Коньками разрезая время…

Наша землячка Людмила Титова - единственная в отечественных коньках спортсменка, в коллекции которой есть олимпийские медали всех достоинств: золотая, серебряная и бронзовая. Но для забайкальских и сибирских конькобежцев Людмила Евгеньевна больше, чем просто олимпийская звезда. Несмотря на то, что давно живет в столице, она остается добрым другом юных конькобежцев и верным товарищем для маститых спортсменов края. Ну и пусть нас разделяют тысячи километров, раз в год она находит возможность и лично дает старт всероссийским соревнованиям по конькобежному спорту, дарит спортсменам памятки, сувениры, дипломы. Она от всего сердца в силу своих возможностей помогает федерации конькобежного спорта Забайкальского края. Вот и в этом году Людмила Евгеньевна посетила 46-е соревнования, а в перерывах между общением с участниками забегов ответила на наши вопросы.

- Людмила Евгеньевна, вы давно уже москвичка. А что для вас значит Забайкальский край?

- Это моя родина. И морозы, и ветер - все так знакомо, как это было в детстве. Наша семья жила в Чите, в доме на углу улиц Бутина и Смоленская. Оканчивала я 9-ю школу. Всегда, когда приезжаю в Читу, обязательно хожу по этим местам, по тому парку, который раскинулся на пути к школе. Конечно, сейчас он изменился, но здесь растут всё те же деревья, которые меня помнят. Да, в Москве у меня семья, дом, но в Читу я приезжаю каждый год. Очень люблю нашу необыкновенную природу и тот багульник, которого становится всё меньше. Помню, в детстве, когда поднимались до телецентра - там всё было усеяно им, и весь стадион СибВО стоял в багульнике. Очень люблю Никишиху, куда мы ездили и за грибами, и за ягодой всей семьёй. Удивительный у нас край, удивительная земля. Меня всегда сюда тянет, потому что есть возможность на протяжении нескольких лет наблюдать, как растут ребятишки – юные спортсмены. Еще недавно они были маленькие, начинали делать здесь свои первые шаги, а потом смотришь, уже ставят рекорды - и катка, и свои личные. Отрадно, что наши бывшие воспитанники, мастера спорта, не уходят из спорта, а становятся тренерами. Надеюсь, их мальчишки и девчонки еще покажут отличные результаты.

- Как получилось, что спорт стал делом жизни?

- У нас была большая и дружная семья: мама, папа, старшая сестра, два старших брата и я. Братья занимались спортом, а я каталась на «снегурках» по улице Бутина, пока они меня не взяли на стадион, пока не купили мне настоящие норвежские коньки. Они говорили: «Будешь слушаться, тогда коньки такие купим». Слушалась. А когда купили, стали вместе ходить на «Труд» — замечательный каток был. В школе я ходила на кружок физики, астрономии и, конечно, занималась спортом - волейболом, баскетболом. А вообще начинала с лёгкой атлетики в «Спартаке». Принимала участие в пионерских эстафетах – умела разбивать палатку, разжигать костер, ходить по азимуту, постигла азбуку Морзе. В шестом классе выиграла первые школьные соревнования на коньках, и в стенгазете написали «Поздравляем, наша лучшая конькобежица!» — это было здорово.

Всегда говорю, если бы в Чите так не любили коньки, не болели за скороходов, если бы в моей школе не было двух прекрасных преподавателей физкультуры, я бы не увлеклась коньками и никогда не попала в большой спорт. Впервые выполнила нормы второго разряда в 9-м классе, через год стала перворазрядницей.

После школы училась в Восточно-Сибирском технологическом институте в Улан-Удэ на факультете технологии машин и аппаратов лёгкой промышленности. Еще в период поступления меня и подружку приметила  тренер из «Локомотива» Тамара Шевчук. Она нас сразу взяла к себе, помогла решить жилищный вопрос. Так я стала совмещать учёбу и спорт.

- Были в вашей карьере судьбоносные встречи и люди?

- Ещё до поступления в институт тренер из Читы Нина Измайлова послала мою фотографию в Москву тренеру по конькобежному спорту клуба «Спартак» Ивану Аниканову. Говорят, он посмотрел на фото и сказал, что при таком положении тела, которое я принимаю во время бега, показывать высокие результаты невозможно, но всё-таки вызвал меня на сбор. Я съездила, а потом, уже во время учёбы в вузе, меня вызвали на сбор ещё раз. В Кирове меня и заметили. Вернулась в Улан-Удэ, успешно выполнила в 18 лет норму мастера спорта, а потом попала на чемпионат страны среди юниоров, где взяла три бронзовых медали на трёх дистанциях. На следующий год меня уже вызвали в сборную страны для участия в спартакиаде.

В Улан-Удэ отучилась я один курс, когда на спартакиаде ко мне подошёл преподаватель из Московского авиационного института (МАИ) и спросил, не хочу ли я учиться в Москве. Оказалось, что можно поступить на второй курс, если сдать экзамены по некоторым предметам. Мы с подружкой сдали и поступили на второй курс МАИ, на экономический факультет. Так я оказалась в столице нашей Родины и в сборной команде СССР у тренера Евгения Красильникова.  

