«Трудный» подросток, ставший гордостью страны

Становление четырехкратного чемпиона мира по спидвею, члена сборных команд СССР и России, заслуженного мастера спорта прапорщика Николая Нищенко, которого, к сожалению, уже давно нет с нами, проходило в Читинском спортивном клубе армии.

А начинал «трудный» подросток свой путь к вершинам мирового спорта в ДОСААФ Бурятии.

В 2004 году на здании Бурятского республиканского Совета ДОСААФ, тогда еще РОСТО, торжественно была открыта посвященная ему мемориальная доска.

В канун 2014 года на кладбище поселка Загорск на могиле Николая Нищенко установлен памятник из черного мрамора.

Николай родился в 1959 году в поселке имени Александра Матросова, что расположен близ одного из первенцев социалистической индустрии Бурятии – Улан-Удэнского авиационного завода, ныне ОАО «Улан-Удэнское авиационное производственное объединение». В прежние времена завод был секретным и назывался в народе просто – «машзавод». Там делали современные по тем временам вертолеты и самолеты.

Чтобы попасть в поселок Матросова, надо ехать по дороге в объезд, но можно и «нелегально» – через «взлетку» заводского аэродрома перейти на противоположную сторону. Тропинка к дырке в заборе – и ты в «Матроске», что на берегу реки Уда. Здесь в старых одно- и двухэтажных деревянных домах барачного типа и по сей день живут бывшие и нынешние заводчане, жизнь свою посвятившие родному коллективу.

Поселковая ребятня, что там говорить, доставляла немало хлопот своим родителям, которые много времени и внимания уделяли работе, чтобы прокормить семью. И неудивительно, что маленький, шустрый и любознательный Коля был у глухонемых родителей «трудным» подростком, доставлявшим немало хлопот и горестей. Все дни с утра до ночи он вместе с друзьями пропадал на улице. Читать и писать научился переростком, только в 10 лет, при помощи знакомой учительницы начальных классов, которая занималась с ним по индивидуальному плану. Уже в зените славы Николай признался, что мог бы закончить очень плохо, если бы не ДОСААФ и мотоспорт, что помогли ему стать человеком, научив жить и побеждать.

На заводе тогда действовала небольшая досаафовская мотосекция, куда Николай  в 1977 году пришел за компанию с друзьями и… влюбился в «железного коня», ставшего впоследствии смыслом его жизни. Увлечение мотоциклом, головокружительными гонками на допотопном «Минске», доставшемся от брата, захватили его. Здесь Николай одержал первые победы над собой, когда, преодолевая чувство страха, укрощал непокорную «лошадку» с «крутым нравом»! По-настоящему чувствовал себя счастливым, когда наперегонки с ветром мчался на своей, только ему послушной, «минке». Так улицу он сменил на мотоцикл, ставший его юношеской любовью.

Спустя год занятий в мотоклубе к Николаю пришел первый крупный успех – он стал чемпионом Бурятии, где мотоспорт в те годы был одним из самых популярных видов спорта. Только от одного местного Центрального автомотоклуба в соревнованиях участвовали более 30 гонщиков. «Супермены» в доспехах железного «рыцаря» были нарасхват среди девушек пригородного поселка Загорск.

Незаметно в дружбе с мотоциклом, к которому он прикипел душой, пролетели юношеские годы, и пришла пора служить в рядах Советской Армии. Тогда его тренер Валентин Богданов написал письмо начальнику Читинского спортивного клуба армии Забайкальского военного округа подполковнику Николаю Зубченко, рассказав, что есть у него талантливый и смелый парнишка-мотогонщик, который хотел бы заняться спидвеем, и что из него выйдет хороший спортсмен.

Вскоре на «смотрины» Николая приехал старший тренер армейских гонщиков, слава о которых гремела на всю страну, мастер спорта СССР Сергей Губич. Двух заездов было достаточно, чтобы Сергей Георгиевич сказал:

– Будешь служить у нас в спортроте и тренироваться в составе сборной ЗабВО и Читинской области.

Так Николай оказался в Читинском СКА.?Конкуренция в армейском клубе была тогда будь здоров – звезды советского спидвея! Молодому солдату пришлось стать механиком известных гонщиков Сергея Ярового и Михаила Казакова. В борьбе за место под «солнцем» он, конечно же, уступал именитым, и приходилось проявлять большую настойчивость, терпение и целеустремленность.

Два года быть «вечным» запасным – тяжелый удел для тех, кто чувствует в себе силы, уверенность и бесстрашие. После срочной службы Николай остался на сверхсрочную, вскоре ему присвоили воинское звание прапорщика.

Он настойчиво продолжал тренироваться, шлифовать свой «нищенковский» почерк, который заметно отличался от других. Прежде всего, тем, что он досконально знал свой мотоцикл, относился к нему как к живому, чувствовал его каждой клеточкой своего тела и обладал редким даром – не бояться трассы, какой бы она ни была рискованной.

