«Песня может изменить человека»
Константин Шлямов – известный в Забайкалье и далеко за его пределами автор-исполнитель, а также заместитель атамана Забайкальского казачьего войска по вопросам культуры. Вы наверняка знаете его как тонкого лирика, но в этом интервью вас ждёт другой Шлямов – в чём-то смятённый, немного нервный, остро воспринимающий нашу действительность. Но, как и всегда, искренний. Он рассказал нам о новом альбоме, о том, в каком состоянии находится жанр патриотической песни сегодня, и почему важно изучать казачью культуру.
– Константин Олегович, расскажите о наиболее значимых мероприятиях, которые вы провели и в которых поучаствовали в 2024 году.
– Провёл марафон «Русский Донбасс». Был в различных точках Луганска. Марафон проходил при участии поэтессы Любови Сердечной и местных поэтов и бардов. «Русский Донбасс» стал уже традиционным.
В начале декабря провёл встречу в библиотеке в Москве. Звучала моя авторская программа. Было отрадно, что приехали наши казаки: кто-то из Рязани, кто-то из Подмосковья.
Совсем недавно мы отметили День русского чаепития. Его отмечали и в Луганске, и в Забайкальском крае. В этом году очень хорошая встреча прошла в фонде «Защитники Отечества». Присутствовали члены семей участников СВО: кто потерял своего супруга, кто пришёл с супругом, получившим ранение. В ходе этой встречи настроение людей сильно изменилось. Сначала все были погружены в себя, а потом пообщались, попили чаёк… Вспомнили наш забайкальский чай с чабрецом, который помогал нашим ребятам лечить простуду, потому что имеет антибактериальное действие. Также на встрече звучали как общие какие-то песни, так и мои, в том числе про чай. В итоге настроение у всех поднялось, все ушли даже немножко просветлённые, оттаяли. Это проходило по линии взаимодействия с Забайкальским казачьим войском, я выступал как заместитель атамана по вопросам культуры.
Отметили и День бардовской песни. 21 декабря был выезд на пик Транссиба, а 22 декабря отмечали в Пушкинской библиотеке. Праздник отмечают более чем в 50 городах России. Горжусь, что придумал его.
Что ещё из недавнего? Я узнал, что один из наших казаков в госпитале. Стал к нему пробиваться, а там – карантин. Но совместно с Валерием Поповым, с Евгением Нимаевым мы всё-таки пробились туда. Провели концерты в палатах для ребят, которые, к сожалению, не могут активно передвигаться. Они, конечно, были рады. Был там и казак, благодаря которому всё началось, – Иван Игумнов. Песни дополнялись рассказами людей.
Потом мы поехали в часть, которая на Верхоленской, выступили перед ротой почётного караула, перед ранеными бойцами, находящимися там на долечивании. Это было 5 января.
А перед самым Новым годом я успел дать концерт в читинской частной школе. Несмотря на то, что аудитория была самых разных возрастов – от первого до одиннадцатого класса – воспринимали хорошо, позитивно.
– Какие песни исполняли детям?
– Авторские, связанные со специальной военной операцией. Добавлял что-то ещё…
Дети потом своим родителям говорили, что много узнали, что был хороший концерт. Родители поблагодарили администрацию школы за такую встречу.
Также хочу отметить, что в преддверии Нового года казаки приняли участие в охране общественного порядка. Я в этом тоже поучаствовал. Были молодые казачата, которые помогали. Потихонечку Забайкальское казачье войско восстанавливает свою репутацию. К казачеству меняется отношение, становится более серьёзным.
– Над какими проектами трудитесь сейчас?
– Занимаюсь подготовкой творческой встречи поэтов, на стихи которых я написал песни. Это будет 11 февраля в Москве, в Центральном офицерском клубе Военно-космических сил России. Думаю, это важное событие. Это поэты западной части страны, в основном московские: Сергей Лобанов, Алексей Шорохов, Любовь Сердечная, Дмитрий Дарин, Анна Долгарева… Елизавета Хапланова, она секретарь Союза писателей России.
– Некоторые из этих авторов сотрудничают с Захаром Прилепиным, верно?
– Да.
– Когда были написаны эти песни?
– Вот за эти два года у меня получилось около 100 песен. Предстоящий вечер ещё в процессе настройки. Была одна концепция, а на днях поменялась. Надеюсь, что будут присутствовать и читинцы, проживающие в Москве. Некоторые уже сказали, что посетят концерт.
