Сергей Ганеев: «Хочу, чтобы забайкальцы ощущали себя равными участниками состязаний везде»

11 и 12 ноября прошёл XX Российский турнир по танцевальному спорту – Кубок города Читы «Разрешите пригласить». Мы встретились с президентом Федерации танцевального спорта Забайкальского края, идейным вдохновителем и организатором турнира Сергеем Ганеевым. Поговорили о том, как появился турнир, каким он был в этом году, а также о детях, которые талантливы уже в четыре года.

– Сергей Борисович, нынешние соревнования по счёту уже двадцатые – цифра значительная. А как всё начиналось?

– Детям нужна самореализация. А она происходит в основном через турниры и концерты. На 2000 год у нас было всего два турнира – «Забайкалье» и «Рождественский вальс». Два турнира в год – очень мало. И мы в стенах Дворца пионеров проводили тогда свои турниры под разными названиями. А в 2003 году появилась мысль выйти за рамки Дворца пионеров, поскольку тут маленький зал. И у зрителей стал расти интерес к танцам. Мы вышли на драмтеатр, договорились с Юрием Пояркиным и впервые провели городской турнир. Назвать решили незатейливо – «Разрешите пригласить». Есть одноимённый танец, мы его когда-то танцевали с Анжеликой (Ганеевой). 

Сначала турнир был городским, затем межрегиональным. В 2004-м провели очень хороший, сильный межрегиональный турнир с показательной программой. Нам очень помогли спонсоры. И после этого было решено, что администрация города подключится к проведению турнира. В 2005-м турнир получил статус Кубка мэра города Читы. Мы смогли привезти судей из Москвы, Хабаровска. Участники приезжали из Иркутска, Улан-Удэ. Но, к сожалению, из более отдалённых городов к нам никто не ездил. Если смотреть правде в глаза, мы мало кому интересны с точки зрения географии: далеко добираться, логистика плохая, самолёты на тот момент не летали. Проще приехать в город-миллионник Новосибирск, где больше движухи. Но тем не менее нужно было развивать, культивировать всё это здесь, на нашей малой родине.

В 2014 году мы провели турнир к 15-летию Федерации танцевального спорта. Делали пресс-конференцию, изучали историю развития танцевального спорта в крае. В 2016 году в турнире впервые поучаствовали танцевальные пары из Китая. В 2017-м – монгольские пары. А в 19-м провели уже официальный международный турнир – к нам приехали пары не только из Китая и Монголии, но и из Японии. Конечно, важной задачей было показать вершины танцевального искусства нашим ребятам, которые зачастую не могут выехать дальше Улан-Удэ.

Когда родился турнир, федерацию возглавлял Николай Лесников, мой учитель по танцам. И вот он всегда относился к танцам как к явлению культуры, а не спорта.

Ну а в этом году… Хочется выразить благодарность драмтеатру. Это очень яркая площадка, на которой можно хорошо продемонстрировать не только соревновательную составляющую, но и творческую, концертную.

– В чём отличие этого турнира от прошлых? Какие впечатления он оставил у вас?

– Мы в этот раз решили показать две творческие программы: латиноамериканскую и европейскую. Прекрасные номера от мастеров международного класса. Также впервые были пары и судья из Благовещенска. Из Иркутска приехали наши друзья. А особенно меня порадовало вот что. 

Дело в том, что танцевальный спорт в нашем регионе набирал обороты с 80-х годов. Бум случился в 1993 году. Билетов было не достать. А с 14-го года на общероссийском уровне начался спад популярности танцевального спорта…

– А с чем это было связано, по вашему мнению?

– Мы в Советском Союзе долгое время жили за «железным занавесом». Были у нас бальные танцы, такие как «Сударушка», «Разрешите пригласить», «Полька». Я сам их танцевал. А нынешняя программа полностью заимствована. Пять европейских танцев родились в разных странах Европы и пришли к нам оттуда. И пять из Латинской Америки – из Кубы, Бразилии. Во всём мире эти танцы были ярко представлены, по ним проходили турниры. А в России из-за «холодной войны» и «железного занавеса» их не было. Разумеется, у нас были свои звёзды. Например, чемпионы Советского Союза Станислав и Людмила Поповы, Алла и Пётр Чеботарёвы. Они танцевали интересные программы, но европейские и латиноамериканские танцы были непривычны и, более того, неприемлемы. 

Потом «занавес» упал, и вся западная культура со всеми своими плюсами и минусами хлынула на территорию бывшего Советского Союза. Благодаря этому и случился всплеск популярности танцевального спорта у нас. В 93-м году уже были полные залы. Дальше всё пошло по нарастающей. И вот прошло 10-15 лет, эффект новизны ослабел, и всё стало привычным. С другой стороны, появилось очень много пластических жанров – уличные танцы, хип-хоп, брейкинг, контемпорари. Это более близко подросткам. И сейчас люди равномерно распределяются по предпочтениям. Думаю, мы продолжим развиваться, но уже в более камерном варианте.

