Любовный треугольник советских фигуристов
4 ноября знаменитому советскому фигуристу Алексею Уланову исполнилось 75 лет
Попытка убийства и суицида, бегство через балкон, международный скандал, едва не сорвавший Олимпиаду-1972... Это не сценарий блокбастера, а последствия любовного треугольника советских фигуристов.
Историю о том, как Алексей Уланов, партнёр Ирины Родниной, «крутил любовь» с Людмилой Смирновой, а Андрей Сурайкин из-за этого чуть не покончил с жизнью, скрывали почти 50 лет.
Через балкон – за любимой
А ведь последствия несдержанности советских фигуристов могли стать более чем серьезными – под угрозой срыва оказались выступления наших спортсменов на Олимпиаде в Японии, в Саппоро. Документ, свидетельствующий о тех событиях, оставался секретным на протяжении 49 лет. Только в марте 2021 года в публичном пространстве появился отчет сотрудника КГБ, который сопровождал в Саппоро нашу сборную. Имена участников тех событий – не пустой звук для каждого, кто хоть немного интересуется спортом: в драме участвовали две пары фигуристов, Ирина Роднина – Алексей Уланов и Людмила Смирнова – Андрей Сурайкин.
Между Смирновой и Улановым разгорелся роман, причем фигуристы даже не старались его скрыть от окружающих. Партнер Смирновой, Андрей Сурайкин, как рассказывали, отличался взрывным характером и был склонен к авантюрным выходкам. Не задумываясь о последствиях, он пробрался ночью через балкон в квартиру, где жил Уланов: искал Людмилу. Между двумя мужчинами завязалась драка. Уланов чуть не выбросил Сурайкина с балкона 4 этажа. На следующий день Сурайкин заявил, что покончит с собой: мол, без Людмилы ему жизнь не нужна. Об этом узнал сотрудник КГБ, сообщил руководству, и были приняты меры: пару Смирнова – Сурайкин сняли с Олимпиады и отправили в Москву: якобы для подготовки к чемпионату мира.
Не роботы, а живые люди!
Несмотря на все меры предосторожности, слухи о произошедшем конфликте все же проникли в японские СМИ: историю о том, как два фигуриста не поделили женщину, была опубликована в нескольких газетах. Впрочем, вопреки опасениям советской стороны, эта история не настолько шокировала японцев, как можно было предположить. Удивление, скорее, вызвало открытие: оказывается, советские люди – не идеальные «роботы», живущие по «моральному кодексу строителя коммунизма», а нормальные живые люди со своими эмоциями, не чуждые любви и ревности. Ведь во всем мире тогда к советским спортсменам относились именно как роботам: приезжают на соревнования, уверенно побеждают, получают награды, улыбаются, уезжают. А тут вдруг все убедились в обратном.
Любовь и ревность
Что же произошло полвека назад в Саппоро, и чем все закончилось? Как рассказывала в одном из недавних интервью Людмила Смирнова, у них с Андреем Сурайкиным действительно были близкие отношения, но к моменту Олимпиады в Японии Людмила охладела к своему партнеру. Сурайкин переживал ее холодность очень тяжело, даже сказал кому-то из делегации: «Я не переживу, если Людмила выйдет замуж за другого». Поползли слухи, и, во избежание скандала, пару решено было отправить домой. Людмиле тогда было очень обидно: они успешно выступали, предстоял еще целый месяц показательных выступлений, а их этого лишили.
Их хотели насильно поженить
Вернувшись в СССР, Смирнова и Сурайкин попали «на ковер» к высокому начальству. Им было сказано: нужно пожениться! Чтобы слухи прекратились. Но Людмила Смирнова отказалась выходить за своего партнера: она его больше не любила, у нее в душе уже поселилось новое чувство – к Алексею Уланову. Уланов и Смирнова все-таки поженились. Но особого счастья им это не принесло, и спортсмены развелись. Что касается Андрея Сурайкина, то на нем эта история отразилась не лучшим образом. Он пробовал кататься с другими партнершами, но не доходил с ними даже до главных турниров. Работал тренером. Дважды был женат, но оба раза уходил от жен. Может быть, продолжал любить Людмилу? Потом заключил контракт и работал тренером в Чехии. В 1996 году его не стало – умер от онкологического заболевания.
Роднина только выиграла от этой истории
Конфликт в Саппоро принес перемены в жизни и еще одной, пусть невольной, участнице, – трехкратной олимпийской чемпионке Ирине Родниной. Узнав о романе своего партнера, Ирина Роднина не смогла больше кататься в паре с Улановым. Как известно, вскоре у нее появился новый партнер – Александр Зайцев. И новой паре сопутствовала удача: уже год спустя, на чемпионате в Кельне, Ирина Роднина и Александр Зайцев заставили заговорить о себе весь мир, став чемпионами, и в дальнейшем побеждали, став главной парой Советского Союза и настоящей легендой фигурного катания.
А был ли балкон?..
Кстати, по словам Людмилы Смирновой, никаких «балконных» страстей тогда в Саппоро не было, это все выдумал «службист»: возможно, мечтал о повышении или другой награде, вот и сгустил краски, превратив банальные разборки в сюжет для голливудского боевика.
Ольга МОИСЕЕВА