Юрий Ананьев: «В читинский СКА меня пригласил Зубаревич»
Воспитанник забайкальского футбола, ставший олицетворением футбола усть-каменогорского СКА И «ВОСТОК» - БРАТЬЯ НАВЕК
- Вы - выходец забайкальского футбола, большую часть жизни отдали «Востоку» и Усть-Каменогорску, где осели, как оказалось, навсегда, с молодых лет. И, судя по нашему давнему общению, постоянство - одна из ваших характерных черт...
- Да, бродягой, который, как поется в песне, гулял по диким степям Забайкалья, меня точно не назовешь. В моей трудовой книжке всего две записи: СКА (Чита) и «Восток» (Усть-Каменогорск). Как приехал в 73-м в областной центр Восточного Казахстана, так здесь и «задержался» - вот уже на 40 лет. Так что «варяг» - это не про меня, скорее забайкальский стрелок, раз из армейского коллектива сюда попал (смеется). Для многих игроков «Востока» 60-70-х отличительной чертой было то, что мы приехали не отбывать номер, а пустили в Усть-Каменогорске свои корни. Целая плеяда: Андрей Лазарев, Адайкин, Дерябин, Трегубов, Заморин, Федоров, Филиппочкин, Кожевников, Гороховодацкий, Сысоев, Александр Лазарев... Для нынешнего поколения это редкость.
- А что за история произошла с автоголами, в том числе одна - во встрече усть-каменогорского «Востока» и читинского СКА?
- Да уж, стали они притчей во языцех. Автоголы не обходят стороной любого защитника. Коснулись они и меня, причем не без курьезов. Считается, что первый провел в матче «Восток» - СКА (1:0) в 70-м в Усть-Каменогорске, когда играл еще за читинцев. На самом деле «отличился» мой товарищ по команде А. Шестаков, но мяч ошибочно записали на меня. Ведь что записано в протоколе, потом «топором не вырубишь». Второй и сейчас стоит перед глазами - когда играл за «Восток» в домашнем матче против семипалатинского «Спартака». Борис Евдокимов подал угловой в нашу штрафную, и я срезал мяч в собственные ворота.
А переход из СКА в «Восток» произошел по другой, банальной причине. Видимо, обратил на себя внимание усть-каменогорских тренеров. Еще летом начальник команды Бобровников спрашивал меня в Хабаровске: нет ли желания поиграть за них? Осенью дал согласие, и за мной приехал администратор Хомов. Так в декабре 72-го оказался в Усть-Каменогорске.
- Знаю, за оба коллектива выступало немало выходцев этих клубов...
- И это их во многом объединяло. К примеру, когда я играл дома, за СКА выступали востоковцы А. Дерябин, С. Азимханов, В. Сизонтов, С. Шадрин, Г. Тумашев, которые потом вернулись обратно. Уланудэнец Г. Гаврилов играл за армейцев в 64-м, а через год попал в «Восток», как и Валерий Яско, «служивший» в Чите в 71-м. Так что потом мне было легче освоиться в Усть-Каменогорске, где в 68-м произошел один интересный случай, объединяющий меня лично с обеими командами. Сначала я провел матч за дубль (мы выиграли 1:0), а на следующий день за «основу» СКА (0:0).
- Чем все же прельстил Усть-Каменогорск?
- В зарплате ничего не выиграл. Ставки тогда в обеих командах были одинаковые - 160 «рэ», разве что премиальные в «Востоке» были чуть больше. Разница была в том, что «Восток», в отличие от многих команд второй лиги, выезжал на сборы, как правило, в одно место: на побережье Северного Кавказа - базу в п. Лазаревское недалеко от Сочи, где жили в домах отдыха - «Красной гвоздике» либо «Колосе». Такое постоянство наскучивало. Скажем, читинцы УТС проводили в разных местах: в 1968 году - в Белых Водах под Чимкентом, через год в таджикском Кайракуме, в 70-м - Горячем Ключе под Краснодаром, в 71-м - в Самарканде, в 72-м - в Алуште.
А вот плюсом было то, что в Усть-Каменогорске как раз в конце 1973 года рядом с городом запустили спортивную базу для команды - около с. Новоявленка. Помню, мы там первые деревья, яблони и березы, сами садили. Условия прекрасные - номера, душ, своя столовая, футбольное поле, рядом прудовое хозяйство - рыбу ловили и даже катались на катамаранах. С утреца успевали по грибы сходить, а Жора Родионов даже умудрялся с близлежащих сельхозугодий овощей набрать для дома. Сам город расположен на слиянии двух рек, природа красивая. Летом замечательно - на Бухтарме обычно на турбазе «Айна» отдыхали. Зима здесь мягче и снега больше. Особенно здорово в Лениногорске, где в январе на сборах закладывали «физику». В Чите - похолоднее, чаще под крышей тренировались.
