Спортивный клуб - важный и необходимый компонент в структуре профессиональной организации

В современных условия развития системы профессионального образования, наряду с повышением качества подготовки специалистов как главной задачей каждого профессионального учреждения, актуальным также является формирование культуры здоровья среди студентов, приобщение их к активной физкультурно-спортивной деятельности.

Одним из наиболее эффективных средств деятельности образовательной организации СПО по решению этих задач является использование потенциала спортивного клуба. С 2013 года в ГПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова» работает спортивный клуб «Горняк». Учредительная конференция по организации деятельности спортивного клуба «Горняк» состоялась 28 ноября 2013 года в актовом зале колледжа с участием преподавателей и студентов согласно распоряжению директора ГПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова» № 41 от 20.11.2013 года.

28 ноября 2013 года – дата создания спортивного клуба, и ежегодно в этот день в колледже отмечается «День спортивного клуба «Горняк». Спортивный клуб «Горняк» осуществляет деятельность по физкультурно-спортивному и здоровьеобучающему (формирование  здорового образа жизни студентов) направлениям, способствует решению задач по формированию культуры здоровья студентов, приобщению их к активной физкультурно-спортивной деятельности, способствует социальной адаптации обучающихся в колледже через формирование социально адаптирующей среды, созданию условий для активного содержательного досуга, преду преждению и профилактике девиантного поведения среди студенческой молодежи. Деятельность спортивного клуба построена на современной нормативно-правовой, учебно-методической, организационно-структурной основах.

Нормативно-правовой базой организации деятельности спортивного клуба «Горняк» является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1065 от 13.09.2013 года «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов». Особенность деятельности спортивного клуба «Горняк» в том, что в мероприятиях клуба (здоровьеобучающих и фикультурно-спортивных) принимают участие 100% студентов. Спортивный клуб «Горняк» не предусматривает членство обучающихся в клубе, и его деятельность распространяется на всех обучаюшихся образовательной организации.

Деятельность спортивного клуба «Горняк» не имеет отношения к сборным командам колледжа: сборные команды ежегодно формируются из наиболее подготовленных студентов для участия в соревнованиях различного уровня, а спортивный клуб организует физкультурно-спортивную деятельность для всех студентов, независимо от уровня их подготовленности.

Потенциал спортивного клуба «Горняк» реализуется через комплексное влияние на студентов колледжа многосторонних аспектов его деятельности.

1. Патриотический аспект проявляется через государственные символы, которые используются при проведении физкультурно-спортивных мероприятий (флаг, герб, гимн), формирование чувства гордости, патриотизма у студентов.

2. Экономический аспект проявляется через подготовку к будущей трудовой деятельности, укрепление и сохранение здоровья на основе физкультурно-спортивной и здоровьеобучающей деятельности, ведь здоровье студентов является тем ресурсом, от которого зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей обучающихся, а в условиях рыночной экономики – и гарантом конкурентоспособности.

3. Правовой аспект проявляется через знание спортивных законов и правил, обязывая к их соблюдению, прививая правовую культуру, уважение и подчинение законам, правилам и нормам, соблюдение которых необходимо и в повседневной жизни.

4. Физкультурно-спортивный аспект проявляется в формировании потребности занятий физической культурой и спортом как физической и духовной необходимости, в развитии физических качеств и физической подготовленности, в участии в коллективных физкультурно-спортивных мероприятиях, а также через организацию и проведения самостоятельных оздоровительных занятий.

5. Образовательный аспект проявляется через здоровьеобучение студентов, формирование установок и индивидуальной программы на ведение здорового образа жизни, ценностного отношения к  ндивидуальному и общественно-социальному здоровью.

6. Воспитательный аспект проявляется в формировании отношений ответственной зависимости между обучающимися на основе общечеловеческих ценностей и норм социально одобряемой деятельности, а также культуры межличностного общения и взаимодействия через взаимное уважение, сотрудничество, которая переносится на поведение в повседневности как основа социальной коммуникации студентов.

