Приручив километры гоночных трасс…

28 октября юбилей отметил легендарный мотогонщик, чемпион СССР в личном и командном зачётах, чемпион Вооружённых Сил в личном зачёте, неоднократный призер РСФСР, бывший председатель Забайкальской федерации мотоциклетного спорта, заслуженный тренер РСФСР по мотоциклетному спорту Сергей Губич. Спортсмену и тренеру с более чем 40-летним стажем есть о чем вспомнить…

Сергей Григорьевич родился 28 октября 1953 года в Красноярске. Вспоминая детство, замечает: «Я родился в деревне Усть-Дербино, которой сейчас не существует, она скрыта под Красноярским морем. Учился в школе поселка Зыково в Красноярском крае. Будучи маленьким, я часто болел. Лет до шести не вылезал из больниц. Когда пошел в школу, стал активно заниматься спортом: встал на лыжи, на коньки, начал играть в хоккей с мячом – самый популярный вид спорта в Красноярске. Позже появилось увлечение борьбой. И когда в моей жизни появился спорт, у меня сами собой прошли все болезни».

Стоит отметить, в Красноярске мотоспорт всегда был хорошо развит и богат на чемпионов. Понятно, почему и наш юбиляр обратил внимание на это по-настоящему мужское увлечение. 

«В начале 1969-го года мой друг привел меня в красноярскую краевую автошколу ДОСААФ. Там, можно сказать, и началась моя карьера. Притом я одновременно учился в среднем профессиональном техническом училище при заводе «Красмаш», куда я поступил после зыковской школы. Я туда пошел специально для того, чтобы сконструировать себе двигатель!»

Сконструировал и даже выиграл на нем чемпионат Советского Союза. Правда, подчеркивает, что немаловажная заслуга в этом его тренера, легендарного мотогонщика, двадцатикратного чемпиона Советского Союза Валерия Свинко. 

В 1974-м году Сергея Губича пригласили в ЗабВО 19-й Спортивный клуб армии. «Это было на соревнованиях в Черемхово. Генерал Олег Павлович Яровой, он тогда был еще старшим лейтенантом, сам мотогонщик, предложил мне выступить за СКА на чемпионате Вооруженных Сил СССР. В те годы это был престижнейший чемпионат, на который не так-то просто было попасть. И после того, как я выступил лучше всех среди армейцев, мне предложили должность в 19-СКА. И, посоветовавшись со своим первым тренером Валерием Алексеевичем Свинко, я согласился. 25 лет – с 1974-го по 1999-й годы – проходил службу в 19-м Спортивном клубе ЗабВО», – вспоминает юбиляр. 

…Помнить самые яркие моменты спортивной биографии помогают бережно хранимые фотографии – практически летопись мотоспорта нашего региона. Одна из самых дорогих запечатлела эмоции участников соревнований по мотогонкам на льду среди ветеранов, посвященных памяти великого гонщика Владимира Цыброва. «На этой встрече собрались сразу более десяти чемпионов мира. Были здесь шведы, немцы, чехи, финны, русские… Вот, посмотрите, стоит Сергей Тарабанько, семикратный чемпион мира. Здесь же – Пер Олаф Серениус, легендарный спортсмен из Швеции. А вот и Юра Иванов, десятикратный чемпион мира, служивший у нас в мотокоманде 19-СКА…».

Через СКА прошла целая плеяда звезд-мотогонщиков, и Сергей Григорьевич может часами рассказывать о каждом. «Многие из тех, кто проходил службу в Чите, добивались высоких результатов в спорте. К примеру, мастера спорта Олег и Сергей Яровые были неоднократными победителями и призерами чемпионатов СССР, ВС СССР и России по мотогонкам на льду. Сергей Тарабанько и Николай Нищенко стали в свое время чемпионами СССР, ВС СССР, России и чемпионами мира. А чемпионы мира Валерий Мартемьянов и Максим Барабошкин, а также уже упомянутый мной четырехкратный чемпион мира Николай Нищенко – это воспитанники нашей мотокоманды, в которой я после 1979-го стал работать тренером».