ЧИТА
- В самый раз вспомнить отчий дом, начало жизненного и футбольного пути.
- Родился в Чите 2 мая 1950 года. Старшая сестра Люба до сих пор там живет. Мама Тамара Евдокимовна, местная, работала продавцом. Отец Михаил Алексеевич родом из Красноярска, военнослужащий музыкального взвода ЗабВО. Он играл на многих инструментах и хотел, чтобы я стал музыкантом. Помню, разучивал на баяне «Сулико», да так, что наш пес Джек завывал «у-у-у» (смеется). Благо батя - большой почитатель футбола и хоккея, слушали с ним радиорепортажи и ходили на матчи тогда еще «Забайкальца». Так и пристрастился к мячу. Игровые виды мне давались - в школе баскетбол, волейбол, гандбол и, конечно, футбол были «мои», а пустырь - излюбленное место мяч погонять. Или, бывало, с мальчишками садились на велосипед - и айда в ближайшую деревню, пионерлагерь - там играли.
Лет в 11 записался в секцию футбола читинского ДЮСШ. Первый тренер Борис Иванович Волков многое дал в плане футбольной школы. У него немало хороших воспитанников. В детстве и юности запомнились Володя Кульвец, Толя Днепровский, Саша Берсанов, Саша Ермилов, в дубле потом играл Володя Дудченко, а за команды мастеров «Забайкальца» и СКА - Виктор Винтовкин, Анатолий Астафьев, Виктор Веревкин, Василий Коробкин, Валерий Сандырев, Александр Ярош, Виктор Крыжановский.
- И сразу потянуло в оборону?
- Нет, поначалу играл левым нападающим. Уже тогда выделялся ростом - был под 178 см. Это попозже тренер меня переставил на позицию центрального защитника, на том же месте в дубле и команде мастеров СКА выступал - и всегда под №3. Разрушать атаки мне нравилось, да и головой неплохо играл, а в «Востоке» до конца карьеры в обороне выполнял роль переднего центрального - под №4.
- Чем еще запомнился центр Забайкалья?
- Тем, что тогда в первенстве Читы практиковался клубный зачет - для детской, юношеской и взрослой команды. Это давало большой толчок для преемственности поколений - отыграли пацаны и смотрели, как играют старшие. Выступали мы также на первенстве железнодорожников, края и на «республике». Однажды, перед Всесоюзной спартакиадой школьников СССР, попал в сборную России на сборы в Омске. Правда, на финал тренеры не взяли. В памяти осталось одно взятие, которое провел со штрафного метров с 40-50 на одном из зональных турниров: ударил с таким желанием и силой, что сравнял счет. Аналогичный гол, кстати, как-то забил с дальнего расстояния востоковец Андрей Миненко, вложив всю душу в удар.
По окончании школы меня позвали выступать за взрослую команду КФК «Машзавод», а на следующий год, в 68-м, старший тренер СКА Владимир Васильевич Зубаревич пригласил в команду мастеров, которая выступала во 2-й лиге класса «А». Он дал мне понимание игры. В Чите приятно было наблюдать картину: утром идешь на тренировку, а в кассах уже люди за билетами стояли в день матча.
Повезло мне и тем, что дважды - в 68-69-м участвовал за армейцев в финалах первенства Вооруженных Сил СССР: в Украине - в Ужгороде и Мукачево, в Молдавии - Тирасполе и Бендерах. Там, кроме ЗабВО, выступали сборные со всех округов и групп войск.
«ЛЕТУНЫ»
- Тогда с экипировкой в командах второй лиги было намного хуже, чем в коллективах первой лиги, не говоря уже о высшей. В Чите на стадионе «Труд» поле песчаное. Его перед матчем и в перерыве смачивали водой с пожарной машины, чтобы смягчить грунт, иначе алюминиевые шипы стирались за две-три игры. Поэтому, скажем, на сборах с «Востоком» в Лазаревском мы специально ездили на спортивную базу в п. Леселидзе на тренировки киевского «Динамо», чтобы купить себе приличные бутсы. К примеру, фирменные «адидасовские» я приобрел за 120 рублей у А. Кузнецова. Зато отыграл в них почти три сезона. Венгерские в те годы мячи шкурили и белой краской покрывали, чтобы лучше летели, поэтому назывались они «летуны».
ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА...
- Футбольная жизнь не обходится без курьезов.
- Как-то в СКА подложили кому-то из зазевавшихся товарищей в сумку вместо сала кирпич - «святое» дело. С армейцами на сборы под Краснодар добирались с приключениями - через Улан-Удэ, Омск и Куйбышев - на военно-транспортном десантном самолете А-8. Дорога дальняя, тяжелая, но было весело.
Новосибирск - перевалочная база, где самолеты летают в разных направлениях с двух аэропортов. Как-то задержали отправку «Востока» из Усть-Каменогорска, и мы, чтобы не опоздать на рейс, следовавший в Хабаровск, из Толмачево всей командой наняли три такси, в каждое из которых смогло уместиться по 7-8 человек!
Забавный случай произошел и в поездке «Востока» на Дальний Восток. Летели транзитом через Хабаровск в Петропавловск-Камчатский. Уж не помню, но кто-то из наших игроков второпях забыл свою сумку прямо на полу аэропорта. Слетали туда, отыграли, вернулись в Хабаровск - смотрим, а баул так и стоит на том же месте!
...И ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ
- Сборы в Самарканде со СКА в 71-м запомнились тем, что там снималась кинокомедия «Джентльмены удачи». Жили в одной гостинице с известными актерами. Вицин и Леонов были серьезные с виду, а вот встреч с Крамаровым, чтобы не рассмеяться, избегали.
Однажды на сборах в Лениногорске с «Востоком» шли с ребятами мимо крыльца, на котором стоял наш врач Янборисов. Поздоровались и дальше, оглянулись - а доктора-то нет. Куда он так быстро испарился? Оказывается, оступился и упал с головой в глубокий сугроб!..
ЖИЗНЬ В ПОЛОСКУ
Вспоминаются и эпизоды, которые произошли со мной вместе с Сережей Гороховодацким. Кажется, играли в узбекском Навои. Поужинали в кафе и, когда нам принесли счет, удивились: сумма даже на беглый взгляд в несколько раз превышала заказанное. Стали разбираться, а нам в нагрузку «вписали» и вино, и шампанское, и водку с сигаретами. Но, во-первых, мы все-таки режим соблюдали, во-вторых, ни тогда, ни нынче не курим. Пришлось администратору заведения извиняться и возвращать незаконно «экспроприированное». А в другой раз - там же, жили с ним в одном номере, проснулись рано утром - и ничего не поймем, кровать трясется. Выглянули в окно, а там уже двор полон народу. Не спеша надели спортивные костюмы и вышли на улицу. Оказывается, произошло землетрясение.
Когда были уже оба у руля «Востока» - нам посчастливилось побывать на ЧМ-1994 в США. В Сан-Франциско на память сфотографировались в полосатой арестантской форме тюрьмы «Алькатрас» - на одноименном острове, где сидел знаменитый мафиози Аль Капоне.
О ТОВАРИЩАХ
- Кого и за что вы бы отметили по игре из товарищей по «Востоку»?
- Надежно в «рамке» стоял Жора Родионов - лет 10 почти без замен. Однажды он получил травму, и его сменил молодой Евгений Клейн. Так мы неукоснительно выполнили задание тренера Скулкина: не дать сопернику пробить точно по воротам - и выиграли. Из защитников выделил бы следующих ребят: в центре Толю Дерябина - с ним лучше всего взаимодействовали, а слева Влада Горбова - боец и мужик был (позже его сменил Гена Курганов - мне его игра тоже импонировала). Скажем, Бурлаков был домашним игроком. Дома-то команда больше идет вперед, и это его стихия, он часто подключался к атаке по правой бровке - болельщикам нравится, а в гостях Боря перед игрой интересовался, а кто у соперника слева играет? И если, к примеру, маститый Раздаев - старался под благовидным предлогом «приболеть».
В средней линии Валера Яско - техничный парень, обладавший хорошей голевой передачей. Конечно, местный воспитанник Садуваш Азимханов - один из лидеров команды, умел забивать решающие голы и характером общительный. Коля Игамбердиев - с хитрецой игрок, техничный, сам много забивал. Но особенно хорошо у него получалось взаимодействие с Сережей Гороховодацким, равных которому по исполнению свободных и разящих ударов со штрафных точно по цели близко никого не было. Из нападающих еще голевой «чуйкой» обладал Саша Лазарев - не случайно «настрелял» больше всех в истории «Востока». Валера Вагапов - работяга, настырный и напористый игрок, с хорошим ударом.
- А кто из тренеров и чем вам запомнился?
