Сергей Бобров: «День образования Забайкальского казачьего войска нужно сделать выходным!»
Наши беседы с атаманом Забайкальского казачьего войска Сергеем Бобровым становятся доброй традицией. Вместе с ним мы держим руку на пульсе и рассказываем вам о наиболее актуальных вопросах, связанных с развитием забайкальского казачества. Сегодня говорим о перспективах ЗВКО, о недавно изданной «Казачьей азбуке» для детей, а также – внезапно – о проблемах сельского хозяйства.
– Сергей Григорьевич, начнём с перспектив на ближайшее время. Какие новости по госучреждению и казачьему кадетскому корпусу?
– 31 января, скорее всего, проведём Совет атаманов. 29 марта состоится очередной круг. По госучреждению подвижек пока никаких нет. Единственная подвижка в том, что Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества поддержал открытие государственных учреждений в войсках, в которых этих учреждений до сих пор нет. В шести есть, а всего их тринадцать. Там, где они есть, идёт конкретная работа. Донское войско – пожалуйста, кубанское – пожалуйста. Есть кому управлять, заниматься
вопросами.
Вот смотрите, зам.атамана Василий Васильевич (Миндрус. – Прим. автора). Он работает на общественных началах, с патриотической точки зрения. Но деньги-то ему надо платить, чтобы он семью мог кормить.
По казачьему кадетскому корпусу тоже пока конкретики никакой нет. Готовлюсь к встрече с губернатором, планирую предоставить информацию по проработке этого вопроса и не только. Но по кадетскому казачьему корпусу у нас как таковой государственной задачи не стоит. С другой стороны, есть утверждённая стратегия гражданской политики – в обязательном порядке создать казачьи кадетские корпуса в тех местах, где имеются штабы войсковых формирований. Корпус обязательно должен быть. Обязательно! С 10-го года, как написали стратегию и приняли решение создать казачьи кадетские корпуса, так воз и ныне там. 15 лет прошло, а Забайкалье не может этот вопрос решить! А ведь решить его можно. Только чтобы региональное управление вместе с войсковым казачьим обществом и Министерством образования приняло его на себя.
– В остальных регионах такие корпуса уже есть?
– Ну конечно. Даже в Иркутске и в Уссурийске создаются. По-моему, осталось одно Забайкалье. И Забайкальское казачье войско не видит перспектив, когда этот корпус откроется. Планируют в Краснокаменске. Но это далеко от Читы.
– Вероятно, если он и будет, то именно в Краснокаменске.
– Тогда он будет муниципального значения. Это не соответствует задаче президента. Задачу президента нужно выполнять. Это за-да-ча пре-зи-ден-та! Казачий кадетский корпус должен иметь региональное значение с выходом на президентскую программу развития.
– Когда встречаетесь с губернатором?
– Наталья Александровна (Щербина. – Прим. автора) сказала, что в первой декаде января. План встречи у меня отработан. Первая и основная тема – создание государственного учреждения.
– Вы уже неоднократно обсуждали это с губернатором. У вас появились новые аргументы?
– Всероссийский атаман поддерживает – это раз. И два – нельзя военизированную систему управления ставить на бизнес-систему. У войсковых казачьих обществ стоят мобилизационные и военные задачи. Люди воюют, ёлки-палки. Также стоит задача формировать добровольческую составляющую наших отрядов. Сейчас принято решение, что будут казачьи мобрезерв и мобресурс. Этим кто-то руководить должен, это конкретная система со штатной составляющей. А как может бизнес заниматься военными вопросами? Я считаю автономное учреждение бизнес-учреждением. Хоть и говорят, что министерство будет выделять денежные средства, но это министерство. А то – госучреждение, на которое госбюджет будут планировать сразу же. И люди, которые работают в этом учреждении, будут знать и понимать, за что они работают и что они обязаны делать. Каждый будет отвечать за своё дело и вести
его.
Губернатор поручает своим подчинённым, которые должны разобраться в этом вопросе и доложить. А подчинённые не понимают многих вопросов. Если бы они понимали, как работает система управления, Забайкальский край в последних регионах не находился бы. Вывод какой напрашивается?
Вот я даже по ряду вопросов внутренней политики не согласен с Министерством регионального развития. Я в советское время стрижкой овец занимался, так у нас в одном колхозе 40-45 тысяч овец было! Чиндант 1-й, Икарал, Старый Чиндант, Усть-Борзя, Холуй-База – эти 5 поселений имели в среднем 50 овцеводческих хозяйств. Каждое хозяйство имело 600-700 голов овец. Вот и умно-
жайте.
И сегодня в Забайкалье сельское хозяйство не вытянут холдинги, они будут впитывать деньги в себя. Распахивать площади, вроде бы сеять. Но будет засуха, и всё это исчезнет. А холдинги будут ещё и страховку получать. За счёт этого региональное хозяйство не подымешь.
Сейчас те, кто занимаются овцеводством, шерсть стригут и выбрасывают. Шкуры снимают и тоже выбрасывают. Невыгодно везти, сдавать.
