэн – это белый старец, другими словами – наш Дедушка Мороз. На бурятский Новый год в семье Аяны принято готовить зутранский зелёный плиточный чай. В него добавляют перемолотое и обжаренное пшено, кладут сливочное масло, молоко и даже соль! Иногда подают к столу сэгээ – кумыс, напиток, изготовленный из молока кобылиц. Также готовят на новогодний стол саламат – блюдо из домашней сметаны и муки (его можно подавать как самостоятельное блюдо или намазать на хлеб). Любят в семье Аяны и с удовольствием готовят хуруд – домашний сыр. Ну и, конечно, одним из основополагающих блюд бурятской народной кухни являются буузы.  

Встреча с этой замечательной девочкой оказалась для меня очень значимой. Меня поразила её качественная осведомлённость о своей культуре. До нашей с ней встречи я думала, что про свою национальность я знаю очень многое, а оказалось наоборот. Теперь я обязательно начну более детально исследовать особенности русских традиций, чтобы так же уверенно рассказывать Аяне о своём народе, с любовью делиться особенностями культуры.

Я думаю, эта история научила меня тому, что настоящая дружба может зародиться в самых неожиданных местах. Соревнования по бадминтону стали для нас не только местом борьбы за победу, но и площадкой для обмена опытом и культурными ценностями. Благодаря Аяне я открыла для себя новый мир, полный удивительных традиций и мудрости. И кто знает, возможно, однажды мы действительно осуществим нашу мечту и отправимся в путешествие вместе, чтобы увидеть красоту природы и ещё больше укрепить нашу дружбу. Аяна зародила во мне понимание того, что изучение традиций своего народа – это важный процесс, который помогает лучше понять свою идентичность, корни и культурное наследие. Традиции передают ценности, обычаи и верования, которые формировались веками, и сохраняют связь поколений.

Алёна БЕРЕЗИНА, ученица 6 «А» класса МБОУ «СОШ № 44»

* * *
Номинация «Без друга в жизни худо»

ДРУЖБА – МОСТ, КОТОРЫЙ СОЕДИНЯЕТ РАЗНЫЕ КУЛЬТУРЫ

В современном мире люди говорят на разных языках, следуют своим традициям и живут по-разному, но есть то, что объединяет нас всех – дружба. Настоящая дружба не зависит от национальности, религии или культуры. Она основана на уважении, взаимопонимании и поддержке. Если люди разных народов будут дружить, помогать друг другу и жить в мире, наша страна станет еще сильнее. 

Наш класс – яркий пример того, как дружба объединяет. Среди нас есть ребята разных национальностей, но мы никогда не делим друг друга по этому признаку. Вместе мы учимся, занимаемся спортом, готовимся к конкурсам, отмечаем праздники. 

Один из примеров нашей дружбы – совместная подготовка к школьному концерту. Мы решили показать, как богата культура разных народов. Кто-то исполнил народную песню, кто-то показал национальный танец, а в конце мы все спели песню о дружбе народов. 

Другой пример. К нам в класс пришел мальчик, недавно переехавший в нашу страну. Он испытывал трудности с языком. Он волновался, что не может быстро привыкнуть, но мы поддержали его: помогали с уроками, учили его новым словам, приглашали играть с нами. Спустя несколько месяцев он не только заговорил свободнее, но и стал одним из самых активных учеников в классе. 

Такие моменты доказывают: когда люди дружны, они сильны. Когда в коллективе царит уважение, когда люди помогают друг другу, общество становится сплоченнее. А если во всей стране люди будут жить в согласии, то и Родина наша будет крепче. 

Дружба – это мост, который соединяет разные культуры и традиции. Она делает нас лучше, добрее, терпимее. Если мы научимся видеть друг в друге не различия, а точки соприкосновения, наша страна станет еще сильнее. Ведь если дружба велика, будет Родина крепка! 