– Поговорим о творчестве. Вы написали большой цикл песен на стихи других поэтов, а также продолжаете писать и полностью авторские произведения. Как я понимаю, магистральной темой является патриотизм. На ваш взгляд, что сегодня происходит в России с жанром патриотической
песни?
– Ощущаю раздвоение… С экранов телевизоров и в радиоэфирах всё-таки в основном продолжают звучать песни, которые не отражают того, что происходит сейчас. Я понимаю, что должна быть возможность отдохнуть и продолжать личную жизнь. Но в общем эфире, на официальных каналах, не хватает патриотической песни. А неофициально она, конечно, очень сильно развивается. Много интересных авторов, проходят различные конкурсы. Но всё это на местечковом уровне. Где-то что-то иногда выскакивает, но в общем этот пласт не находит отражения в массовой культуре. И настроение в обществе разное. Было бы лучше, если бы было больше стремления к единению фронта и тыла – для победы. Авторы и исполнители должны понимать, какие процессы происходят, и откликаться на них.
– Что именно они должны доносить до аудитории?
– Сопереживание.
– Будучи знатоком русской и советской поэзии, как вы относитесь к текстам певца SHAMAN?
– Думаю, что здесь мы не должны предъявлять высоких поэтических требований. Эти песни выполняют патриотическую роль, это очень важно. Насчёт высоты поэзии… Затрудняюсь сказать, насколько она там высокая. По крайней мере тексты сделаны добротно. Популярная песня не так часто основывается на стихах, которые можно назвать поэзией. Есть хорошие именно песенные тексты. А как об отдельной поэзии об этом сложно судить. Поэтому не стоит быть строгим.
Хотя вот в бардовской песне первоочередным является текст, это песенная поэзия.
– Насколько вы требовательны к текстам своих патриотических песен?
– Есть песни, которые соответствуют этим высоким требованиям, и я радуюсь, что получилось. Есть песни, задача которых отразить жизнь какого-либо воинского подразделения. В этих песнях я стараюсь сохранить какие-то интересные находки, но не скажу, что они выше того, что делает SHAMAN. Бывают разные песни у меня. Есть такие, которые я могу опубликовать как стихи.
– Значит, патриотическая песня не может быть сложной и изысканной с точки зрения литературы?
– Нет, может быть. Мне, допустим, очень интересны стихи Алексея Жаркова. У меня есть песня на его стихи, называется «Проводы». Там очень хорошие стихи. То же могу сказать и о поэте Алексее Шорохове.
– Сегодня в России есть автор-исполнитель уровня Александра Башлачёва? Чтобы и тексты мощные были, и самодостаточный образ в целом.
– Наверное, есть. Но, к сожалению, сходу назвать не смогу.
– Нету. Мне кажется, если бы они были, вы бы их сразу назвали.
– Есть просто сильные поэты, стихи которых я беру. У Любви Сердечной очень интересные стихи. Они бывают немножко плакатными, но по большому счёту в них много позитива.
– Кто вам нравится из современных певцов? Может быть, какой-то коллектив?
– Группа «Зверобой» мне очень нравится, молодцы. Чичерина, конечно. Нравятся песни Андрея Широглазова, Виталия Ширшова.
– В одном из своих интервью вы сказали, что относитесь к песне утилитарно. Не совсем понятно, что вы имели в виду. В том смысле, что «умри, мой стих, умри, как рядовой»?
– Наверное, я подразумевал, что песня – это что-то вроде молитвы. Она должна чему-то учить, к чему-то вести. Я просто вижу не очень большой потенциал изменения человека к лучшему.
– Утилитаризм близок к таким понятиям, как практицизм и прагматизм. То есть это больше материальная сфера. Молитва разве к этому относится?
– Это изменение человека…
– Молитва может изменить человека?
– Да, конечно. И песня может изменить человека. Какие песни мы с вами слушаем и поём, такими и сами понемножку становимся. Это очень важный момент. У людей, которые любят так называемый шансон, больше шансов попасть в исправительное учреждение. И придётся расплачиваться за свои ошибки. Лучше туда не попадать и слушать светлые песни, которые учат чему-то доброму.
– Вы были в зоне проведения специальной военной операции. Как этот опыт отразился на творчестве?
