Театральное «Слово Забайкалья»
Вышедший из печати третий номер литературно-художественного журнала «Слово Забайкалья», выпускаемого Издательским домом «Азия-пресс», посвящен Году театра в России и открывается статьей министра культуры Забайкальского края Татьяны Цымпиловой.
«Когда речь заходит о наших земляках-забайкальцах, ставших известными актёрами, - пишет Татьяна Владимировна, - первыми обычно называют знаменитых братьев Соломиных – Юрия Мефодьевича, художественного руководителя Государственного академического Малого театра России, народного артиста СССР, и Виталия Мефодьевича, народного артиста РСФСР, а также Александра Яковлевича Михайлова, уроженца станции Оловянная, народного артиста РСФСР, бессменного президента Забайкальского международного кинофестиваля. Между тем, Забайкалье является малой родиной целой плеяды театральных деятелей, многое сделавших для развития отечественного искусства».
Все содержание третьего номера журнала подтверждает эту мысль. Например, в становление Московского театра «Современник», основанного в 1956 году группой молодых актёров под руководством Олега Ефремова, большой вклад внесли наши земляки-забайкальцы. В лучшие годы знаменитого театра трое из них одновременно работали в его труппе: уроженец Борзи Виктор Сергачёв, читинцы Владлен Паулус и Герман Юшко. О них рассказано в журнале.
На страницах журнала вы узнаете о драматическом театре, который в середине 1940-х – начале 1950-х годов работал в посёлке Агинское, о его режиссёре и ведущем актёре Жугдуре Пагбаине. Его существование, пусть и недолгое, - неотъемлемая страница истории театрального искусства Забайкальского края.
В номере опубликована проза бывших актёров Читинского драмтеатра, ставших профессиональными литераторами – Ильи Лаврова (повесть «Печаль последней навигации») и Геннадия Киселёва (рассказ «Спящая королева»); пьеса читинского писателя Александра Гордеева «Повод для встречи»; документальный очерк Сергея Забелина о драматурге, поэте и публицисте Сергее Третьякове, который в начале 1920-х годов был членом читинской группы «Творчество»; интересные воспоминания связанных с Забайкальем театральных деятелей о сценическом искусстве.
Об одном из первых театров, который зародился в Нерчинском Заводе, рассказывает краевед Алексей Мясников, а театровед из Санкт-Петербурга Елена Дележа – о забайкальской антрепризе начала двадцатого века.
В номере помещено немало информации о Забайкальском краевом драмтеатре, агинских театрах «Амар Сайн» и «ДалиТэ», театре кукол «Тридевятое царство», театрах «Забайкальские узоры» и «Забайкалье». Также опубликованы воспоминания актера Василия Ливанова о его друге и коллеге Виталии Соломине; рассказ соратника Владимира Маяковского, нашего земляка Петра Незнамова «Золотошитьё и галуны»; воспоминания, записанные читинской поэтессой Галиной Рогалевой «Бабушкины сказы»; рассказы родившегося в Чите Александра Перфильева (1895—1973) — поэта, прозаика, литературного критика, кавалера Георгиевского креста; публицистические заметки писателя Юрия Курца «Звезда в родном окошке».
В журнале читатель найдет множество цветных иллюстраций и редких фотографий, посвященных, как и весь номер, Году театра в России.
Сергей ЗАБЕЛИН