Айдана САТЫБАЛДЫЕВА, ученица 9 «А» класса МБОУ «СОШ № 32»


* * *

Номинация «У Победы нет национальности»

УРОК, ИЗМЕНИВШИЙ МЕНЯ

Историю, которую я вам расскажу, наверное, отчасти знает каждый, чью семью настигла та страшная напасть – война. Народ наш выдержал, превозмог такие тяготы, которые не поддаются сравнению ни с чем по своей жестокости и бесчеловечности. Что же помогло нам выстоять? Сила духа, мужество, честность, жажда справедливости, любовь к Родине? А может быть, в основе сплочённость, поддержка, взаимопомощь и выручка всех народов, проживающих на нашей огромной земле, которые рука об руку, плечо к плечу прошли этот тяжёлый путь к Победе! 

Сейчас уже совсем мало осталось участников и очевидцев этой тяжёлой страницы жизни нашей великой страны. Задача нынешнего поколения (а также и будущего) заключается в том, чтобы помнить, чтить и благодарить всех тех, кто отдал свою жизнь за то, чтобы жили мы. Дорогой читатель, слушай же эту маленькую, но значимую историю, впитывай тот замысел, который в ней задуман...

Шёл 2005 год, май. Тихая и размеренная жизнь текла в нашем небольшом посёлке. Все в нём друг друга знали, семьями дружили. Ничего не нарушало привычного и простого образа жизни. Дед мой тогда с нами уже жил, потому что старенький стал (было ему более 80 лет). Я в тот день вернулся из школы – весёлый, довольный. Дедушка в кресле сидел и читал газету. Увидев меня, он отложил её и, с интересом глядя, спросил: «Сережа, поведай мне, что у тебя такое интересное приключилось?» Я остановился и ответил: «Здравствуй, дедушка. Ой, сейчас я тебе расскажу!» И начал свой рассказ: «К нам в класс пришёл новенький, его зовут Айдар, а фамилия – Балдаев. Знаешь, у него такие узкие глаза, он совсем не похож на нас. Марья Степановна его нам представила и посадила с Пашкой. Шёл урок русского языка, и учитель вызвала новенького к доске, а он не справился с заданием. Тут-то Димка и придумал нашему новенькому прозвище. Ну, деда, сам понимаешь, фамилия-то забавная. Ребята все хохотали, я, конечно, тоже. Потом музыка была. Урок закончился, и мы пошли домой, но до сих пор смешно».

– Ну и что же здесь забавного? – спросил дедушка.

– Как что? Мы весь день над ним подшучивали, смеялись.

– А зачем?

– Но он же ведь совсем-совсем на нас не похож, да и ситуация смешная получилась!

– Эх, Сережа, Сережа... Нельзя же так, – тихо произнёс дедушка, покачивая головой.

– Почему?

– Да потому что. Сейчас расскажу одну историю, а ты сиди и внимательно слушай! Дело было давно, в 1942 году, война тогда шла. Взвод наш разгромили, мало живых осталось. Командованием было принято решение пополнить отряд новыми молодыми бойцами. А нас (как на подбор) всех звали Иван да Степан, Петров да Сидоров. А тут приходит парень, молоденький совсем, роста невысокого, худощавый – звать Аюр, фамилия – Будаев. Как-то не вписывался он в отряд (по нашему разумению), но делать нечего – война идёт, а значит, каждый боец на счету и огромное значение имеет. Приказ нам дали – деревушку освободить от немцев. Отправились на задание, бой страшный тогда завязался. Немцы нас по численности превосходили, да сильней и проворней мы оказались. Разгромили немцев, офицера в плен взяли. Только сели дух перевести, как из-за куста сирени выбежал немец и давай палить по нам. Тут-то и проявил себя наш новый товарищ – оттолкнул меня в сторону, схватил ружьё и немца застрелил. Потом уже, когда я опомнился, то понял, что фашист-то прямо в меня целился и друга моего Степана. Если бы не доходяга Аюр (так мы его первое время назвали), то не стало бы нас на свете белом. Как же мы его благодарили! Взвод наш взял его на руки и давай подкидывать вверх.