– Если честно, я преклоняюсь перед тем подвигом, который люди совершают. Настоящие герои. Мы не в полной мере ещё оцениваем их. Конечно, этим людям надо помогать, в том числе и песнями. Так что появляются композиции, связанные и с трагическими, и с позитивными моментами. Есть и героика.
– Что написали за последнее время? Приоткройте дверь в творческую лабораторию.
– В плане авторских стихов написал сложное по тексту произведение. Это обращение к людям, которые, живя на Украине, пытались не замечать демарши против России. Они делали вид, что этого не происходит. Рефреном идёт вопрос: «Чего вы хотели?»
В последнее время пишу песни на стихи Михаила Дьяконова. У него очень трогательные стихи. Например, стихотворение «Позывные».
– Где можно послушать ваши песни, почитать стихи?
– Часть песен я выкладываю на своей странице во «ВКонтакте». Мои песни участвуют в проекте «Позывной – Россия!», 2-3 раза в месяц публикуюсь в телеграм-канале «Первый казачий». Сделать видеозапись песни – отдельный труд, требует погружения. Накопился приличный архив песен, пока неизвестных широкому кругу людей.
– Ранее записанные альбомы тоже можно послушать во «ВКонтакте»?
– Во «ВКонтакте» из этого уже мало что можно послушать. Они есть в виде конкретных дисков. Кроме того, выложены на разных сайтах в сети. Нужно просто набрать в поисковой строке: «Константин Шлямов».
Наверное, нужно заняться дискографией, систематизировать.
– Студийные записи продолжаете делать?
– Спасибо, что напомнили. Мы договорились с директором Забайкальского краевого училища культуры Алексеем Рюмкиным, что будем делать записи вот буквально на днях.
– Это будет альбом?
– Ну да.
– Какие в него войдут песни?
– Те песни, которые ещё не выходили. А также часть старых песен, появившихся в течение последних двух лет. Туристические, лирические, философские. Будут песни и на чужие стихи. Альбом, скорее всего, будет называться «В прифронтовом Луганске» или «Русский Донбасс».
– Как можно будет его послушать?
– Выставим в интернете. Начнём с «ВК», а там, глядишь, дальше – больше.
– Какие планы на 2025 год?
20 января планируем отметить День гармонии духовного и научного познания. Отправная дата – 19 января 1977 года, день первой публикации о водораздельной горе. Сделал ее Тимур Ухинович Жалсарайн. Это совпало с великим праздником Крещения, когда все воды освящаются. И мы подумали: какая интересная гармония! Есть научное открытие Жалсарайна, и есть такой праздник. Некоторые говорят, что существует только наука, а всё остальное – сказки. А некоторые – что существует религия, а всё остальное – от лукавого. Я думаю, что человек – существо как духовное, так и интеллектуальное, поэтому не надо эти вещи противопоставлять. В судьбах великих учёных прослеживается связь с богом. Мы отмечаем этот день с 2012 года.
Планируем проводить фестиваль «Великий исток». Сроки чуть-чуть изменим. Предварительно в первые выходные июля на Арее, а в третьи выходные июля на Арахлее. Фестиваль стал камерным, уютным. Нет большого количества людей, которые не совсем понимают, куда попали. Нет алкогольного опьянения, которое бывает в больших тусовках. Конечно, хочется приподнять масштаб, но так, чтобы не испортить атмосферу.
– В заключение было бы здорово услышать напутственные слова для наших читателей.
– Нам, забайкальцам, очень повезло, что наш край казачий. Многие из нас являются потомками забайкальских казаков. Иногда эта информация прикрывалась в связи с временами, когда казачество не очень приветствовалось. Дай бог, чтобы люди знали свои корни, помнили, что их потомки были именно казаками. Это возможность изменить всё к лучшему, стать ближе к традиционным, патриотическим ценностям. Многие из нас могут стать казаками. Наш отряд имени Петра Бекетова показал, что люди, которые не были казаками, но пошли на специальную военную операцию – стали ими и гордятся этим. И дети их уже стали казачатами. Я думаю, что это очень важное и нужное братство.
Казачья культура имеет большое значение: песни, традиции. Мы сами ещё многого не знаем. Но этот пласт культуры стоит изучать, мы станем от этого лучше.
Беседовал Валентин ОЛЕЙНИКОВ
Фото предоставлены Константином Шлямовым