Натэлла Красникова: Вижу цель
Недавно отметила 70-летний юбилей прославленная советская хоккеистка, бронзовый призёр Олимпийских игр – 80 в Москве, уроженка города Могоча Забайкальского края Натэлла Красникова.
В 1978 году она закончила факультет физвоспитания Читинского пединститута. Будучи студенткой, занималась баскетболом, тренировалась у Ростислава Корюхина. «Чита спортивная» не раз рассказывала о нашей знаменитой землячке, которая сегодня живёт в Германии, мы публиковали воспоминания её брата – журналиста Валентина Красникова, которые затем превратились в книгу «Вижу цель…» Сегодня мы публикуем отрывок из этой книги.
В «Энциклопедии Забайкалья» о ней написано немного: «Красникова Натэлла (р. 14. 10. 1953, г. Могоча) заслуженный мастер спорта СССР по хоккею на траве (1984). Окончила ЧГПИ (1975). С 1977 года играла в хоккей на траве в подмосковном «Спартаке», «Колосе» (г. Борисполь), в сборной СССР. Третий призер Игр ХХII Олимпиады в Москве (1980), чемпион Игр «Дружба-84», 2-й призер чемпионата Европы (1984), 3-й призер чемпионата мира (1981), обладательница Межконтинентального Кубка в Буэнос-Айресе (1985), неоднократная чемпионка СССР, победительница соревнований на Кубок СССР».
«МАРАДОНА ОТ ХОККЕЯ»
Так назвала спортивная пресса после завершения второго Межконтинентального кубка по хоккею на траве капитана сборной СССР и бориспольского «Колоса» Натэллу Красникову. 22 мяча, которые он забила в пяти матчах, - яркое этому подтверждение. «Натэлла Красникова – мастер с большой буквы. Она умеет и подстраховать подруг в защите, и организовать острую контратаку, владея отменным пасом, и обвести чуть ли не полкоманды соперника с помощью филигранного дриблинга». Так характеризуют ее игру специалисты.
Немаловажные спортивные успехи имеет Натэлла и как член сборной команды страны. Бронзовый призер ХХII Олимпийских игр и чемпионата мира, победитель Кубка Дружбы – и это далеко не все. И в том, что сборная выиграла путевку на чемпионат мира в 1986 году, без сомнения, большая заслуга этой талантливой спортсменки, которой первой из хоккеисток присвоено звание «Заслуженный мастер спорта».
- Натэлла, расскажи, пожалуйста, о том, как ты стала играть в хоккей на траве.
- Сама я родом из-под Читы. Еще в детстве увлеклась спортом, отдавала предпочтение баскетболу, волейболу и российскому хоккею. В него играла вместе с парнями. Нравилось на скорости проходить к воротам и забивать мячи. Но парни играли осторожно, боялись травмировать меня. Со временем борьба пошла на равных.
После окончания института физкультуры работала в ДЮСШ тренером по баскетболу. Словом, про российский хоккей забыла, а про женский (хоккей на траве) тогда еще ничего не знала. И один раз приехала специально в Москву, чтобы посмотреть, как все-таки играют девушки – тогда как раз начали появляться первые команды по этому виду спорта.
Тренер подмосковного «Спартака» рискнул и выпустил меня на поле за пятнадцать минут до окончания матча. Волновалась, конечно, старалась сыграть хорошо, но не вышло. Не хватало еще техники и мастерства, чтобы показать хорошую игру. Этого удалось добиться через несколько лет, когда начала играть в команде мастеров. Тогда поняла: хоккей – красивая игра. В ней большой простор для импровизации и творчества.
- Эти два компонента, наверное, и есть твои главные козыри, которые помогают чуть ли не в каждом матче забивать по несколько мячей?
- На первый план я поставила бы мастерство. Именно от него рождается игра, ее красота и зрелищность. А импровизация и творчество - дело сугубо индивидуальное, все зависит от характера конкретного человека. Если он выходит на поле работать и в ходе поединка ищет оптимальные варианты продолжения атаки, тогда сама игровая ситуация стимулирует хоккеистку к импровизации и творчеству. Это, я бы сказала, обязательная программа, от которой зависят и сама игра, и ее результат.
