«Молодежи всегда хочется чего-то настоящего»

Работа с молодёжью была и остаётся приоритетной сферой деятельности Забайкальского казачьего войска, это не раз подчёркивал атаман Сергей Бобров. Но из чего состоит эта работа, какие проекты реализуются уже сейчас? И, главное, как на это реагирует сама молодёжь? Об этом мы поговорили с заместителем атамана ЗВКО по военно-патриотическому воспитанию и работе с молодежью Артёмом ТУГОЛУКОВЫМ.

В современном мире казачество ищет новые пути, адаптируется к меняющимся реалиям. Молодежь играет ключевую роль в этом процессе, осмысливая наследие и определяя вектор дальнейшего развития, сохраняя верность своим идеалам. Это поколение, стремящееся не только к сохранению внешних форм, но и к глубокому пониманию духовных основ, к воплощению в своей жизни принципов чести, долга и служения Отечеству.

Они видят в казачестве не просто исторический феномен, а живую традицию, способную обогатить современное общество, привнося в него ценности ответственности, взаимопомощи и духовной силы. В их стремлении к возрождению и развитию казачьего духа заложен потенциал для укрепления национального самосознания и формирования гражданской позиции, основанной на уважении к прошлому и активном участии в построении будущего.

Они активно осваивают новые технологии, используя их для распространения информации о казачьей культуре, организации образовательных проектов и патриотических мероприятий. Для них важно не только помнить, но и действовать, преобразуя накопленный опыт в реальные дела, направленные на благо своей малой родины и всей страны. Это новое поколение казаков, готовое к вызовам времени, несущее в себе огонь предков и стремление к созиданию, является залогом жизнеспособности и актуальности казачьей идеи в XXI веке.

Они понимают, что истинное служение не ограничивается парадной формой и торжественными речами. Оно проявляется в повседневном труде, в готовности прийти на помощь ближнему, в защите слабых и в отстаивании справедливости. В их сердцах горит неугасимое пламя любви к родной земле, к ее истории и культуре, и это пламя они стремятся передать другим, пробуждая в них интерес к своим корням и чувство гордости за свою страну.

Именно в этой преемственности поколений, в этом живом диалоге между прошлым и будущим кроется сила и неиссякаемый потенциал казачества. Молодые казаки, вооруженные знаниями, современными инструментами и непоколебимой верой в свои идеалы, готовы стать надежным звеном в цепи исторических традиций, продолжая славный путь своих предков и вписывая новые яркие страницы в летопись Отечества.

— Артём, большое спасибо, что согласились на это интервью. Давайте начнем с вашей должности и основной сферы деятельности. В чем заключаются ваши обязанности?

— По сути, я координирую деятельность внутри войска в сфере казачьего образования. Взаимодействую с министерствами, ведомствами и организациями, которые осуществляют вот эту деятельность. При этом мы понимаем, что у нас на самом деле много людей, которые занимаются патриотическим воспитанием, работают с молодежью. Есть люди, которые работают в вузах, которые работают в сфере дополнительного образования. И есть казаки, наставники, которые в силу своих убеждений занимаются работой с детьми. У нас сейчас есть родители, которым это нравится и которые стараются воспитать своих детей в духе казачества.

— То есть вы, можно сказать, координатор этого процесса: направляете, регулируете.

— Да, я больше по этой части.

— Вы говорите о молодежи, о детях. А всё-таки какие возрастные категории имеете в виду? Ведь сегодня можно услышать, что и люди 40 лет — это всё ещё молодёжь.

— Мы сейчас пока что не разделяем. Вообще, в Забайкальском казачьем войске порядка двух с половиной тысяч ребят — самых разных возрастов. Они занимаются в казачьих группах, в казачьих кадетских классах либо учатся в казачьих школах. Конечно, если посмотреть по возрастной структуре, то преимущественно это те ребята, которые учатся в школе. Но сейчас есть новая позитивная тенденция. Благодаря открытию на российском уровне Ассоциации казачьих вузов, а у нас два вуза входят в состав этой ассоциации — это Забайкальский государственный университет и Забайкальский аграрный институт, — у нас появляется еще одна прослойка молодежи — студенты казачьих вузов. И еще есть такой момент: у нас появляются образовательные группы при системе среднеспециального образования. Они называются казачьими сотнями и осуществляют свою деятельность в рамках военно-патриотических объединений, патриотических клубов.

