Владимир Касютин: «Если не будет районных редакций, краевой власти не с кем будет работать»
19 декабря в ЗабГУ в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Региональные СМИ: пути взаимодействия с аудиторией» состоялся круглый стол «Поддержка и стратегия развития районной прессы». Спикеры обсудили текущие проблемы районной прессы, ну а мы послушали.
Представители большинства районных газет принимали участие в конференции в режиме онлайн. Однако сотрудники «Улётовских вестей», «Балейской нови», «Шилкинской правды» и некоторых других газет присутствовали очно. Модератором встречи выступил председатель Забайкальского отделения Союза журналистов России Александр Потяев. А хедлайнером мероприятия стал секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин. Он рассказал о том, как сегодня решаются проблемы районной прессы в других регионах.
«Везде всё по-разному. И это не всегда связано с экономикой региона. Самая важная мысль вот какая: ничего застывшего нет, процесс трансформации организационно-правовых форм продолжается. Лучшая форма существования местных газет сегодня – это областная или краевая собственность в разных видах.
Скажу даже такую циничную вещь. Когда в областной или краевой администрации есть отдел или управление, которое занимается районными газетами, это управление заинтересовано в их сохранении. Иначе какие будут подведомственные учреждения? Например, в Воронеже это единый холдинг, в который входят все 36 газет, у них очень всё отладилось за последние годы. Там одни из лучших газет в стране по качеству контента. Всё это объединено вокруг РИА «Воронеж» – это мощное информационное агентство. У «районок» нет расчётных счетов, но по зарплатам они очень даже неплохо себя чувствуют. Есть редакции, где редактор может получить в месяц 70 тысяч рублей с доплатами. Для средней полосы это неплохо. И нет проблем с типографиями и с доставкой, всё решается централизованно.
Есть Челябинская область, где было предложено создать подобный холдинг вокруг областного телевидения. Но если в Воронеже объединили всех силой – были главы, которые сопротивлялись. То в Челябинске это было на добровольной основе. В холдинг вошло примерно половина газет. Не скажу, что остальные перестали получать областную помощь, но у вошедших в холдинг газет ситуация чуть получше. Там даже при правительстве был создан фонд, который выделяет субсидии.
Есть Краснодарский край, где я работал достаточно долго и редактором, и журналистом, и руководителем пресс-службы губернатора. Край передовой, потому что президент часто приезжает туда. И они побежали впереди паровоза, решили сделать газеты частными. Помните, Медведев говорил, что пресса должна быть частной? Они сделали ООО, но хитрое. Учредитель ООО – краевая администрация. И работают они достаточно обеспеченно, получают несколько миллионов в год от администрации. Этого хватает. А распределитель этих денег – краевой Союз журналистов.
Есть регионы, где муниципальные редакции. В Липецкой области благодаря тому, что районы крепкие и много сильных глав, «районки» тоже чувствуют себя сравнительно неплохо. Даже в форме муниципальных предприятий. Но там и серьёзная областная поддержка – регион богатый.
В части центральных регионов и в части поволжских районов ситуация хуже. Худший в этом плане регион – Кировская область, где во время губернаторства Белых началась трансформация редакций, и они сделали кустовые редакции.
Моя идея такая. Это не очень большие деньги в масштабе областного бюджета, если подключить и депутатов, которые представляют районы, и депутатов федерального уровня. И поговорить с ними о том, что нужно сохранять издания не потому, что они бумажные, а потому, что исчезает бумажная газета, – и от редакции остаётся в лучшем случае один человек для ведения соцсетей. А что такое один человек?.. Когда за тобой хотя бы два-три человека, то это хоть какая-то информационная картина. Почему это важно? Потому что если не будет районных редакций, областной власти вообще не с кем будет работать. С блогером каким-то? Очень часто даже непонятно, кто стоит за той или иной группой «ВКонтакте» или в Telegram.
В Новосибирской области, кстати, как и в Челябинской, пошли по пути добровольному. Это нормальная идея.
А сегодняшняя ситуация приведёт только к тому, что всё будет чахнуть больше и больше».
Конференцию продолжил заместитель губернатора Забайкальского края по информационной политике Вячеслав Кулаков, он прокомментировал предложение Касютина.
«Начну с хороших вестей. Мы увеличиваем в следующем году – немного – поддержку для «районок». Будет выделено предварительно полмиллиона рублей – на «районку». Это без учёта дополнительных выплат, то есть будет ещё набор на контракт – отдельный контракт.
А теперь о том, о чём говорил Владимир Леонидович (Касютин. – Прим. автора). Мы на самом деле рассматривали возможность объединить всех под «Забайкальским рабочим», и пока активно обсуждаем этот момент. Пока мы его не запускаем. Объясню почему.
Во-первых, редакция – это не только редактор и корреспондент, но также бухгалтер, печатник и другие. И вот все эти замечательные люди – участники рынка труда. И если мы забираем под холдинг редактора или корреспондента, а всех остальных не забираем, то, к сожалению, все уходят на улицу. Мы не можем пойти на объединение именно из-за этого.
Во-вторых, будем честны, «Забайкальский рабочий» – это краевой бюджет, а районные газеты – муниципальный. Но, я думаю, мы будем приходить к этому постепенно. У нас была идея выпускать местную газету в качестве вкладки к «Забайкальскому рабочему». Если у нас будут какие-то проблемы с районными СМИ, мы будем включать этот вариант. Районные СМИ как таковые закрываться не будут, лицензии сохранятся. Соответственно, СМИ будет выходить как составная часть «Забайкальского рабочего», – рассказал Кулаков.
Замгубернатора также отметил, что правительство края будет точечно заниматься проблемами районной прессы, максимально стараться сохранить газеты.
В финале мероприятия сопредседатель Культурного фронта Забайкалья Валерий Попов напомнил собравшимся о непреходящем значении прессы для общества.
«Культурный фронт Забайкалья считает поддержку СМИ, особенно районных, одним из центральных направлений своей деятельности. Печатные СМИ мы рассматриваем и как факт культуры, и как очаг культуры. Потому что школа, библиотека, редакция газеты – это то, вокруг чего теплится культурная жизнь. Это не только источник новостей, не только средство обратной связи народа и власти, но и средство формирования культурной среды, которая выращивает молодые таланты и напоминает о тех великих людях, которые жили в районах края и внесли большой вклад в культуру.
Мы стараемся помочь сохранить местные СМИ не только в цифровом, но и в бумажном варианте. Нужно учитывать менталитет людей пожилого возраста. И мы знаем, что во многих районах и сёлах нет интернета, часто нет света, поэтому цифровые СМИ не заменят бумажные».
В дополнение к словам Попова Александр Потяев подчеркнул, что те печатные СМИ, которые полностью переходят на электронный вариант, как правило, погибают.
Валентин Олейников