- Что тебе нравится в хоккее, а что – нет?
- Нравится честная игра, в которой все решают техника и мастерство, умение переиграть соперника с помощью красивого приема и передачи. Не люблю, когда мастерству противостоят грубость и элементарное неумение при отборе мяча.
- Какова причина, на твой взгляд, популярности хоккея на траве в последнее время?
- Какое-то время о летнем хоккее в нашей стране практически никто не знал. И когда о нем узнали, увидели воочию, так сказать, поняли – это ничем не хуже того же волейбола или баскетбола. Научиться играть в хоккей на траве не так уж сложно, было бы желание. Совсем не случайно, думается, этот вид спорта стал олимпийским: играть в хоккей на траве можно с малых лет.
- И все же: при возрастающей популярности нередко можно слышать мнение о том, что это не женский вид спорта.
- С этим я не согласна. Это красивая игра, которая доставляет удовольствие и дает хорошие физические нагрузки. Я обеими руками за женский хоккей на траве и за то, чтобы мужчины «не ревновали» нас к нему. Но если сравнить с хоккеем на траве другие виды спорта – лыжи, коньки, плаванье, - то они намного тяжелее, однако и в этих видах спорта девушки добиваются высоких результатов.
-Натэлла, готовясь к этой встрече, пытался подсчитать количество забитых тобой мячей в играх чемпионата СССР и за сборную в международных встречах. Но честно признаюсь, не мог этого сделать.
- За каждый сезон в среднем забиваю где-то 35 мячей в чемпионатах СССР. Выходит, за шесть лет в ворота соперников забила более двухсот мячей. В розыгрышах Кубка страны на моем счету около 50 мячей, еще 100 забила в составе сборной СССР. Вот и считайте.
- В регламент чемпионата страны последних лет вносятся изменения. Наверное, это нужно и для того, чтобы найти оптимальную формулу чемпионата. Как ты относишься к такой практике?
- Мне нравится сегодняшняя формула первенства. Почему? Во-первых, команды играют турами по одному матчу, а не по два, как это было в прошлом году. Две игры на выезде, к примеру, проводить было очень тяжело. Во-вторых, и это главное, у болельщиков появилась возможность увидеть игру всех команд и сильнейших игроков, чего не было в прошлогоднем первенстве.
- В чемпионатах страны борьба за первое место в последнее время происходит между двумя командами – СКИФом и «Колосом». Чего не хватает другим командам, чтобы побороться за лидерство?
- Хорошей физической и технической подготовки.
- Натэлла, в этом году ты стала играющим тренером «Колоса». Не собираешься зачехлить клюшку?
- Нет. Когда мне предложили стать вторым тренером – согласилась. Хочу, чтобы мой опыт уже сегодня был востребован игроками команды. Возможно, со временем полностью перейду на тренерскую работу. А пока еще есть желание играть, получать от этого удовлетворение.
- И, наконец, твое заветное желание.
- Хочется увидеть сборную страны в ранге чемпиона мира и Олимпийских игр.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ – ЭТО ПРЕОДОЛЕНИЯ, ИСПЫТАНИЯ, БОЛЬ… ИЛИ УРОКИ ЖИЗНИ
ГЛАВА 5
Я ни сразу после этой игры, ни позже не разговаривал с Натэллой о том, как она отнеслась к такому крупному проигрышу в своей карьере – то ли 12:2, то ли еще больше двенадцати пропущенных мячей. По себе знаю – все равно обидно, на каком бы уровне эти соревнования не проходили.
