Спортобъекты есть. Нет тренеров и спортсменов…
Почему в Забайкальском крае тренажёрные комплексы и спортивные площадки не используются и приходят в негодность? Почему многие объекты установлены в местах, где они не востребованы? Для кого они установлены? Кто решает, какому спортивному объекту быть на определенной территории? Как привлечь специалистов для работы с детьми? На эти и другие вопросы искали ответы участники круглого стола «Проблемы массового детско-юношеского спорта в Забайкалье», организованного активистами Народного фронта.
Претензии основаны на обращениях забайкальцев
Тон беседе задала модератор встречи – сопредседатель регионального штаба Народного фронта Юлия Еренкова:
– За последние годы в Забайкальском крае и в Чите было построено большое количество спортивных площадок, открытых комплексов во дворах, на обществен-ных территориях, в парках. К сожалению, они носят сезонный характер, потому что открытые площадки в нашем суровом климате могут использоваться лишь в мае-сентябре. Если обобщить все обращения, которые поступают в адрес Народного фронта, результаты наших рейдов, выясняется следующая картина – в большинстве своем эти открытые спортивные комплексы стоят пустыми. Есть даже примеры, когда эти комплексы закрыты на замок для того, чтобы сохранить от вандалов. Речь о тре-нажерах, футбольных, волейбольных и баскетбольных площадках.
Есть еще другая проблема (это вопрос к Министерству спорта). Большинство площадок по окончанию строительства либо вообще не переданы на обслуживание кому-либо, а следовательно, у них нет хозяина, либо они переданы управляющей компании или другой организации, которая в принципе не имеет никакого отношения к физической культуре.
В итоге впустую потрачены деньги, площадки со временем приходят в негод-ность.
Кроме того, представители спортивных федераций обращают наше внимание на такой момент. Например, где-то в районе строится баскетбольная площадка или тре-нажерный комплекс, но при этом там нет секции тяжелой атлетики и баскетбольной команды. То есть эти объекты там не нужны. При этом там есть хорошая футбольная команда, а заниматься ребятам негде. Получается, что площадки строятся без при-вязки к потребностям. Знаю, что у нас проблему с отсутствием площадок испытыва-ет Федерация регби, футбольные клубы. А ведь это как раз тот массовый спорт, кото-рый охватывает наибольшее количество желающих заниматься спортом.
Мы не собираемся здесь искать виновных, наша задача сейчас достучаться до людей, которые решают, где какому спортивному объекту быть. Этот вопрос должен быть скорректирован. К примеру, во дворе по Чайковского, 35, стоит тренажерный комплекс, на котором никто не занимается. И там же мальчишки на импровизирован-ном поле играют в футбол. В качестве ворот у них бельевые веревки. Во дворе есть постоянная детская футбольная команда. Почему бы не учитывать потребности жи-телей? Когда по нацпроектам выделяются средства, складывается впечатление, что главная задача, которую ставят перед собой ведомства, это освоение средств. Мы хо-тим, чтобы спортивные федерации нас услышали и более плотно взаимодействовали с Министерством физкультуры и спорта.
Еще одно предложение Народного фронта – прикреплять к каждому новому спортивному сооружению инструктора. А значит, должны выделяться дополнитель-ные ставки. Мы проанализировали работу других регионов – там федерации для развития своего направления выделяют специалистов, которые организуют работу на таких общедоступных площадках. Кроме этого, за студентами спортфака закрепля-ются спортивные объекты, и практику они проходят на земле. Большим подспорьем в других регионах являются спортивные школьные клубы.
Без учета потребностей?!
В продолжение озвучивания существующих проблем депутат Заксобрания, председатель Федерации регби Александр Сетов отметил:
– На «Высокогорье» в свое время построили баскетбольную площадку, она аб-солютно не задействована. Следовательно, ее построили для того, чтобы построить. И такие примеры по краю есть.
В Чите появляются футбольные клубы, тренеры пусть за деньги, но занимают-ся с детьми. Почему бы не построить рядом футбольные стадионы? Почему бы не провести анализ по школам: например, там, где есть секции баскетбола, поставить баскетбольную площадку, чтобы в зимнее время занимались в школе, а в теплый се-зон – на улице.
У площадки должно быть расписание работы
Представитель городского спорткомитета Алексей Злобин ответил:
– Насколько я знаю, большинство площадок в Чите доступны всем желающим. Но есть такие объекты, как, например, тренажерный комплекс на стадионе «Темп», который по понятным причинам в ночное время закрыт. Надо понимать, что на каж-дой площадке надо построить работу так, чтобы было расписание работы. Это поз-волит избежать конфликтных ситуаций между различными командами, и в то же вре-мя там будут заниматься дети.
К примеру, около ледового дворца «Чароит» есть спортивная площадка, где де-ти занимаются только в присутствии взрослых.
К вопросу про потребности. Мы возводим те объекты, на которые выделяются деньги по федеральным программам. К сожалению, у нас на территории города, осо-бенно в Центральном районе, места катастрофически не хватает, чтобы построить там, где хотят те же спортивные федерации.
Надо искать энтузиастов!
Депутат городской Думы, председатель Федерации самбо Дамдин Бадмацыре-нов:
– У спортивных федераций не просто должно быть желание иметь свой спор-тивный объект или площадку. К любой потребности должны быть проект и смета. Насколько я знаю, распределение спортплощадок основано на запросе, в том числе от федераций. Например, читинская школа №5 заинтересована в том, чтобы на терри-тории поставили универсальную спортивную площадку. Но хотеть мало, надо соста-вить проект.