7. Информационный аспект проявляется в анонсировании и освещении клубной жизни через печатные и электронные средства массовой информации колледжа: газета «Горняцкая смена», журнал «Спортивное время», сайт образовательной организации и др.

8. Стилизованный аспект спортивного клуба проявляется через консолидирующее влияние на обучающихся в спортивном клубе стилизованной клубной атрибутики, эмблемы и девиза клуба, совместных физкультурно-спортивных и здоровьеобу чающих мероприятий и др. В клубной деятельности студентов объединяет единство интересов и дел.

Ежегодно спортивный клуб «Горняк» согласно календарному плану проводит более 30 мероприятий (спартакиады, конкурсы, викторины о здоровом образе жизни, истории физической культуры и спорта Забайкалья, страны и др.).

Одним из наиболее важных мероприятий спортивного клуба, которое органично охватывает здоровьеобучающую и физкультурно-спортивную деятельность, является ежегодное проведение среди студенческих групп всех отделений конкурса на лучшую организацию спортивно-оздоровительной работы. Конкурс включает три этапа: спартакиаду по шести видам спорта, конкурс плакатов и викторину о здоровом образе жизни с подведением его итогов 7 апреля (Всемирный день здоровья). По сумме занятых мест в конкурсе плакатов, викторине и спартакиаде определяются победители и призеры конкурса. Данное мероприятие подразумевает стопроцентное участие всех студентов групп отделений колледжа (во всех трех его этапах).

В период 2013–2016 гг. деятельность спортивного клуба «Горняк» осуществлялась в рамках работы региональной инновационной площадки ГПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова» на тему «Формирование модели спортивного клуба как средства социальной адаптации студентов в профессиональной образовательной организации», утвержденной приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края № 749 от 12.09.2013 года.

Региональная инновационная площадка успешно завершилась 18 ноября 2016 года, и на итоговом совещании деятельность спортивного клуба была высоко оценена по выполнению целей и задач по здоровьеобучению студентов, привлечению их к физкультурно-спортивной деятельности, социальной адаптации обучающихся в образовательной организации, созданию условий для активного содержательного досуга, предупреждению и профилактике девиантного поведения среди студенческой молодежи.

В процессе реализации инновационной площадки подготовлена и защищена И.В. Меньшовым диссертацияпо организации деятельности спортивного клуба.

На данной научной основе подготовлено учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов», разработана и внедрена дополнительная учебная дисицплина «Культура здоровья студентов» (которая преподается в колледже с 2015 года) и ежегодно 100 % студентов 1 курса всех отделений (горного, геолого-маркшейдерского, информационных технологий и экономики) проходят здоровьеобучение через изучение и освоение современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни как единственной форме здоровье укрепляющего поведения, а также практик соблюдения его основных элементов.

Здоровье студентов является одной из главных основ эффективности их будущей профессиональной деятельности и трудового долголетия, что имеет не только личное и социальное, но и экономическое значение, как для отдельных предприятий, организаций, учреждений, так и в целом для отраслей экономики государства.

Забайкальский горный колледж им. М.И. Агошкова – одно из немногих образовательных учреждений в стране, в котором преподается учебная дисциплина «Культура здоровья студентов» для студентов всех специальностей, что позволяет целенаправленно осуществлять формирование культуры здоровья студентов как специалистов, «инженеров» собственного здоровья для его укрепления и сохранения через повышение уровня здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью, что является основой успешности различных видов деятельности обучающихся, в том числе учебной, фундаментом эффективности их будущей трудовой деятельности и всей жизнедеятельности в целом.

Кроме этого, подготовлено учебно-методическое пособие «Организация деятельности студенческого спортивного клуба», которое разработано на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1065 от 13.09.2013 года «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов», где представлены учебно-методические материалы по организации студенческого спортивного клуба.