- О читиницах Волкове и Зубаревиче уже говорил. Благодаря им состоялся как футболист. В «Востоке» - Владимир Александрович Скулкин. Грамотный специалист и психолог, с хитрецой - умел найти подход к людям.
В НОВОМ КАЧЕСТВЕ
- Летом 76-го получил первую серьезную травму - «полетел» мениск на левой ноге, пришлось делать операцию, а во второй раз, в 79-м, снова мениск, а заодно порвал связки, уже на правой ноге. Вновь лег под нож, но, видимо, недолечился до конца, и весь 80-й год отыграл на таблетках и уколах. Это сказалось на качестве игры. Поэтому, когда в 81-м «Восток» возглавил требовательный Г. Костюченко, понял - кому нужен больной игрок? Так что разошлись по обоюдному согласию.
- Но с футболом не расстались.
- Да, дальнейшая судьба тоже была связана с футболом. Еще в 1976-м окончил пединститут (УКПИ), учился вместе с известными востоковцами Гороховодацким, Азимхановым и Сысоевым. В январе 81-го стал тренировать мальчишек в ДЮСШ при СК «Восток», где проработал почти до конца 83-го. Одновременно с этим экс-востоковец Петр Попов организовал команду КФК «Алтайэнерго», за которую в первенстве области играли Е. Якшин, B. Фомин (вратари), А. Миненко, C. Подойников, А. Пьянков, С. Бобровский, С. Бондаренко, Ан. Кузнецов (в обороне), В. Панин, A. Нагайцев, В.И. Фомичев (полузащитники), впереди П. Попов, B. Гаврилов, Н. Дремов... Плюс к этому выступал за ветеранов «Востока», участвовал и в первенстве СССР. Помню, ездили на матчи в Жетыгору, Ташкент, выглядели неплохо с тем же «Кайратом» - дома 1:1 и на выезде по нулям, который, кстати, тогда вышел в финал и занял второе после «Кубани» место. Тут меня позвали на должность начальника команды «Восток», где сменил на этом посту Н. Федорова. Работал с такими известными наставниками, как Ф.Ш. Хисамутдинов, С.П. Квочкин и С.А. Гороховодацкий (с ним в течение 12 лет). Прикинули тут как-то: он, я и, наверное, Павел Евтеев, Сергей Салий (тренеры в «Востоке») да Шура Шеффер (врач команды) проработали в системе клуба больше всех - около четверти века.
«БОНУС» ОТ БОНЗЫ - В ШАГЕ ОТ БРОНЗЫ
- После известной «подковерной» истории в 98-м вас все-таки в конце концов вынудили уйти из клуба (один из «бонз» города того времени, который впоследствии пустился в бега, попросил «слить» игру в пользу команды, откуда он был родом, но к чести устькаменогорцев они не пошли на это и выиграли тот матч, тем более что и сами претендовали на бронзу, после чего и произошел «накат» на руководство клуба в лице президента клуба и одновременно главного тренера С. Гороховодацкого, а также начальника команды Ю. Ананьева, при которых, кстати, были достигнуты самые весомые в истории клуба успехи, на стыке 80-90-х, а затем в суверенный период РК. - прим. авт.).
- Но и тогда не порвал с футболом - перешел инспектировать матчи первой и высшей лиг и футзала вплоть до 2009 года, пока не вышло постановление республиканской федерации о том, что этим могут заниматься только бывшие арбитры. И поскольку в «большом» футболе я не судил, перешел на работу инструктором спорта в ФОК областного акимата (аналог российской мэрии - прим. авт.), где трудился аккурат до выхода на пенсию. Так что сейчас вплотную занялся дачей под чутким руководством супруги Елены. За ней и дочерью Юлианой я как за каменной стеной. Стараюсь отвечать им тем же.
НАША СПРАВКА
АНАНЬЕВ Юрий Михайлович.
Родился: 2.05.1950, г. Чита.
Амплуа: защитник.
Образование: высшее (УКПИ, 1973 - 1976).
Воспитанник: ДЮСШ Читы (первый тренер - Б.И. Волков).
Выступал за команды: СКА «Чита» (1967-1972), «Восток» Усть-Каменогорск (1973-1980).
Работал: детский тренер СК «Восток» (1981-1983), начальник команды «Восток» (1983-1998), инспектор футзала ЧРК (1999-2009), спортинструктор ФОКа облакимата (2009-2013).
Один из лучших защитников «Востока» за 50 лет, вошел в «Символическую сборную «Востока» 70-х гг.
Виктор Боженов