Чтобы спортобъекты не простаивали, надо работать с местными жителями в селах и поселках. Это сколько нужно ждать, чтобы студент обучился на факультете физической культуры и спорта, потом его вернуть в деревню, чтобы он начал подни-мать спорт? Не будет такого никогда. Надо работать с теми людьми, которые там жи-вут. Федерациям надо искать энтузиастов на местах. Заразите своим видом спорта людей! И выезжать к каждому с мастер-классами, проводить там соревнования. Пусть человек сначала бесплатно поработает, проявит себя, а потом уже решать во-прос с оплатой труда. На примере Федерации самбо расскажу. Есть тренер-любитель. Скромно заявляет: ничего не знаю, я школьный физрук. Хорошо, у нас есть подгото-вительные курсы. Мы его поучили, методичку дали, и он работает. Если возникает необходимость учиться, существует видеосвязь, показываем. Пока мы будем ждать улучшения финансирования, развития не будет.
Отличный пример безвозмездного служения детям – военный пенсионер Тагир Аглямович Аглямов, который на протяжении нескольких лет по собственной инициа-тиве занимался с ребятами из близлежащих домов футболом и хоккеем на валенках. Теперь он работает дворовым инструктором.
Тренер должен получать достойную зарплату, тогда у него будет время на общественную работу!
С предыдущей точкой зрения не согласен глава Шилкинского района Сергей Воробьев:
– У нас сегодня из-за низкой зарплаты каждый тренер берет большую часовую нагрузку. Например, тренер по греко-римской борьбе ведет 70 детей. У него физиче-ски нет времени на общественную работу. Надо повысить зарплату, чтобы тренер получал те же 40-45 тысяч на ставку, вот тогда у него будет стимул, он будет полу-чать 45 и у него останется время с кем-то еще позаниматься на общественных нача-лах.
Не согласен с вопросом о рациональности строительства спортивных объектов. А как не строить там, где дети не занимались, потому что ничего не было?! Иначе как их привлекать в спорт? Мы должны ставить вопрос так: почему построенный спортивный объект бездействует? И я скажу почему – потому что нет специалистов. Потому что физкультура и спорт живут по остаточному принципу.
В районах сегодня мы построили много спортивных объектов. В Шилкинском районе 12 плоскостных спортивных комплексов, мы их прикрепили к администраци-ям и школам. Все востребованы. Просто потому, что больше ребятишкам идти неку-да.
Многое зависит от активности спортивных федераций. По Шилкинскому райо-ну тренеры по футболу просили передать большое спасибо руководству Федерации футбола за федеральный проект «Мини-футбол – в школу». В рамках проекта коман-ды оснастили инвентарем, проводятся соревнования. Федерация шахмат активно ра-ботает, помощь оказывает Быстринский ГОК и АНО «Лига мам». А вот волейбол в районе не развит, по крайней мере, к нам никто не обращается.
КАДРЫ СТАРЕЮТ
– В Забайкальском крае стремительно стареет тренерский состав практически всех видов спорта. Средний возраст тренеров сейчас старше 50 лет. Молодёжь не идёт работать, потому что низкие зарплаты. В группах начальной подготовки они не получат ту зарплату, которую получат, будучи военным инструктором или где-то на вахте. Выпускники института практически не возвращаются в спорт. Говорить о ка-кой-то общественной работе из-за нагрузки не приходится.
Из-за отсутствия легкоатлетического манежа мы пытались наладить взаимодей-ствие со школами, где могли бы проходить тренировки легкоатлетов. Директора школ не дают залы на безвозмездной основе для бесплатных спортивных секций. Даже за возможность «подтянуть» свои показатели они не хотят сотрудничать. Скажу боль-ше, набрать школьников на занятия легкой атлетикой проблематично, потому что уже в начальной школе дети чем-то занимаются, – отметила секретарь Федерации лёгкой атлетики региона Екатерина Приладных.
Все озвученные предложения участников круглого стола войдут в итоговую ре-золюцию встречи.
***
К слову...
За последние пять лет в Забайкальском крае построено более 480 спортивных объектов. В их числе шесть ФОКов, 51 хоккейная коробка, 256 спортивных площадок и 174 тренажёрных комплекса. Также в 19 спортивных объектах проведены капитальные ремонты, уложено четыре новых футбольных поля, и каждый район для сдачи норм ГТО получил современную площадку.
Андрей Середкин, министр физической культуры и спорта Забайкальского края:
- Ещё пять лет назад в нашем крае мы строили пять спортивных площадок, а сегодня возводим по двадцать таких объектов, включая десять хоккейных коробок. Мы одновременно создаём новые спортивные залы, чтобы жители могли приходить и удобно заниматься спортом, причем не где-то там в отдаленном месте, а именно в шаговой доступности. В этом году мы завершаем строительство трёх спортивных залов. Это спортивный лагерь «Арахлей», появится свой зал в посёлке Атамановка, где никогда не было спортивного зала, кроме подвала, где занимаются боксёры, и зал гимнастики в Чите, в районе 22-й школы. На следующий год запланировано строительство десяти спортивных залов, география их большая, Забайкальск, Шилка, Чита, Красный Чикой, по всему Забайкальскому краю. Также будут проведены ремонты стадионов, причём будет запланирован ремонт стадиона «Локомотив» в Чите, ремонт в Приаргунске, Борзе.
Особое внимание, по словам Андрея Серёдкина, будет уделено возведению крытых спортивных объектов. Их особенность в том, что они позволяют заниматься разными видами спорта в течение всего года, в отличие от открытых площадок, которые с приходом забайкальских холодов становятся негостеприимными для спортсменов. На данный момент крытых спортобъектов хватает только для круглогодичного посещения чуть больше 100 тысяч забайкальцев, чего недостаточно. И это планируется исправить.
Эфир «Вести-Чита» от 12 августа 2024 г.
Виктория Сивухина
Фото автора