Вот что рассказывает один из его тренеров, ветеран Вооруженных Сил и забайкальского спорта Сергей Георгиевич Губич:

– В пареньке было все, что нужно классному гонщику. Он прекрасно чувствовал машину, трассу, а главное – не закрывал от страха глаза. Конечно, на первых порах службы в СКА ему было трудно бороться на равных с «зубрами», которые выигрывали первенства Вооруженных Сил и чемпионаты СССР.?Поэтому он в команде был запасным. Вместе с нами ездил на различные соревнования, присматривался к каждому из нас, все с редкой педантичностью записывал себе в блокнотик, с которым не расставался при любых обстоятельствах. И это, я скажу, сыграло не последнюю роль в росте его спортивного мастерства. Ведь, читая свои записи, он учился мыслить, рассчитывать силы, набирался опыта. Это здорово пригодилось ему в 1983 году на чемпионате СССР в Воркуте. Когда я на третий день получил травму и выбыл из борьбы, мое место занял Николай, сразу же замеченный тренерами сборной СССР.?Чемпионат он завершил уже в ранге члена сборной страны. Но до участия в международных соревнованиях дело не доходило из-за «грехов юности». Тогда с этим «нюансом»
было очень строго, все было под контролем. В 1984 году, несмотря на то, что Николай Нищенко был в отличной форме, он не попал в состав сборной СССР для участия в чемпионате мира, проходившем в Москве. Со слезами на глазах Николай смотрел, как чемпионом мира стал не очень-то уж непобедимый швед Стенлунд.

Ему всякий раз приходилось доказывать, что он достоин защищать спортивную честь своей страны. Николаю не было равных ни в СССР, ни в мире на естественном льду. В 1985 году на отборочных соревнованиях во время тренировки Николай на крутом вираже вылетел с поля и получил первую тяжелую травму…

Ценой невероятных усилий и мужества, при помощи знаменитого хирурга-травматолога из Кургана профессора Илизарова он, вопреки здравому смыслу, вернулся не только в армейский строй, но и в большой спорт, чем удивил всех – друзей, тренеров, знакомых.

В 1989 году ему было тридцать лет, когда на льду высокогорного катка «Медео» он впервые стал чемпионом мира в личном зачете, а в финале командной борьбы в Голландии в составе сборной СССР завоевал золотые медали. Там он познакомился с дочерью знаменитого голландского мотогонщика Ролофа Тайса Александрой, и через год состоялась их помолвка. Вскоре Николай переехал в столицу, в ЦСКА, где прочно вышел на ведущие роли мотогонщиков Вооруженных Сил СССР. Будучи знаменитым, он всегда оставался простым и скромным, улыбчивым парнем из далекого от Москвы Улан-Удэ. По рассказам ветеранов Читинского СКА, Николай трепетно относился к своей малой родине, при каждом удобном случае использовал возможность приехать в Улан-Удэ, в Читу, привозил дефицитные запасные части, щедро делился с молодыми ребятами своими знаниями и опытом. Его комната в московском общежитии всегда была полна гостей и друзей. Часто наведывались к нему земляки из родного Забайкалья, которым он помогал всем, чем мог.

В 1990 году на «Медео» в составе сборной СССР Николай вновь стал чемпионом мира, а спустя год в Германии в четвертый раз завоевал мировое «золото».

В сентябре 1993 года Николай вместе с будущей супругой Александрой и тестем Ролофом Тайсом был приглашен на презентацию новой модели автомашины «Вольво» и во время показательного заезда на спортивном мотоцикле упал и ударился головой о бетонное ограждение. Смерть наступила мгновенно…

Только благодаря хлопотам богатого Ролофа Тайса, сколотившего состояние на своих спортивных достижениях, забайкалец Николай Нищенко не остался лежать на чужбине, а был перевезен в Россию и похоронен на родной земле – на кладбище Загорска, поселка авиастроителей Бурятии.

К сожалению, сегодня спидвей, требующий немалых денежных вложений, что в Улан-

Удэ, что в Чите, утратил свои высокие прежде позиции. А вместе с этим уходят и традиции… Уходят и бывшие гонщики, одним из которых был Николай Нищенко, легенда мирового спорта, из «трудного» подростка ставший гордостью нашей страны.

Выступившие тогда на митинге, посвященном памяти спортсмена-земляка, председатель Бурятского республиканского Совета РОСТО (ДОСААФ) полковник Юрий Мартынов, глава администрации Октябрьского района города Улан-Удэ Александр Харакшинов, заместитель мэра столицы Бурятии Михаил Ян и другие были единодушны в том, что отваге, смелости и расчету Николая Нищенко на маршрутах ледовых трасс не было равных ни в Европе, ни в мире… И вот в декабре 2013 года, через 25 лет после его гибели, стараниями Анатолия Ефимовича Жилина, председателя первичной организации ДОСААФ ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», энтузиастов автомотоспорта и просто друзей, собравших с «миру по нитке» 80 тысяч рублей, на Загорском поселковом кладбище был установлен гранитный памятник четырехкратному чемпиону мира Николаю Нищенко. В заводском музее есть уголок, посвященный именитому земляку, его имя присвоено средней общеобразовательной школе № 23 и одной из улиц поселка Матросово. Так благодарные земляки увековечили имя воспитанника ДОСААФ, благодаря спорту ставшего гордостью нашей страны.

Фото из  семейного архива Сергея ГУБИЧА


Этот материал в свое время подготовил многолетний корреспондент «Читы спортивной» Тимур ЛАМБАЕВ, хорошо знавший армейский спорт, в том числе и спидвей.

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.