Забайкальский горный колледж им. М.И. Агошкова всегда готов поделиться опытом организации здоровьеобучения и физкультурно-портивной деятельности среди студентов с другими образовательными учреждениями.

Так, в мае 2016 года в колледже были проведены курсы повышения квалификации педагогов системы профессионального образования (из семи образовательных организаций) по преподаванию учебной дисциплины «Культура здоровья студентов».

Созданная научно-методическая и организационно-структурная основа по организации деятельности студенческого спортивного клуба на базе Забайкальского горного колледжа им. М.И. Агошкова позволяет позиционировать колледж в качестве учебно-методического центра для обучения коллег из учреждений системы профессионального образования Забайкальского края с целью организации деятельности спортивных клубов для здоровьеобучения студенческой молодежи и увеличения (более 80% обучающихся образовательного учреждения) количества студентов, которые вовлечены в активную физкультурно-спортивную деятельность.

Деятельность спортивного клуба «Горняк» была представлена на целом ряде научно-практических конференций различного уровня через доклады преподавателей и студентов.

Так, в 2014 году на региональной научно-практической конференции в ГОУ СПО ЧПТК (с международным участием) был представлен доклад на тему «Спортивный клуб в системе СПО: новые возможности для социализации студенческой молодежи». В 2015 году в Читинском техникуме железнодорожного транстпорта на VII Студенческой конференции НПК «Наше будущее с наукой» студенты колледжа представили три доклада о здоровьеобучающей и физкультурно-спортивной деятельности спортивного клуба «Горняк».

В апреле 2016 года на VII Межрегиональной (с международным участием) учебно-исследовательской конференции студентов в Читинском медицинском колледже был представлен доклад о мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни через деятельность спортивного клуба, а в марте 2016 года – на XVI Межрегиональной научно-практической конференции студентов образовательных организаций с участием студентов, аспирантов высших учебных заведений и зарубежных стран в Забайкальском горном колледже доклад о результатах опытно-экспериментальной работы по теме «Спортивный клуб как  средство социальной адаптации первокурсников в образовательной организации СПО».

Деятельность ГПОУ «Забайкальский горный колледж им. М.И. Агошкова» через проведения мероприятий спортивного клуба «Горняк» отмечена на всероссийском уровне.

В 2014 году на Всероссийской конференции «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании» в г. Санкт-Петербурге ГПОУ «Забайкальский горный колледж им. М.И. Агошкова» награжден дипломом и медалью лауреата конкурса «Школа здоровья-2014», в 2016 году – дипломом I степени «Школа здоровья-2016» в номинации «Лучшее мероприятие по пропаганде здорового образа жизни», в 2017 году – дипломом Всероссийской конференции «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании» (в рамках итогов федерального конкурса «Школа здоровья-2018» среди образовательных организаций профессионального образования, содействующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса) в номинации «Здоровьесберегающая программа».

Спортивным клубом «Горняк» выпускается ежегодный журнал «Спортивное время», который содержит информацию о деятельности спортивного клуба, результатах конкурса на лучшую организацию спортивно-оздоровительной деятельности среди студенческих групп колледжа, практические рекомендации для студентов по соблюдению здорового образа жизни.

28 ноября исполнилось пять лет спортивному клубу «Горняк», и «День спортивного клуба «Горняк» традиционно отмечен торжественным мероприятием в актовом зале колледжа с участием преподавателей и студентов, награждением победителей и призеров спартакиад среди студентов всех курсов отделений, а также культурной программой из номеров студенческой самодеятельности.

За пять лет спортивным клубом «Горняк» проведено более 150 мероприятий, но главное – выстроена научно обоснованная система проведения здоровьеобучающих и физкультурно-спортивных мероприятий,

которая значительно повышает эффективность решения в учебно-воспитательном процессе задач по здоровьеобучению студентов, их социальной адаптации в образовательной организации, увеличению количества обучающихся, приобщившихся к активной физкультурно-спортивной деятельности, в том числе через обучение проведению

самостоятельных оздоровительных занятий и участвующих в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, расширению возможностей для активного содержательного досуга через внеучебную деятельность клуба, предупреждению и профилактике девиантного поведения среди студенческой молодежи, а в целом – комплексному решению воспитательных и образовательных задач, стоящих перед системой профессионального образования.