- Вспомните, пожалуйста, вашу первую Олимпиаду в Гренобле и другие успешные выступления?

- Это был 1968 год. Меня вызвал ректор и сказал, что из комитета спорта ему пришёл запрос, где спрашивалось, можно ли мне взять академический отпуск. Оказалось, что меня взяли в олимпийскую сборную. Тогда ректор сказал, что академический брать не надо, и разрешил продлять сессию, сдавать, когда мне удобно. В Гренобле (Франция) начало февраля 1968 года выдалось теплым и хмурым. В день забегов женщин на 500 метров температура была плюс 5 градусов, накрапывал дождь, холодильная установка не дотягивала лед до кондиции. Дорожка покрывалась инеем, стала матовой. Почти в каждой паре случались фальстарты. Иногда судья трижды возвращал спортсменок на линию старта. Моя напарница, японка Мисаи Такеда, несколько раз пыталась рвануть до выстрела. Наконец с четвертой попытки удалось начать забег. Соперницы упорно «наседали». Финиш - секундомеры показали 46,1 секунды. Три соперницы, и все из США, показали одинаковое время – 46,3 сек. Так, выступая на дистанции 500 метров, я обошла трех американок, пробежавших с одинаковым р
езультатом. Им были вручены три серебряные медали, а мне – золотая! А на дистанции 1000 метров уступила Карри Гейсен из Голландии и завоевала серебряную медаль!

В 1970 году получила «золото» на спринтерском чемпионате мира в Америке. На Олимпиаде в Саппоро (Япония) в 1972 году на дистанции 500 метров завоевала бронзовую медаль. Была призером двух чемпионатов Европы, в Финляндии и у нас, в Ленинграде.

В «Зените» я бегала до 1976 года. И именно с 1976 года, с момента окончания моей спортивной карьеры, в Чите разыгрывается мой приз — уже 46 лет.

- Это была ваша идея?

- Соревнования организовали по предложению Алексея Илларионовича Пешкова, нашего замечательного конькобежца, по инициативе которого был построен каток «Высокогорье». Он в то время был председателем комитета по физкультуре и спорту при Читинском горисполкоме.  Это была его идея, с тех пор ежегодно в Чите проходят эти соревнования. Каждый год встречаюсь здесь с ребятишками  и радуюсь их успехам. Забайкальцы всегда с любовью встречают гостей, поэтому они всегда с удовольствием к нам приезжают. В этом году приехали более 100 конькобежцев. Приезжают они к нам еще и потому, что открытых катков не так много. У нас же лучший лед! На нем пробовали свои силы спортсмены даже из сборной страны. Конечно, чтобы содержать такой лед, нам нужны машины. Здесь не подойдут машинки, которые бегают в закрытых катках. Мы в шутку называем нашу льдозаливочную машину «ГАЗ-66», ей, наверное, столько лет, сколько нашим ветеранам, но она все еще бегает. Да, средств нет, но делать что-то надо, чтобы в Забайкалье были конькобежцы. Всегда говорю, были бы энтузиасты, и все у нас получится. Моя самая сокровенная мечта,  чтобы в Забайкалье на «Высокогорье» появился крытый каток с искусственным льдом. Это был бы единственный в России высокогорный конькобежный каток. И тогда наши спортсмены будут иметь перспективу и преимущество в своей подготовке, поскольку высота 1140 метров позволяет иметь лучшее скольжение, а значит и лучшие результаты.

- Сегодня применяются новейшие технологии заливки катка, у спортсменов современные костюмы и коньки. На ваш взгляд, современные  спортсмены отличаются от вашего поколения?

- Конечно отличаются. Потому что скорости выросли. А скорости требуют особой подготовки. Сейчас другие коньки-клапы, у которых лезвие соединяется с ботинком с помощью шарнирного соединения. Они увеличили возможность спортсмена  сильнее и длиннее отталкиваться, это экономит дополнительные секунды на дистанции.

Дети, которые приходят сейчас, почти сразу становятся на эти коньки и имеют возможность технически приобретать те навыки, которые необходимы спортсмену.

Спортсмены высокого класса тренируются в разноцветных костюмах из ткани, которая по-разному действует на различные мышцы. Это тоже дает плюс, точнее минусует драгоценные секунды.

- Вы охотно участвуете в различных спортивных проектах, занимаетесь общественной деятельностью. Как вас хватает на все?

- Иначе не могу.  Я принимала  участие в эстафете Олимпийского огня в Чите.  Когда мне позвонили, я сразу дала своё согласие, несмотря на то, что и спина хандрит, и нога побаливает, подумала, ладно, вытерплю всё, в крайнем случае, пройду. Очень благодарна забайкальцам, что вспомнили меня и пригласили нести факел. Я была на многих олимпиадах и никогда близко даже факела не видела. Всё проходило мимо нас — спортсменов. Поэтому была рада и счастлива, и за сюрприз благодарна — факел мне подарили.