А мы играли в футбол на снегу. За нашу мужскую команду мы играли вдвоем с бывшим хоккеистом с мячом на льду, который несколько лет выступал за Могочинский «Локомотив» в классе «А». Был у него опыт игры и в футбольном «Локомотиве». А в команде Натэллы играли наши жены да дети, которые все вместе, по-моему, только мешали игре сестренки. Вот они и проиграли. Она уж как-то слишком серьезно отнеслась к проигрышу, даже не улыбнулась, когда я ее подначил, дескать, что? – это тебе не в хоккей играть! Наверное, она тогда больше обиделась не на данный проигрыш, а на то, что всуе упомянул о ее любимой игре, работе, наконец, которой она посвятила свою жизнь. Она не поддержала тот разговор, и осадок от него какой-то остался. Так я думаю сейчас, когда пишу эти строки. Возможно, я ошибаюсь. Но вот в чем дело.
Знаю, что не только проигрыш, но иногда и выигрыш оставляет глубокие царапины в душе спортсмена. В зависимости от того, какой ценой далась эта победа. Вообще, разных несправедливостей в любом виде спорта, тем более на профессиональном уровне, хватало в любые времена. Наверное, я об этом забыл, когда попытался подначить сестренку. Ведь кому-кому, а ей-то и по жизни, и по спорту пришлось испытать столько, что другому хватило бы на две жизни.
Еще будучи студенткой спортфака Натэлла в Хабаровске, играя в баскетбол, получила разрыв мениска – одна из соперниц просто так, походя, можно сказать, пнула ей под коленную чашечку. Ладно бы это произошло в борьбе, случайно. Но – откровенно пнула, стараясь выключить ее из игры. Возможно, она и не думала о тех последствиях, к которым приведет ее грубая игра. Но – случилось. Натэлла не осталась в долгу: после игры она по-мужски «поговорила» с грубиянкой. Но самой, уже когда играла в хоккей на траве, пришлось ложиться под нож хирурга. Хорошо, что все хорошо обошлось. Она боялась не самой операции, а последствий ее – поговаривали, что подобные операции раз на раз не приходятся. И что потом делать, если нога после операции не будет сгибаться?!
Вот что, в частности, говорит по этому поводу Елена Шигина: «Помню, наш тренер Сергей Игоревич Соловьев строго-настрого запрещал нашим защитникам бить Натэллу по ногам, играть против нее грубо. Он понимал, что это уникальный игрок.
Я думаю: тренеры других команд так же настраивали своих игроков в этом плане. Все ее ценили, уважали, считали Натэллу лучшим игроком с самобытной техникой, с нестандартным игровым мышлением, даже парадоксальной манерой игры».
Я ее специально спросил об этом летом 2007 года в Могоче: щадили ее все-таки те же коллеги по сборной или нет? Ответ был однозначен: «Лишь бывшие одноклубницы из «Спартака» играли с ней всегда в щадящем режиме». Впрочем, я видел несколько игр с участием Натэллы, это было в Борисполе, и могу подтвердить: били они ее нещадно. Пришлось даже закричать, когда уж слишком жестоко они с ней обошлись в одном из игровых эпизодов: «Ната, сделай отмашку!». Дескать, разведи руками, чтобы зацепить кого-нибудь из обидчиц клюшкой, вроде как невзначай. В одном из таких эпизодов Натэлла с огромной силой пробила по мячу, зацепив и чью-то клюшку, которая улетела далеко за ворота – так она выплеснула свой гнев.
Разных подлянок она видела много, но так и не смогла к ним привыкнуть, смириться, что ли. В Олимпийской деревне они жили тесным кругом не только с хоккеистками, но и с другими спортсменками. Особенно почему-то сдружились с гимнастками. Натэлла мне рассказывала, что ей, к примеру, просто было жалко смотреть на этих худышек, которых «морили» голодом, держали на диете. А кормили олимпийцев на 25 рублей в день – это очень большая сумма, если сравнить ее, к примеру, с моей зарплатой по тому времени. Работая редактором районной газеты, я получал в ту пору 165 рублей в месяц.