Сельское хозяйство Забайкальского края всегда славилось рожью, картофелем, морковью, свёклой, капустой. Если изучить историю развития дореволюционного казачества, то становится понятно, что в нашем казачьем войске сельскохозяйственное производство было на высоком уровне. Коней и крупного рогатого скота хватало, овцеводческой составляющей хватало. Когда после революции казаки ушли в Трёхречье, на голое место, они в течение 10 лет создали новое хозяйство и 24 станицы. Их даже китайцы и японцы не трогали, не мешали. Они накормили потом весь восток края зерном, хлебом и мясом. Так вот это о чём? О том, что сельский житель, который знает, что ему на развитие хозяйства дадут какое-то послабление, какие-то средства, он, конечно, будет его развивать.
Самое главное, я сейчас смотрю, Чита строится и вроде бы неплохо. Но зачем моногород строить? Нужно развивать сельские поселения. Зачем 20-этажные дома в городе возводить? Народ вытаскивать из сёл, чтобы он сидел в этих домах, ничего не делал и помирал? Только в сельской местности народ будет развиваться, когда он думает и понимает, для чего он живёт. Да и моногород проще уничтожить – 2 ракеты прилетело, и населения нету. А попробуй Забайкалье с таким количеством деревень уничтожить.
– Вы подчёркиваете необходимость создания госучреждения. Если оно появится, то что будет с АНО?
– Автономное учреждение мы не ликвидируем. Оно будет заниматься своим делом: грантами, бизнес-вопросами.
Я планирую, чтобы станичные казачьи общества взялись за развитие своей экономической составляющей. Если, например, станица находится в лесном или горном массиве, где вокруг идёт добыча полезных ископаемых, то почему станица не может взять на себя создание ООО с кодом ОКВЭД – «добыча полезных ископаемых»? И добывать золото или другие полезные ископаемые.
По созданию казачьих фермерских хозяйств стоит вопрос, но казаки не соглашаются, потому что невыгодно.
Кроме того, стоит вопрос о создании новых станиц в Агинском округе, потому что они исчезли там. Сейчас создаётся новая станица в Красноярово. Самое главное, что мужиков не хватает. Приходится женщин назначать атаманами и организаторами. Вот в чём вопрос. И по нашим восточным районам тоже как таковых мужиков на роль атамана тяжело найти. А женщины соглашаются. Это интересно. Значит, пойдём и таким путём, женщин тоже будем назначать!
– Почему бы и нет?
– Я тоже так считаю. Плётку в руку – и пусть мужиками командуют! (смеётся)
Продолжая тему перспектив, скажу, что планируется выпуск 300 экземпляров восьмитомника «Георгиевские кавалеры Забайкальского казачьего войска».
– У каждого тома будет 300 экземпляров?
– Да. Нам запланировано выделить порядка 6 миллионов рублей, мы будем это прорабатывать в конце января. Как только получим деньги, сразу заключим договор на выпуск этих книг. Может быть, в марте уже начнётся издание. У нас всё отработано.
– Новые издания будут иметь какие-либо дополнения, исправления?
– Нет, дополнять ничего не будем. Если какие изменения и будут, то уже в 9-м томе.
– Поговорим про «Казачью азбуку».
– Она вышла в январе тиражом 350 экземпляров.
– Вы довольны изданием?
– Пока да. Посмотрим, как её воспримут дети. Эта азбука пойдёт в городские и районные детские сады.
– А на всех-то хватит?
– Не хватит, конечно. Но мы разберёмся. Выдадим директорам школ, где имеются казачьи классы, а также атаманам станичных казачьих обществ, пусть они этим занимаются. Дадут заявку на азбуку – напечатаем побольше для них.
– В книге много рисунков, откуда они?
– Художники делали. Мы старались, чтобы по рисункам было видно, что это именно забайкальские казаки, а не тверское войско со своими кафтанами и лампасами.
– Стихи чьего авторства?
– Елена Андреевна (Корякина. – Прим. автора) занималась, изыскивала в интернете. Кое-где добавили своего.
Детей нужно приучать к культуре Забайкальского казачьего войска с помощью изучения букв русского алфавита.
– А вот смотрите, страница с буквой «и», и тут такие строчки:
«Священный лик
в духовном храме,
Лучами светлыми
касательно
Ты возвышаешься
над нами».
Слово «касательно» в данном контексте как понимать?
– Такое стихотворение. Светлые лучи касаются иконы.
Я вот знаете, какую новую проблему хочу создать для руководства и Законодательного Собрания? (смеётся) Инициировать признание Дня образования Забайкальского казачьего войска праздничным днём в Забайкалье – выходным. Если этот вопрос на уровне губернатора мы решим, то авторитет Забайкальского казачьего войска поднимется. Об этом заговорят, многие заговорят. А почему нет-то? Бурятский новый год отдельно празднуют, это выходной день. А ведь казачья составляющая была у истоков создания Забайкальского края.
Беседовал Валентин ОЛЕЙНИКОВ
Фото автора, пресс-службы правительства Забайкальского края, ytimg.com