Затем еще много заданий выполнили мы успешно с нашим Аюркой бесстрашным (так мы его потом прозвали). Столько всего прошли, но победу он так и не увидел. Танк фашистский к нашим окопам подбирался, Аюр-то и выскочил с гранатой да подорвал его – спас нас, снова спас! После войны мы со Степаном нашли то место, нашли могилу его. Долго сидели да всё думали... про жизнь, про дружбу товарищескую, про силу духа. 

Вот как, Серёжа, может в жизни быть. Тот, кто неказистым казался да смешным, стал героем настоящим. Поэтому суди человека по поступкам, а не по внешности! А то, что ваш одноклассник новый с заданием не справился – так это ерунда. Не привык он еще, застеснялся, может быть, а вы и на смех все подняли. Ты завтра, внучок, лучше подойди к нему да прощения попроси.

Всё время, пока дедушка вёл свой рассказ, я слушал его, не отрываясь, даже, кажется, не моргая. Как мне в тот момент стыдно стало, трудно словами передать. Мы смеялись над Айдаром, а, быть может, дед его Родину общую плечо к плечу с нашими дедами защищал. Нет чтобы поддержать, помочь по-товарищески... Эх. Все эти мысли друг за дружкой текли у меня в голове.

На следующий день, прибежав в школу, я сразу же нашёл Айдара и попросил у него прощения. Он сначала молчал, а потом поблагодарил за беспокойство. Понятное дело, ему тяжело, никого не знает еще. Я познакомил Айдара с нашей компанией и предложил после школы погонять мяч на стадионе.

Вот так рассказ дедушки что-то перевернул у меня в душе. Я осознал, что нет хороших или плохих людей, всех надо принимать такими, какие они есть, что дружба настоящая не имеет границ, правил и совсем не зависит от внешности и национальности.

Россия – страна, в которой проживает множество разных народов: буряты, татары, чеченцы, армяне и многие другие. Благодаря многонациональной дружбе Родина наша становится крепче. Никто не сможет сломить нас, пока мы чтим и уважаем друг друга. Такая наша Россия, как любящая матушка, пригревает всех, одаряет добротой и защитой. И мы, как дети её, всегда готовы защитить, отстоять от врагов и недругов во имя покоя, благополучия и мирного неба. А помня, что наша страна прошла в далёкие 40-е годы, мы должны беречь взаимоотношения с другими национальностями, всегда быть готовыми прийти на помощь. Ведь это и есть настоящая дружба!

Анастасия ВАСИЛЬЕВА, Ученица 7 «А» класса МБОУ «СОШ № 44»

* * *

Номинация «Если дружба велика, будет Родина крепка»

МАТЬ-РОССИЯ – ТЫ ОГРОМНА, МНОГО РАЗНЫХ ЗДЕСЬ НАРОДОВ

Наша страна – многонациональная, в ней проживает более 190 народов. Различные национальности не мешают людям жить в одной стране, дружить, общаться, перенимать традиции друг друга, быть добрыми и откровенными между собой. 

В моем классе есть ребята разных национальностей: мальчик-таджик и девочка-бурятка. Хочу вас с ними познакомить… Начнем с моего одноклассника. Его зовут Ходжикурбон, но мы все его зовём Колей. У него есть трудности с русским языком, но это только из-за того, что он до четырех лет жил в Таджикистане и русский язык совсем не изучал. Зато Коля хорошо разбирается в математике. Она ему очень нравится. Я ему помогаю с русским языком, а он мне с математикой. Еще Коля на классных часах часто рассказывает нам о традициях и культуре своего народа. Это очень интересно. Недавно у нас было задание рассказать о происхождении своего имени. И если русские имена были обычными, то Колин рассказ заинтересовал нас всех. 

Когда мы говорим о разных национальностях, мы, конечно, не забываем о ближайшем регионе и наших соседях. Это буряты. С их культурой нам помогает знакомиться Катя. По национальности она бурятка. Совсем недавно на школьном конкурсе талантов Катя научила весь класс танцевать ёхор. Было очень интересно. Причем мы не просто учили движения, но и узнавали, что символизирует каждое движение. Мы постарались воссоздать костюмы бурятского народа. Наше выступление получилось целым театрализованным представлением. И это все благодаря нашей Кате. 