— Расскажите подробнее о казачьих сотнях. В чем их основные особенности в идейном, культурном и историческом плане? Какие сотни уже созданы и где?

— Мы понимаем, что в вузах учатся ребята, которые уже сами скоро будут создавать свои семьи, трудоустраиваться, — вот-вот станут взрослыми. И казачьи сотни позволяют ребятам поближе познакомиться с казачеством, с культурной составляющей, с военно-патриотической работой. Ребята учатся в вузе и в то же время принимают участие в деятельности казачьего общества, работают, соответственно, с казаками. Например, они принимали участие в параде 9 Мая. Участие студентов запланировано и в параде 3 сентября. То есть это самые разные совместные мероприятия. Не в приказном порядке, а в добровольном. Это те ребята, кому интересно, для кого дух казачества что-то значит.

Я думаю, что здесь, в Забайкальском крае, с казачеством свою историю связывает большинство людей. Если человек родился в Забайкальском крае, то, мне кажется, он так или иначе имеет отношение к казачеству. Ну, если это не военнослужащие, которые переехали сюда по долгу службы.

— Вы сказали, что молодежь идет добровольно. А много такой молодежи?

—Да, на самом деле. Точное количество пока не могу назвать. Думаю, мы сможем говорить о количестве где-то к концу сентября. Но вообще ребятам интересно. Они занимаются, и, может быть, как-нибудь у нас с вами получится кого-то из молодых наших казачат пригласить на интервью.

— Было бы здорово.

Почему я спросил о количестве добровольцев. У нас ведь сейчас школьники и студенты сильно загружены непосредственно учебным процессом. И тем не менее у многих ребят, как вы говорите, находится время и, главное, желание поучаствовать. Как вы думаете, с чем это связано? Это родители привили интерес к теме, или, возможно, повышенный интерес к казачеству у молодёжи связан с возрождением традиционной культуры в нашей стране?

— Мне кажется, что есть несколько уровней, где закладывается интерес. Конечно, первичный уровень — семья, в которой формируется сознание молодого человека. Многое зависит от того, как в семье относятся к теме казачества, к патриотическому воспитанию. А потом — школа. Учился ли ребёнок в казачьем или в кадетском классе, участвовал ли в патриотических мероприятиях. То есть тут уже зависит от среды, в которую он попадает. Затем он поступает в вуз и здесь уже вполне осмысленно подходит к этому вопросу. И если есть тяга, то он вкладывается в это дело, ему становится интересно, он получает от этого внутреннее удовлетворение.

По своему опыту могу сказать, что есть ребята, которые приходят и сначала говорят: «Знаете, а у нас, кажется, казаков-то в семье и не было». Но проходит какое-то время, и они уже рассказывают о том, что на самом деле у них был в роду такой-то и такой-то казак. И, в принципе, оно как-то так само получается. Я считаю, что посторонних людей не остается в этой среде, в этой структуре.

— Как вы считаете, проведение СВО повлияло на повышение интереса к казачеству в молодежной среде?

— Казаки участвуют в специальной военной операции. Я сейчас нахожусь в штабе каждый день, и довольно часто приходят казаки, которые принимают участие в СВО. Очень много военнослужащих, которым важно, чтобы у них было казачье удостоверение. Бывает, что они, находясь на передовой, пишут заявление, что хотят вступить в казаки. То есть что-то в человеке все равно меняется. А откуда возникает такая потребность в казачестве у молодежи? Мне кажется, что так было все время, такая потребность у них была постоянно. Всегда молодежи хотелось чего-то настоящего.

— Как обстоит вопрос создания казачьих кадетских корпусов?

