С мастерством и достоинством

26 января В.А. Галактионову исполнилось бы 80 лет.

В бытность одного из пионеров направления спортивной журналистики Владимира Галактионова работать коллегам приходилось с блокнотом и без помощи интернета, а интереса и добрых материалов было не меньше.

Под смешными очками в большой роговой оправе – колючие глаза недоверчивого подростка. Их выражение не менялось с годами и даже тогда, когда седины стало больше. Они могли метать молнии скепсиса и недоверия, а могли рассыпаться яркими брызгами радости и азарта.

Король азарта

Чего-чего, а азарта в Галактионове было с избытком. Он не ездил на автомобиле, не набирал тексты на компьютере, не «сёрфил» по волнам интернет-океана, однако в пору лихих 90-х его информашки-молнии могли запросто составить конкуренцию иному информагентству.

– А чё без бутылки? – привычно в шутку «подкалывал» молодых журналистов опытный зубр, когда мы только начинали приносить свои заметки в «Читу спортивную».

Журналистом, спортивным обозревателем, членом Союза журналистов СССР и Российской Федерации, а также первым редактором газеты «Чита спортивная» Владимир Александрович стал не сразу.

Он родился 26 января 1940 года в городе Минусинске Красноярского края и, наверное, как любой пацан предвоенного и военного времени, сполна хватил лиха той нелёгкой эпохи. А позже семья перебралась в Читу, и Володя учился в средней школе № 1 нашего богоспасаемого городка.

Из биографии журналиста явствует, что в 1962 году Владимир Галактионов окончил историко-филологический факультет Читинского государственного педагогического института и по окончании вуза получил распределение в среднюю школу Чернышевска.

Но комсомольские вожаки, оценив задор начинающего организатора и пропагандиста, пригласили его в читинский обком ВЛКСМ инструктором.

Кто корпел над формалистскими ребусами бумажной работы, тот поймёт, отчего, проработав в обкоме один год, Галактионов уехал в Чернышевск преподавать местной мелюзге литературу и историю, купаться в чистых омутах и плёсах стремительной Куэнги.

Но за триста с лишним километров от Читы он благоденствовал недолго.

Дорогами репортерства

Ещё через год ему предложили должность корреспондента в редакции областной молодежной газеты «Комсомолец Забайкалья». «Коза» тогда была свежа и порывиста, несмотря на годы «застоя».

Предложение из редакции поступило ввиду того, что писать в газету он начал, еще учась в институте. Владимир «клепал» свои фирменные небольшие заметки об известных людях Забайкалья, ветеранах войны, спорта, а также и о самом спорте. Разбираться в материале помогал активный образ жизни – Вова в то время занимался легкой атлетикой.

Годы, когда труд журналиста был в почёте, а зарисовки и очерки порой построчно подробно разбирались в самых высоких кабинетах, были золотым временем в жизни молодого корреспондента. Он писал материалы в газету, много колесил по стране, бывал даже за рубежом – в Югославии и Германии.

А собранный дотошным репортёром богатый материал о местах боевой славы ещё не раз помогал самому Владимиру Александровичу ориентироваться в именах и датах во время подготовки интервью с именитыми земляками и написания репортажей об интересных событиях в жизни города и области.

Позже Галактионов слегка «осел», если это статичное слово хоть как-то можно применить к его деятельной натуре.

Последующие 25 лет он посвятил работе на Читинском государственном телевидении и радио. Владимир Александрович был редактором и ведущим военно-патриотической программы «Воин Забайкалья».

В это время он здорово помотался в командировки по военным гарнизонам и заставам, передавая читателям через строки и комментарии удивительное ощущение дороги и суть предназначения бойца, стоящего на рубеже Родины. Особенно Галактионов любил ездить к пограничникам, где у него появилось много друзей.

О спорте знал всё

И всё же главной его страстью, нисколько не выпячиваемой напоказ, оставался Его величество спорт. Владимир Галактионов любил футбол, мог отыграть матч, а после ещё и «накатить» чарку-другую за благоденствие самого массового вида спорта.