А еще у нас в классе есть, по моему мнению, удивительный человек, Илья. А удивительный он потому, что метис. Его мама – бурятка, а папа русский. Ему приходится жить в двух культурах (бурятской и русской). На классных мероприятиях он рассказывает нам легенды. Одна из самых моих любимых – легенда о Белой Лебеди. Белая Лебедь Хун шубуун на своих крыльях приносит счастье, богатство и процветание своим земным потомкам.

Мои одноклассники очень добрые и отзывчивые. Да, пусть у них есть трудности в обучении, но это не делает их плохими людьми. Да и у них есть мы (одноклассники), кто всегда с радостью помогает с учебой. Да, мы отличаемся внешностью, но это не значит, что нам нельзя дружить. 

Я уже совсем не представляю наш класс без этих прекрасных людей. Они дополняют и раскрывают наш коллектив. Наша учительница Анна Викторовна говорит, что только вместе мы – сила! А еще мы уже не просто одноклассники – мы настоящие друзья. А наш класс – это большая и дружная семья. Мы все граждане одной большой и дружной страны. И неважно, какой мы национальности, как мы выглядим, какой у нас разрез глаз. Главное, что мы люди. А человеку всегда нужен человек. Я знаю, что мои друзья никогда не оставят меня в беде и всегда придут на помощь. Мы все люди – вне зависимости от национальности!  

Анна РЫБАКОВА, ученица 6 «В» класса МБОУ «СОШ № 33»
* * *

Номинация «У Победы нет национальности»

ГЕРОИ, КОТОРЫМИ ГОРДИМСЯ!

Мой прапрадед, Пётр Илларионович Калашников, родился в 1903 году. Он был уже достаточно взрослым человеком, когда началась Великая Отечественная война. Жизнь его текла спокойно и размеренно, пока не пришла страшная новость о нападении Германии. Ушёл Пётр Илларионович на фронт по мобилизации 12 марта 1942 года, на тот момент проживая в селе Танга Улётовского района. Воевал в 86-м стрелковом полку, по военной специальности «стрелок-автоматчик (пулеметчик)» в звании рядового. Стрелок – это одна из самых опасных должностей на фронте. Ему с товарищами приходилось идти в атаку первыми, прорываться сквозь огонь противника, укрываться в окопах и траншеях. Каждый день был полон опасности, и никто не знал, вернётся ли он вечером обратно. Во время одного из ожесточённых боёв был ранен в обе ноги 8 февраля 1944 года. 

Прадедушка проходил лечение в госпитале «Эвино» до апреля. Врачи сделали всё возможное, чтобы спасти его ноги. Продолжительное время он провёл в госпитале, перенёс несколько операций и долго не мог ходить. Но даже тогда он не терял надежду вернуться и продолжить защищать свою Родину.

Пётр Илларионович имел правительственную награду и медаль «За оборону Советского Заполярья». Награду получил 14 июня 1945 года. Он не искал славы, но его мужество и стойкость стали примером для многих.

Одним из самых запомнившихся моментов для Петра стал бой в небольшом городке (он рассказывал об этом моей маме). В мае 1943 года он в составе своей группы пошёл выполнять поставленную перед ними задачу: прорвать окружение немецких войск. Тогда прапрадедушка находился в самом центре сражения, и казалось, что вокруг гремит вечный гром. Снаряды рвались повсюду, земля дрожала от взрывов, а воздух был наполнен дымом и пылью. Но наши солдаты шли вперед! Победив врагов, мой прапрадедушка взял в плен одного офицера и двоих солдат. Бой стал значимым, потому что мой прапрадедушка нашёл тогда настоящего друга. По национальности он был армянин. В течение всех последующих военных месяцев оба продолжали поддерживать связь. Часто писали письма, делясь новостями и переживаниями. Бывали случаи, когда им удавалось встретиться на передовой. Эти встречи становились настоящим праздником для обоих: они обменивались шутками, делились армейскими байками и планами на послевоенную жизнь. После войны друг моего прапрадедушки много раз 
приезжал к нему в гости. Их дружба продолжалась многие годы.