— Там вот какая ситуация. Действительно, каждое войско должно создать на своей территории казачий кадетский корпус. Просто, насколько я знаю, сейчас нет готового решения по Забайкальскому краю насчет создания казачьего кадетского корпуса. Может быть, я недостаточно осведомлен, но я, по крайней мере, об этом не слышал. Это, конечно же, очень нужно, это одно из важных дел, потому что это бы дало забайкальскому казачеству очень большой импульс, и не только забайкальскому. Есть, например, специализированные виды игр, которые проходят на всероссийском уровне, и участвовать в них можно только учащимся казачьего кадетского корпуса. То есть это дает какие-то дополнительные перспективы тем ребятам, которые там будут учиться. И это не только стимул для войска и для ребят, но и престиж для региона. Комплексное такое дело.

— Можете поделиться подробностями о предстоящем слете казачьей молодежи? Он пройдет впервые?

— Если судить по названию, то, возможно, и были какие-то подобные слеты. Недавно был слет в Нерчинске, который очень подробно был описан в вашей газете. Но это фестиваль, это больше культурное мероприятие, а специфика слета казачьей молодежи Забайкальского казачьего войска — иная. Около сотни ребят из Забайкалья и, может быть, из Республики Бурятия будут собраны в одном месте. Они смогут поработать на интерактивных площадках. Для них будут проведены занятия на сближение, на общение, чтобы наше подрастающее поколение узнало друг друга лучше и чтобы ребята видели какие-то инновационные проекты. Ведь казачество — это на самом деле не только конь, шашка, лохматые папахи, хотя без этого никуда.

Слет казачьей молодежи дает возможность работать именно с подрастающим поколением, чтобы молодежь могла консолидироваться, найти для себя интересные формы работы. В современном казачестве есть самые разные направления и самые разные функции. Кто-то летает на дронах, кто-то создает интерактивный казачий музей… Много новых и интересных форм работы, которые могут понравиться ребятам. И такого плана мероприятие будет проводиться в первый раз.

— Какой именно интерактив предполагается в рамках проведения слета?

— Мы сначала должны согласовать нашу программу. Проект-программа у нас уже подготовлен, разослан, но мы все равно должны изначально проработать все вопросы с руководством. Большое участие в организации этого мероприятия принимает Всероссийское казачье общество, помогает Забайкальскому казачьему войску. То есть мы сначала обязательно согласуем эту программу как с нашим войсковым атаманом, так и со специалистами Всероссийского казачьего войска.

— Будут ли привлечены компьютерные технологии?

— Да, это безусловно.

— Когда и где пройдет слет казачьей молодежи?

— По плану это у нас первые числа октября — 3, 4, 5. Вот наши условные рабочие даты, от которых мы отталкиваемся. Как только будут подписаны все соответствующие документы, мы уже будем говорить, что точно эти числа. Основное мы уже проработали. Нам осталось подписать, заключить, досогласовать. Будет слет проходить на базе аграрного института.

— Поговорим о предстоящей спартакиаде, тоже весьма значимом событии.

— На начало сентября у нас запланировано проведение спартакиады казачьей молодежи и слета ГТО. Сейчас принимаются заявки, а проходить соревнования будут здесь, Чите. Планируется приезд участников и команд со всего края. Победители войсковых этапов будут представлять Забайкальский край, Забайкальское войско уже на всероссийском этапе, который пройдет в Волгограде с 24 по 28 сентября. Это уже совсем скоро, у ребят остается не так много времени. Сейчас подведем итоги и определимся с двумя командами-победителями, которые и будут защищать честь Забайкальского края.

Кроме того, отмечу, что в сентябре планируется открытие новых казачьих классов. Мы продолжаем формировать систему непрерывного казачьего образования. Эта система подразумевает, что ребята учатся в дошкольных казачьих группах, потом они переходят в школу, затем — в вуз. И на выходе должны стать настоящими казаками. Такая концепция. Над развитием этой системы мы продолжаем свою работу, свою деятельность.

Беседовал Валентин Олейников

Фото предоставлены Артёмом Туголуковым

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.