Следующий кадр, и юбиляр вспоминает свое участие в сборной Союза. «Когда я был в сборной, в нашу тренировочную программу обязательно входили игровые виды спорта. Они необходимы для общего развития. Ведь если в каких-то видах спорта работает лишь определенная группа мышц, то в мотоспорте задействованы все мышцы. У нас, так сказать, все хорошо должно шевелиться! До сих пор я активный болельщик соревнований по зимнему биатлону, велоспорту, фристайлу, обожаю хоккей, волейбол, баскетбол». 

Про свою уже читинскую историю в спорте замечает: «История создания мотокоманды началась в 60-е годы, в СКА. У истоков стоял Олег Павлович Яровой. Однако нельзя не отметить Геннадия Петровича Петрова. Он – вообще начало начал, с 1939 года этим занимался». По словам Сергея Григорьевича, из мотокоманды 19-СКА вышло три чемпиона мира: Николай Нищенко, Валерий Мартемьянов и Максим Барабошкин. К сожалению, Николай Нищенко, воспитанник Сергея Губича, погиб при тестировании новой ходовой мотоцикла.

На протяжении десятков лет Сергей Губич на общественных началах развивал спортивную федерацию мотоспорта. Занимался со спортсменами и тренерами, искал средства, организовывал и проводил соревнования в Чите и районах сначала области, а позже и края. И жизнь в федерации кипела. 

«Мы первые в России стали проводить шоу с мотогонками. И собирали огромное количество зрителей. Безусловно, это зрелищный спорт. И однажды устраивали соревнования, суперкросс, приуроченный ко Дню Победы. Поболеть за мотогонщиков пришли 15 тысяч зрителей!» В нашей  Забайкальской федерации мотоциклетного спорта есть воспитанник, участвовавший  в мировой гонке (Дакар) 2007 года. На тот момент первый из российских гонщиков. С сожалением юбиляр замечает, что сегодня мотоспорт в Забайкалье не имеет такого развития, как это было во времена его молодости. «У нас в СКА в какой-то период было даже больше чемпионов мира, чем в других видов спорта. Не люблю об этом говорить, потому что понимаю, что сейчас уже ничего не вернешь. Суть в том, что раньше для оснащения технических видов спорта собственная техника имелась на базе ДОСААФ и СКА. Это касается автомобильного, мотоциклетного и всех технических видов спорта. Теперь же такой поддержки для спортсменов нет», – замечает юбиляр.

«Сейчас тоже желающие погонять есть, но это очень дорогое удовольствие. Хотя ограничения по возрасту, как такового, не существует. В мою бытность мотоспортом было разрешено заниматься с шестнадцати лет. Я пришел в четырнадцать. Два года помогал опытным спортсменам, крутил гайки, подметал, убирался, мыл мотоциклы… Кстати, получить разрешение помыть мотоцикл было большой радостью – потому что за это давали прокатиться! Ближе к шестнадцати я, наконец, получил свой первый мотоцикл. Точнее, получил груду металлолома и из него собрал себе мотоцикл…» 

Тренер со стажем, он понимает, какое огромное значение учитель, наставник в спорте имеет для своего воспитанника. Сам он с огромным уважением рассказывает о своих наставниках и старших коллегах. «Всегда ребятам – гонщикам говорил: не забывайте своих тренеров. Задумайтесь, кем бы вы стали, если бы на вашем пути не возник образ вашего первого тренера, который заразил спортом, уберег от вредного влияния улицы».

Обращаясь ко всем спортсменам, замечает: «Успех, эйфория, которую испытываешь в момент получения награды на пьедестале, это мгновение. Какой бы ни была победа, получил медаль, спустился с пьедестала, и это уже история. И надо заниматься дальше, чтобы не уронить планку. Но выше всего этого стоят взаимоотношения – с другими спортсменами, с тренером, с семьей и друзьями. Это главное в жизни!»

Наша справка
Сергей Губич – заслуженный тренер РСФСР по мотогонкам на льду (1989 год). Чемпион СССР в личном и командном зачётах (1974 год, 1977 год), чемпион Вооружённых Сил в личном зачёте (1979 год), неоднократный чемпион РСФСР. Подготовил заслуженного мастера спорта, мастеров спорта международного класса, 15 мастеров спорта. 

Виктория Сивухина
Фото из личного архива Сергея Губича

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.