Мой прапрадедушка прожил достаточно долгую жизнь. Умер в 1982 году в возрасте 78 лет. До конца своих дней вспоминал войну и радовался тому, что наша страна победила врагов!

Эта история о том, как война, несмотря на все ужасы, способна породить настоящую дружбу. Мой прапрадед и его товарищ нашли друг в друге поддержку и понимание, оставшиеся с ними на всю жизнь. Их пример показывает, что сила человеческого духа и дружбы способна преодолеть любые преграды, будь то расстояние, культурные различия или даже сама война.

Каждый год, в День Победы, моя семья вспоминает прапрадедушку Калашникова Петра Илларионовича и его друга. Их история живет в наших сердцах, напоминая о важности взаимопомощи, верности и человечности.

София ЛАНЦОВА, ученица 6 «В» класса МБОУ «СОШ № 44»
* * *

Номинация «Без друга в жизни туго»

МОИ ОДНОКЛАССНИКИ – МОИ ДРУЗЬЯ

Я живу и учусь в городе Чите. В своем классе я иностранка, но это мне никак не мешает общаться и дружить с одноклассниками. Ведь мы понимаем, что национальность не влияет на воспитание человека, а это главное при общении и взаимодействии людей. Наоборот, нам очень интересно узнавать друг у друга что-то новое. Например, меня часто спрашивают про традиции нашего народа. Либо я интересуюсь языковыми вопросами у своих друзей. Часто рассказываю о наших семейных традициях, люблю сравнивать их с рассказами одноклассников, анализировать, сравнивать, что у нас общего и какая есть альтернатива. Нам в школе всегда объясняют, что дружба с ребятами других национальностей очень интересна. Я часто принимаю участие в конкурсах «Вместе мы – сила!» Взрослея, мы узнаем не только свою историю, но и историю своего товарища. Иногда я учу своих друзей армянскому языку. Им это очень интересно, и они с удовольствием меня слушают. Ребята удивляются и даже чуть-чуть завидуют тому, что я хорошо знаю два языка: русский и армянский. На ур
оках русского языка я часто привожу примеры из своего языка. И сразу замечаю, что все начинают слушать внимательнее, у ребят проявляется интерес, они задают вопросы, начинается обсуждение. Мне нравится, что учительница поддерживает все мои начинания в этом.

Мои одноклассники принимают меня так же, как человека своей национальности, так как я хорошо говорю на русском языке, знаю язык, и даже за эту четверть у меня снова выходит оценка «5». Говорят, что я только внешне похожа на армянку. Для них я точно не иностранка. Мы просто искренне дружим, помогаем друг другу с уроками, ходим на различные секции, стараемся помогать друг другу, потому что сами этого хотим. 

Мои родители часто мне говорят: «Главное – это уважать другого человека. И неважно, какой он национальности. Важно, что он тоже человек». Мама радуется, что у меня много друзей, они часто приходят ко мне в гости. Мама готовит традиционные армянские угощения, рассказывает об этом моим одноклассникам. Для них такая еда кажется интересной, необычной и очень вкусной. Я даже на чаепитие в школу приношу мамину выпечку, а одноклассники уже с нетерпением ждут, чем на этот раз я их буду угощать. 

Настоящая дружба не делится на национальности. Главное, должно быть уважение и любовь к своему товарищу. Да, может быть, мы и разные внешне, но нас объединяют человеческие качества: доброта, честность, отзывчивость, искренность, любовь, сопереживание и др. 

Я рада, что у меня есть настоящие друзья, что для них я не просто девочка-армянка, которая отличается от остальных внешностью, но еще и друг, товарищ, одноклассница. Дружба народов очень важна.

Виктория МАНУКЯН, ученица 6 «А» класса МБОУ «СОШ  № 33»

Часть материалов номера создана при поддержке губернатора Забайкальского края и Фонда развития Забайкальского края

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.