«мои воспитанники – это все мои дети»
Ирина Капустина родилась в 1969 году в Чите. Заниматься настольным теннисом начала в семилетнем возрасте. Первым тренером Ирины Владимировны был Александр Николаевич Доронин, который тренировал как раз в Спортивной школе олимпийского резерва № 4.
Тогда Александр Николаевич ходил в разные школы города, искал себе учеников, с этого все и началось.
- Теннис не выбирала, как сейчас это модно. Пришла и втянулась. Чаще детям нравится не вид спорта, а атмосфера – коллектив, тренер, дети, с которыми тренируешься, это мне и понравилось», - рассказывает Ирина Владимировна.
Закончив с медалью школу №38, поступила в Иркутский государственный университет на исторический факультет, хотела быть преподавателем. Также в Иркутске продолжила занималась настольным теннисом у Игоря Карповича Зусмана, там стала мастером спорта СССР в 1989 году.
- Какая победа для Вас самая значимая?
- Такую победу назову, наверное, не одну, а две, потому что когда еще училась в школе, я выиграла первенство России по школьникам, это, конечно, было круто, потом приглашали на сборы в составе российской команды. Также у нас есть парные соревнования, и мы в смешанной паре с моим партнером из Хабаровского края стали победителями финала Спартакиады учащихся России. Это до сих пор считается круто, даже просто попасть туда. Потом когда я уже во взрослом возрасте уехала в Иркутск и тренировалась там, было много турниров. Клубный чемпионат тогда только-только зарождался, и мы выиграли, кстати, первые соревнования клубного чемпионата, так что, получается, три победы.
Свою тренерскую карьеру Ирина Владимировна начала в 1991 г. в городе Иркутске, но потом приехала в Читу: «…Здесь звали работать по специальности, но я уже не хотела, было неинтересно, и вот с 1993 г. работаю тренером, а в 2006 г. стала заместителем директора своей родной спортивной школы».
Сейчас у Ирины Владимировны больше сотни учеников, среди них пять мастеров спорта России, и с каждым она поддерживает связь: «До сих пор мы общаемся, поздравляем друг друга с днем рождения, я всех помню, моя семья знает всех моих воспитанников. По-другому нельзя. Все мои воспитанники – это мои дети».
- С какими трудностями в работе с детьми Вы сталкиваетесь?
- Мы, тренеры, всегда в более выигрышной позиции, чем учителя, в том плане, что учителям приходится работать со всеми, хочешь не хочешь, ты должен научить человека, у нас же приходят дети, которые сами этого хотят. Если есть какие-то сложности, то чаще всего дети уходят. Как правило, если кто-то идет с тобой по жизни, то, значит, он принимает твои требования, твой образ жизни, ведь мы, в отличие от учителей, проводим с детьми очень много времени вне учебного: ездим на соревнования, сборы, в лагеря - либо он ломается, либо он уходит. Также есть трудности в психологическом плане, когда ребенок боится выступать на соревнованиях, хотя у него есть навыки, или когда давят родители, что ребенок что-то должен, и он боится не оправдать их надежд.
- Тогда что для Вас самое приятное в преподавании?
- Самое приятное, когда приходит маленький ребенок, а спустя год или полгода я понимаю, что с этим ребенком можно работать, из него можно слепить что-то, тогда с ним интересно работать.
Существует неправильное представление о том, что это дачный вид спорта. На самом деле настольный теннис - атлетический вид спорта. У нас очень хорошая физическая подготовка, дети сдают ГТО на золотые значки. Также это технический вид спорта, первые 2-3 года мы ставим ребенку технику, сразу предупреждаем родителей, что особых достижений ждать не нужно, - поделилась Ирина Владимировна.
В конце нашей встречи тренер дала совет спортсменам: «Поражение не фатально, победа не навсегда. Нельзя сказать, что если ты выиграл, то это навсегда, наоборот, тебе сложнее в том, что нужно доказывать свою победу. Особенно в нашем виде спорта, ты должен рассчитывать ходы, куда ты подаешь, куда будешь атаковать, как ответит соперник, но самое главное - когда ты проиграл, ты должен сделать выводы, чтобы в следующий раз, когда встречаешься с тем же соперником, у него выиграть».
Катя Кропачёва