Уверен, что деятельность спортивного клуба «Горняк» и дальше будет способствовать приобщению студенческой молодежи к здоровому образу жизни и увлекательному миру физической культуры и спорта.

Хочу выразить благодарность администрации, преподавателям и студентам колледжа, пропагандирующим здоровый образ жизни, активно участвующим и организующим мероприятия, проводимые спортклубом «Горняк», и пожелать здоровья, благополучия, успехов в учебной и трудовой деятельности.

Особую благодарность хочу выразить Игорю Викторовичу Меньшову, кандидату педагогических наук, президенту спортклуба «Горняк», с первого дня активно и плодотворно организующему его деятельность, преподавателям физического воспитания: Евгению Владимировичу Лоншакову, Анастасии Александровне Степочкиной, Наталье Александровне Гусевой, а также заведующим отделениями: Татьяне Юрьевне Ярославовой, Ольге Анатольевне Исаченко, Юлии Викторовне Коренковой, понимающим значимость работы клуба и поддерживающим все мероприятия, и непременно председателю спортклуба, руководителю физвоспитания колледжа Алексею Владимировичу Шульженко и Ольге Викторовне Арясовой, заместителю директора по воспитательной работе, курирующей деятельность клуба. Спасибо, коллеги!

Гордимся прошлым, ценим настоящее, работаем на будущее!

С уважением, директор Н.В. ЗЫКОВ


 

Спортивная клубная деятельность как самостоятельный феномен государственно-общественного воспитания и необходимый компонент в структуре образовательной организации в силу своей комплексности является особой сферой жизни обучающихся. Потенциал спортивного клуба необходимо широко применять и использовать для здоровьеобучения и физкультурно-спортивной деятельности подрастающего поколения.

За пять лет деятельности спортивный клуб «Горняк» стал организационным и учебно-методическим центром колледжа по здоровьеобучению и приобщению к активной физкультурно-спортивной деятельности студентов, при этом не дублирует и не подменяет работу секции физического воспитания, а имеет самостоятельную направленность.

Педагогически организованные условия воспитания студентов через спортивный клуб «Горняк» имеют комплексный положительный эффект: повышают уровень здорового образа жизни у студентов для укрепления и сохранения здоровья, снижают уровень заболеваемости и вредных привычек среди обучающихся, способствуют профилактике и снижению девиантного поведения, формируют социально-ценностные интересы и увлечения среди студенческой молодежи на основе физкультурно-спортивной деятельности.

Транслирование опыта организации деятельности спортивного клуба «Горняк» для организации спортклубов в других учреждениях среднего профессионального образования региона позволяет создать спортивную клубную систему СПО, которая будет способствовать осуществлению целенаправленной деятельности в учебно-воспитательном процессе

образовательных организаций среднего профессионального образования по формированию здорового образа жизни среди обучающихся с целью укрепления и сохранения здоровья, увеличению количества студентов, приобщившихся к активной физкультурно-спортивной деятельности, в том числе через обучение проведению самостоятельных оздоровительных занятий, и участвующих в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, а таже решению задач по социальной адаптации, созданию условий для активного содержательного досуга, предупреждению и профилактики девиантного поведения среди студенческой молодежи, что

особенно важно в условиях Забайкальского края для воспитания подрастающего поколения через деятельность спортивных клубов как альтернативы «уличной среде», различным ассоциальным (криминальным

и др.) субкультурным формам неформальных объединений молодежи.

Спортивный клуб – важный и необходимый компонент в структуре профессиональной образовательной организации.

И.В. МЕНЬШОВ, кандидат педагогических наук

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.