На посту вице-президента Российского союза спортсменов, объединяющего всех олимпийцев, пришлось принимать участие в реализации многих программ. В рамках автопробегов по городам России посещали детские дома, спортивные школы. Представляете, приезжают в какое-нибудь село на автомобилях 30 олимпийских чемпионов, с флагами, гудением. Ребята очень радуются. Мы проводили акцию «Легенды хоккея», где встречались все старые хоккеисты страны. О многом вспоминали, о многом говорили. И впереди ещё много всего запланировано.

- Человеку, не привыкшему сидеть в заточении, наверное, тяжело было переживать жесткую изоляцию, объявленную в связи с пандемией коронавируса. Чем вы занимались на карантине?

- Я и раньше сторонилась активной жизни, потому что живу за городом.  У меня хороший огород, выращиваю огромные помидоры, розы. Посвящаю себя детям, внукам и работе по хозяйству. Конечно, неприятно, что закрыты возможности для свободного передвижения. Но это было необходимо, значит, надо соблюдать. Я пандемию особо не почувствовала. Прожила ее так, как живу обычно. И тренировки были, и зарядку делала, и встречи со спортсменами были. У нас даже, несмотря на пандемию, получилось проехать по городам с программой «Олимпийские легенды - детям и молодежи России».  Когда была возможность, давали мастер-классы, больше, конечно, мероприятий проводили на улице. Особого затворничества, как переживают многие, говоря про одиночество, у меня не было. Потому что всегда есть дела и всегда можно найти их. Главная задача была - не болеть…

Ксения Бронникова
Виктория Сивухина


СПРАВКА ЧС
Людмила Евгеньевна Титова родилась 26 марта 1946 года в Чите. Заслуженный мастер спорта СССР, чемпионка и серебряный призер Х зимних Олимпийских игр в Гренобле (Франция, 1968 г.), бронзовый призер XI зимних Олимпийских игр в Саппоро (Япония, 1972 г.), участница XII зимних Олимпийских игр в Инсбруке (Австрия, 1976 г.), чемпионка мира по спринтерскому многоборью, неоднократная рекордсменка и победительница чемпионатов СССР. За общественную работу в Союзе спортсменов награждена орденом Дружбы народов. Людмила Евгеньевна написала книгу «От «Ржавого конька» до «Летучего голландца». Семь лет работала журналистом-комментатором в спортивной редакции Центрального телевидения. Награждена медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Единственная из олимпийских чемпионов планеты, Людмила Титова побывала на Северном и Южном полюсах земного шара в составе лыжной научно-спортивной экспедиции «Метелица», а затем совершила бесподобное первопрохождение в Антарктиде и водрузила на Южном полюсе планеты знамя Москвы с изображением Георгия Победоносца.
Когда в 1980-е годы Титова жила с семьей на Кубе, она неожиданно открыла в себе талант скульптора. Ее работы, выполненные из красного дерева, были выставлены на вернисаже в Барселоне во время Олимпиады-92.

Андрей Кислощаев, директор спортивной школы олимпийского резерва № 1 Забайкальского края, член федерации конькобежного спорта:
- Людмила Евгеньевна очень отзывчивый и активный человек. Мы не раз подключали ее для решения проблем федерации, и никогда она не отказывалась.  Она всегда искренне болеет за забайкальский спорт,  до сих пор себя считает забайкалкой, а нас земляками. Несмотря на то, что возраст уже солидный, она каждый год находит возможность и приезжает на соревнования. И это не показное отношение, а самое искреннее. Соревнования проходят три дня, и Людмила Евгеньевна с утра и до вечера на катке, пока там находятся дети. Она привозит кубки, грамоты, каждому участнику дарит памятки, которые подписывает своей фирменной подписью. Для спорта этот человек незаменимый, и я рад, что у нас давно сложились особые отношения, горжусь нашей дружбой.

Алексей Яковлев, ветеран забайкальского спорта, спортивный журналист:
- В 1995 году Людмиле Евгеньевне в составе женской полярной научно-исследовательской лыжной команды «Метелица» довелось штурмовать Северный полюс, чтобы установить памятник выдающемуся покорителю Арктики Фритьофу Нансену. В тот год был небывалый урожай жимолости. И я при встрече с прославленной землячкой в Чите, накануне экспедиции, вручил ей литровую банку варенья. Через год на очередном соревновании юных скороходов на призы Титовой я поинтересовался у Людмилы Евгеньевны: «Как ягода?». Она  рассказала, как наша забайкальская жимолость покорила Северный полюс. Когда у экспедиции до цели оставалось 100 километров, с Большой земли пришла команда возвращаться – закончились деньги. Но Людмиле Титовой повезло: возле их стоянки сел вертолет, летчик оказался ее знакомым, и одно место было свободным. Так у Людмилы Евгеньевны появился шанс побывать все-таки на макушке Земли. И варенье там съели на прощальном ужине с иностранцами…

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.