Так вот, хоккеистки подкармливали гимнасток, набивая сумки съестными припасами после каждой трапезы. Уследить за своими подопечными тренеры гимнасток, когда те приходили в гости к хоккеисткам, не могли. Те и отводили душу…
Но главное – не это. Натэллу, как и всех ее подруг, чуть позже возмутило поведение тренеров гимнасток в другом деле. На Московской Олимпиаде советских гимнасток представляли девушки, которых воспитывали, так сказать, разные тренеры. И когда однажды выступали гимнастки одного тренера, почему-то пропало музыкальное сопровождение. Потом девчонки из этой команды жаловались хоккеисткам, что ее специально выключили свои же – конкуренция была в основном среди советских гимнасток. Пропавший звук в конечном итоге никак не повлиял на распределение призовых мест (хотя, как знать?), но сам факт заставил многих усомниться в честной борьбе даже на аренах Московской Олимпиады.
С нечестным судейством пришлось столкнуться и нашим хоккеисткам. Наша команда играла с австрийками. Судила матч женщина из Бельгии. Натэлла рассказывала мне этот эпизод из Московской Олимпиады буквально так.
Стою, говорит, совершенно открыто, спиной к чужим воротам. Получаю мяч от кого-то из наших, разворачиваюсь на месте и пробиваю – гол. Никаких нарушений с моей стороны не было. Но эта бельгийка бежит ко мне, свистит, словно кто ее ущемил за мягкое место, и показывает австрийкам рукой – надо пробить свободный удар с этой точки в сторону наших ворот. Я стерпела, хотя попыталась выяснить, что же такого я нарушила. Да куда там?! – на каком языке она говорит, мне было понять трудно. Наверное, и она меня воспринимала не совсем адекватно. Ладно, играем дальше. И ситуация повторяется. Мне снова выдают такой же пас. Я точно так же, не сходя с места, с разворотом, бью по мячу, и он влетает в ворота. И эта женщина снова свистит против нас! Два мяча, забитых чисто, она не засчитывает в игре на Олимпиаде! Ну, не капиталистка ли? А что я могла сделать? Увести с поля команду? И кто бы меня потом погладил по голове?
- Борис Майоров, например - говорю я ей. - Он же сам бывший хоккеист…
- Конечно, он бы погладил…
Натэлла рассказывает о том, как формировалась олимпийская сборная команда хоккеисток на траве. Не буду называть фамилии тренеров женской Олимпийской сборной по хоккею на траве, поскольку о мертвых или хорошо, или – ничего. Но своего рода протест со стороны Натэллы Красниковой (капитана сборной) и другой ведущей хоккеистки сборной Натальи Бузуновой последовал.
Надо вот о чем сказать. Олимпийцев в советское время готовили по полной программе во всех отношениях – и физически, так сказать, и духовно, то есть идеологически. К примеру, проверяли состояние зубов так, чтобы во время Игр даже и малейшей возможности заболеть зубу не возникло. Ну а то, что игроки, по отдельности, давали клятву членам политбюро КПСС выложиться до донышка во время поединков, это вроде как было ритуалом. И хотя большинство никогда не состояли в рядах Коммунистической партии, чувствовали себя при этой процедуре прескверно.
Так вот, на взгляд двух ведущих игроков олимпийской сборной состав ее был не совсем оптимальным – так мягко можно выразиться. Не буду называть причины, по каким критериям попадали в сборную иные игроки, сейчас это просто ни к чему, но две Натальи высказали Борису Майорову, председателю спорткомитета СССР, свое видение состава сборной. Однако он их мягко поправил, сказав, что менять состав накануне Олимпиады он бы никому не советовал. Ну, а когда еще на стороне противника и судейство (как в случае во встрече с командой Австрии), то и о «золоте» можно лишь было мечтать.