Вернусь к драмтеатру. Мы много площадок освоили, и мне казалось, что круче дворца «Мегаполис Спорт» в нашем городе ничего нет. И с точки зрения спорта так и есть. Это идеальное место для проведения соревнований – всё оборудовано. Но драмтеатр выигрышнее с точки зрения творчества, культуры. И аншлаг, который был на нынешнем гала-концерте, я связываю в том числе и с особой атмосферой драмтеатра. Ребятам понравилось танцевать на сцене, это совершенно уникальный опыт.

– А что, на ваш взгляд, первостепенно в спортивных танцах – спорт или искусство? Понятно, что это в одной связке, но на чём вы делаете акцент? Мне показался символичным некий антагонизм – сравнение спортивной и театральной площадок. 

– Я думаю, что нужно искать всё-таки не антагонизм, а симбиоз этих двух явлений. Но исторически так сложилось, что мы в первую очередь за искусство, красоту и эстетику. Творчество – это физическое проявление души. Танец выражает эмоциональное состояние, чувства. Это имеет и воспитательный эффект. С точки зрения формирования личности и влияния на развитие детей, особенно когда правит деловой расчет, искусство более значимо, чем спорт. Потому что в спорте нужно быть выше, сильнее, быстрее. И так выхолащивается дуэтность, взаимоотношения мальчика и девочки. А у танца есть история и развитие. Творчество, на мой взгляд, преобладает.

– А по каким критериям судят судьи на турнире по танцевальному спорту? На что опытные люди в первую очередь обращают внимание?

– Критериев несколько. Раньше главным критерием считалась музыкальность. Если пара не движется в музыку, значит это уже не танец. На очень высоком уровне танец – это проявление музыки, её характер. Сейчас этот критерий не является главенствующим, хотя судьи старой школы до сих пор считают музыкальность определяющей. Далее – технические критерии, критерии презентации. Это не только то, насколько ровно стоит пара в стойке, но и то, как она преподносит себя и танец.

– Какие возрастные категории среди участников?

– Есть массовый спорт и спорт высших достижений. В спорте высших достижений минимальная возрастная группа – дети 7-9 лет, старшая – до бесконечности. А в массовом, и это традиция последних лет, – дети 3-4 лет. 

– Как я понимаю, для того, чтобы по-настоящему прочувствовать музыку и отразить её в танце, нужен какой-то жизненный опыт. А когда человеку четыре года, то как это работает?

– Ребёнок – это же не только тело, но и душа. Душа уже опытна, она имеет бэкграунд. Считается, что душа ребёнка до пяти лет помнит, интуитивно чувствует свои прежние воплощения и уже может отобразить что-то. После забывает и приобретает земной опыт, с творчеством, с жизненной мудростью. Когда мы учим детей и включаем им какие-то детские песенки, дети свободнее выражают себя в движениях. Или, например, говоришь им – дети, изобразите падающий осенний листик. Дети помладше лучше могут показать падение осеннего листика, чем  те, которым уже 10 лет. В три года ребёнок не думает, не напрягается, а кружится, как снежинка. 

А если говорить с точки зрения конкурсного танца, это элемент социализации. Потому что есть занятия, куда нужно прийти и где нельзя баловаться. Есть причёска, форма одежды. Это привитие антуража. Дети привыкают к структуре конкурса.

– А это не приближает тот самый момент, когда уже будет совсем трудно падать, как листик или снежинка?

– Не приближает (смеётся). Форма таких обучающих занятий – одно из проявлений жизни. Если бы в социуме в целом поддерживалось это творческое начало в детях, то, возможно, было бы по-другому…

– Сергей Борисович, давайте подведём итог нашей беседы.

– Мне хочется, чтобы наши забайкальские ребята не чувствовали себя отдалёнными от центра мира. Чтобы они ощущали себя равными участниками состязаний везде, в любой географической точке мира. Поэтому мы привозим на турнир тех ребят, которые достигли высоких показателей. На турнире этого года был явно хороший уровень мастерства. Топ мастерства, я бы сказал. Те, кто приехал соревноваться по европейской программе – седьмые в стране, это очень высокий уровень. Те, кто прилетел по латиноамериканской программе – это чемпионы Казахстана и Киргизстана. Есть возможность для наших детей посмотреть, куда можно стремиться. И плюс мы хотим показывать людям, которые приходят на гала-концерт в качестве зрителей, чего мы уже смогли достичь. Чтобы люди понимали, что Забайкальем тоже можно гордиться.

Победители первенства города Читы: 1. «Дети-2», Егор Случик – Виктория Василькив, «Микс», Иркутск. 2. «Юниоры-1», Михаил Пасынков – Руслана Кучуро, «Микс», Иркутск. 3. «Юниоры-2», Европейская программа и двоеборье: Михаил Переводчиков – Елизавета Рекина, «Хип-твист», Чита. 4. «Юниоры-2», Латиноамериканская программа: Дмитрий Бянкин – Елизавета Старжинская, «Хип-твист», Чита. 5. «Молодежь», Леонид Нерадовский – Ольга Страмилова, Rio de Latino, Чита.

Валентин ОЛЕЙНИКОВ

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.