«Медали пригодились, чтобы перед гробом положить»
10 лет назад, 6 июня умер великий советский хоккеист Владимир Крутов. А 1 июня ему могло бы исполниться 62 года. Вместе с Сергеем Макаровым и Игорем Ларионовым он составлял легендарную тройку, блиставшую в 80-х в СССР. Вместе с тем он был крайне скромным человеком, что его и сгубило.
КЛМ
Хоккейная тройка нападения Сергей Макаров/Игорь Ларионов/Владимир Крутов – это олицетворение и символ советского хоккея 80-х годов в ЦСКА и сборной СССР. Создал ее великий тренер Вячеслав Тихонов. Соперники порой заранее выходили на лед обреченными, зная, что получат полную авоську шайб. Ведь и в защите с ними играли глыбы, которые не сдвинуть – Алексей Касатонов и Вячеслав Фетисов. Взаимодействие и взаимопонимание у пятерки было на таком уровне, что, когда кто-либо из них выбывал по причине травмы, новичку было крайне сложно вписаться в их систему координат.
У Владимира Крутова было прозвище за манеру игры – «Танк». Он отличался особой жаждой борьбы, желанием идти до конца, отдав все силы. Соперники на пятачке его не щадили никогда – били клюшками по рукам, ногам, телу, припечатывали в борт. Уйти с площадки он мог только на носилках, но на следующий матч уже был в строю.
Однажды Крутову в борьбе разрезали коньком щеку. Он не издал ни звука, когда врач попытался по-быстрому зашить рану. Только попросил водички – пересохло в горле. Он начал пить, но внутрь ничего не попадало, вода выходила через дыру в щеке. Он не замечал боли.
«Крутов – сильнейший форвард в истории нашего хоккея. Неожиданная и поразительно рациональная обводка. Все как будто делает открыто просто, вроде бы никакой хитрости, но остановить его невозможно. Думаю, отчасти и потому, что действия основаны на высочайшем мужестве и характере. Крутов опережает всех на несколько лет», – эти слова принадлежат еще одному великому хоккейному тренеру Анатолию Тарасову, воспитавшему не одно поколение легендарных игроков.
Другая цитата Тарасова прекрасно раскрывала характер Крутова, ведь на площадке он был одним человеком, а в жизни – совершенно другим: «Он никогда никому не жаловался, хотя получал на льду больше ударов и тычков, чем остальные. О том, что он пережил, пожалуй, говорили в этот момент только его глаза».
Домашний человек
Характер Крутова – отдельный разговор. В жизни он был на 100% домашним человеком. Если большинство его товарищей по ЦСКА и сборной обожали покутить, посидеть в ресторанах, то Крутов просто ненавидел застолье и веселье.
«Володя до невозможности был домашним, – вспоминала в интервью „СЭ“ его супруга Нина Крутова. – Я сама любила с девчонками потрепаться, потанцевать, а он толкал в бок: „Поехали домой?“ В любой ситуации он сохранял спокойствие, с ним даже поругаться было невозможно. Еще он был невероятно застенчивым. Раскрепощался, только если немного примет».
Отчасти по этой причине у Крутова не получилось в НХЛ, куда он уехал со многими своими партнерами по сборной. В 1989 году он заключил контракт с «Ванкувер Кэнакс», там же оказался и его многолетний партнер Игорь Ларионов. Однако действительность оказалось не очень радужной – друзей развели по разным звеньям. Тем не менее в 61-й проведенной игре он набрал 34 результативных очка, что очень даже неплохо для дебютанта.
Увы, на этом его заокеанская карьера завершилась – ему не удалось адаптироваться в новой стране, к тому же и тренер решил отказаться от его услуг. Почему-то в команде решили, что у Крутова проблемы с лишним весом. Писали об этом же и местные журналисты, явно по заказу боссов клуба. США пришлось покинуть всего спустя год и устроиться в Швейцарии, а затем и Швеции. Но это было уже для Крутова не то.
В 1996 году состоялось возвращение Крутова в Россию – новую для него страну. Не без труда удалось устроиться в родной ЦСКА помощником главного тренера, где он и проработал почти четыре года. Успел в 2001 году побыть даже главным тренером армейцев.
«Не жил, а мучился»
Но и здесь он не смог себя найти – в то время в отечественном хоккее было много закулисных интриг и даже продажности. Неудивительно, что такая система быстро выдавила Крутова, не готового бороться с несправедливостью. Он не ходил по высоким кабинетам, никогда и ничего не требовал и не просил. Это было не в его характере.
«Порядочный человек не очень нужен в нашем гнилом и подлом обществе. У людей одна зелень в глазах. А Вовка таким не был. Он в ЦСКА проехать не мог, не пускали на стоянку. Спрашивала: „Вечером идешь на хоккей?“ – „А как я там пройду?“ Смотрю на него: „Вова, ты дурак?“ Честно вам скажу: ЦСКА не-на-ви-жу! Я не хотела, чтобы прощание с Володей было там. Меня долго упрашивали: „Нин, сделай это для Володи. Он так любил ЦСКА“. Я ответила: „Зато ЦСКА его не любил“. Или нормально, что Владимир Крутов ходил в клуб клянчить работу?! Вот, коробочки лежат – Дружбы народов, Трудового Красного знамени, Почета… И когда они пригодились? Когда на подушечках перед гробом разложили?» – продолжает Нина Крутова.
Легендарный советский форвард действительно никогда не умел ничего просить для себя. И даже для одного из сыновей, также ставшего хоккеистом. Говорят, он долгое время не мог собраться и позвонить своему другу Сергею Федорову (в то время генменеджеру ЦСКА), чтобы Алексея взяли на просмотр в армейский клуб.
Владимир Крутов скончался в Москве 6 июня 2012 года, всего через пять дней после того, как отметил 52-летие. Он никогда не жаловался на боли после хоккейных матчей, придерживался того же и в обычной жизни. Вот и в тот день у него внезапно открылось внутреннее кровотечение, врачи в больнице спасти не смогли. Официальная версия причины смерти – обострившиеся болезни на фоне язвы желудка, неофициальная – печень.
Вот что думает на этот счет вдова Крутова: «У меня ощущение, что последние годы Володя не жил – мучился. Его угнетали несправедливость, жестокосердие. Знаете, легче всего сказать – пил Харламов, пил Крутов… Но если бы Володя так пил, как некоторые говорят, уж поверьте, я бы не прожила с ним 33 года! И не было бы у меня такой счастливой жизни».
Александр Боярский