В те годы он играл сам и, ко всему прочему, был ещё комментатором во время игр читинской футбольной команды «Локомотив».

По мере оттачивания пера обозревателя и репортера крепло сотрудничество с местной прессой.

Он работал с такими газетами, как «Азия-Экспресс», «Забайкальский рабочий», «Читинское обозрение». Носил материалы в «Эффект», «Вашу рекламу». Трусцой за считанные минуты (автомобильное движение тогда не было таким сумасшедшим) добегал со своими опрятными, каллиграфически исписанными чистовичками до «Экстры» или «Вечорки».

Главный редактор «Читы спортивной» Александр Потяев сохранил о коллеге добрые воспоминания.

– Владимир Александрович был настойчивым, целеустремлённым профессионалом. Он иногда приносил готовый материал через 20 минут после окончания футбольного матча! При этом везде присутствовал лично, а не писал статьи на основе протоколов или интернет-ресурсов. Главный тренер «Локомотива» Александр Ковалёв далеко не случайно до сих пор отмечает, что после Галактионова уже и не было спортивных журналистов, так глубоко вникающих во все мелочи и при этом не теряющих яркости подачи материала.

Старший коллега и умер, по сути, на бегу. Подвело сердце, не заплывшее и к исходу жизни жиром благополучия.

30 марта 2002 года его не стало.

Памяти старшего коллеги

По инициативе редакции газеты «Чита спортивная» с 2002 года в Чите проводятся неизменно массовые футбольные турниры ветеранов памяти спортивного журналиста Владимира Александровича Галактионова.

А на пыльных антресолях персональной памяти не забыты некоторые другие наиболее яркие моменты. Помню, журналистка Сэсэг Намсараева проводила в «Вечорке» очередной опрос на предмет обывательских и творческих предпочтений пишущей братии. Я, особо не заморачиваясь, ляпнул, что люблю секс, хорошую кухню и музыку с литературой…

Владимир Александрович, читая материал, строго зыркнул на меня и сказал:

– Про секс нельзя говорить так публично.

Я тогда, помнится, ещё поспорил и мнения своего не изменил. А сейчас знаю точно: его честное замечание было правильным!

Однажды году в 2001-м случилось мне трястись с коллегами и радийным репортёром – «семёркой» до Ясногорска на церемонию открытия второго энергоблока Харанорской ГРЭС. Вместе с «любимцем народа» Анатолием Чубайсом туда слетелись и журналисты центральных СМИ. Прибыл глава Администрации Читинской области Равиль Гениатулин.

И вышло так, что на это действо Владимир Александрович припылил с глубочайшего похмелья. А «дёрнув» на ГРЭС ещё пару рюмок, он в сильном хмелю и шаткой походкой пришёл-таки на пресс-конференцию.

После заявлений первых лиц настало время журналистских вопросов.

Поскольку старший коллега был очень уж в духе, а говорил, наоборот, чрезвычайно медленно, Равиль Фаритович принялся нам маячить, чтобы убрали репортёра с глаз долой, чтобы закрыли его своими плечами от очей златовласого господина…

Но Чубайс, заметив эмоциональные намерения главы, настоял, чтобы вопрос был задан.

Собравшись с силами, Владимир Галактионов спросил о росте энерготарифов, а олигарх очень тактично ответил по существу.

…Когда грань, отделяющая бытие от вечности, приближается, черты некоторых коллег, переступивших этот порог, безо всякой идеализации образа становятся чётче.

Сегодня, когда печати и журналистике уже без стеснения отводят роли расторопных прислужниц, важно знать тех, кто шёл перед нами, владея при этом и достоинством, и рюмкой, и мастерством. Понимая, что есть такое свобода слова.

Оттого почему-то острее вспоминается этот «колючий» и не всем удобный «ёжик» Владимир Александрович в трениках и спортивной шапчонке. Он имел особый дар наскоро написать материал и так же быстро убежать вверх по Ленинградской.

Он любил только так и не умел по-иному. Потому что был первопроходцем.

«Потому что если не любил, значит, и не жил, и не дышал».

Сергей ГРИДНЕВ

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.