С откровенным судейством в одни ворота, что называется, Натэлла встречалась не раз и не два. Однажды ей и ее команде это стоило очень дорого. Не в том смысле, что были потеряны очки, нет. Было потеряно нечто большее, чего в обыкновенной жизни потом уже не вернуть. А случилось вот что. Предстояли две встречи подмосковного «Спартака» с «Андижанкой». Поскольку игры были последними для этих команд в чемпионате СССР и в них практически решалась судьба «золота», то очки нужны были и той и другой команде – непременно! А ситуация с забитыми мячами, почти один в один, повторилась с ситуацией в игре с австрийской сборной на Олимпиаде. Натэлла забивает один мяч в ворота соперниц, но судья хладнокровно показывает рукой, что мяч ввести в игру надо от ворот. То есть, он не засчитывает гол в ворота «Андижанки». И снова Натэлла чисто забивает второй гол. И снова судья спокойно показывает жестом, что взятие ворот было неправильным. И Натэлла не выдерживает этого наглого поведения судьи-мужчины, как потом оказалось, полног
о кавалера боевых Орденов Славы. Она подбежала к нему, держа клюшку двумя руками на уровне головы и остановила движение ее в нескольких сантиметрах… Однако спровоцировала своих подруг по команде – те набежали, свалили судью на поле и стали молотить клюшками. Вот тут и пришлось Натэлле уводить свою команду в раздевалку, не доиграв встречу. Потом были организационные выводы, последовала дисквалификация чуть ли не половины игроков из команды, стоял вопрос о дальнейшей возможности носить капитанскую повязку Натэлле как в «Спартаке», так и в сборной СССР.
Святая простота, она и после этого пыталась верить людям, приезжала на Украину, играла в составе сборной, но почему-то не получала за победы ни копейки, даже премиальных, которые каким-то образом доставались совсем другим женщинам, даже не заявлявшимся в составе сборной.
НАТЭЛЛА КРАСНИКОВА: «ТВОРИТЬ, НЕ ПРИТВОРЯЯСЬ»
«Прошло уже десять лет с того момента, когда я впервые познакомилась с этой увлекательной игрой. Раньше я полагала, что на свете нет ничего прекраснее баскетбола. Так же считал и Ростислав Андреевич Корюхин, тренер читинской студенческой команды по баскетболу, за которую я выступала. Каково же было мое удивление, когда именно он посоветовал мне срочно лететь в Москву и попробовать свои силы в новом виде спорта, недавно ставшим олимпийским, - хоккее на траве.
«У тебя обязательно должно получиться»,- настойчиво убеждали меня Корюхин и его жена Надя, моя подруга, с которой я столько лет играла бок о бок. Их настойчивость могла насторожить кого угодно – а не думают ли они таким хитрым способом избавиться от меня? Как-никак, а игрок я уже не первой молодости. Вдруг на мое место подыскали замену?
Трудно сказать себе: я – пессимистка, к примеру. Однако считаю: лучше вначале думать о ком-то или о чем-то плохо, а затем ошибиться, чем – наоборот. От моих сомнений получился как бы двойной выигрыш. Во-первых, я не разочаровалась в близких мне людях. Во-вторых, нашла свою игру, с которой счастливо связала свою дальнейшую судьбу.
Мы до сих пор переписываемся. Они держат меня в курсе своих баскетбольных событий, я им отписываю о своих – хоккейных. В различных анкетах на вопрос: «Кто ваш первый тренер?» я, не задумываясь, пишу: «Корюхин Р. А.» Жаль вот только, что не в моей власти присвоить ему почетное звание, хотя бы заслуженного тренера России. Видит Бог, Ростислав Андреевич этого вполне достоин. И не только за человеческие качества, но и за профессиональный подход к делу, которому верой и правдой служит многие годы.
Не подтолкни он меня тогда на путь истинный, как знать - стала бы я хоккеисткой или так и осталась бы в далеком Забайкальском городке Могоча рядовым тренером ДЮСШ, изредка выезжающим на российские соревнования по баскетболу. Позднее тоже случалось – меня старались «подтолкнуть», но совсем в другую сторону. Об этом вспоминать не очень-то приятно, но надо. Может быть, не столько для меня самой (хотя твердо знаю, что самоочищение полезно всем без исключения), сколько для тех, кто только начинает путь в большой спорт.
Валентин КРАСНИКОВ