Как строилось «Высокогорье»

В середине февраля исполнилось 20 лет с тех пор, как было положено начало строительству спортивно-оздоровительного комплекса «Высокогорье», у истоков которого стоял ветеран забайкальского спорта Алексей Илларионович Пешков, в прошлом конькобежец и председатель комитета по физической культуре и спорту г. Читы, ставший идейным вдохновителем и куратором стройки.

Сегодня о строительстве «Высокогорья», ставшего теперь любимым местом отдыха и занятий зимними видами спорта горожан и гостей столицы Забайкалья, мы рассказываем, основываясь на публикациях многолетнего специального корреспондента «Читы спортивной» Тимура Ламбаева.  

Пешков

«29 декабря 2008 года оборвался земной путь Алексея Илларионовича Пешкова, вся жизнь которого была отдана физической культуре и спорту нашего родного края.

Многое, что сделал для нашего спорта Алексей Илларионович, хорошо известно забайкальцам, особенно ветеранам спорта, но сегодня хочется рассказать о сокровенной мечте Алексея Илларионовича и ее реализации – строительстве у нас в Чите забайкальского ледового «Медео» - спортивно-оздоровительного комплекса «Высокогорье» на высоте 1140 метров над уровнем моря.

Читинец Алексей Пешков в середине 50-х годов прошлого века проходил срочную службу в радиотехнической части ПВО, к которой относилась точка, расположенная на одной из сопок близ Читы. И он хорошо знал эту местность, условия среднегорья. 

РОЖДЕНИЕ ИДЕИ

…А началось все с того, что в 2001 году была снята с боевого дежурства и ликвидирована располагавшаяся близ Читы радиотехническая точка войск противовоздушной обороны – ПВО. Уходя, военные оставили в целости и сохранности двухэтажную типовую казарму из силикатного кирпича с котельной, огороженную территорию, надворные постройки с водонапорной башней, электротрансформатор. Алексей Пешков, в юности проходивший в этой воинской части срочную службу, хорошо знал эту точку, и когда он узнал о её ликвидации, у него «сердце кровью обливалось». Нужно было сохранить, а не «разбомбить» и растащить то, что десятилетиями создавалось многими поколениями его однополчан.

Алексей Илларионович вскоре на своем «броневике» - стареньком УАЗ-469 съездил на объект, все осмотрел хозяйским взглядом, «перетолковал с мужиками», а недалеко, не доезжая до «пэвэошников», разглядел большую ровную поляну с редкими деревьями и кустарниками. И тогда у него вдруг родилась мысль, почему бы не очистить эту площадку и не залить каток для тренировок конькобежцев, которые будут использовать её как свою базу. Как бывший конькобежец, Алексей Пешков хорошо понимал важное значение для этого вида спорта расположения катка на такой высоте над уровнем моря. Получалось, что высота 1140 метров немного уступает только знаменитому конькобежному высокогорному стадиону «Медео» близ Алма-

Аты, который с распадом Советского Союза остался в ближнем зарубежье и стал недоступным для российских конькобежцев, прежде всего по финансовым соображениям.

Этой мыслью Алексей Илларионович поделился с главой Администрации Читинской области Р.Ф. Гениатулиным и получил горячую поддержку. Нигде в России не было и нет на такой «конькобежной» высоте ледового стадиона для тренировок и состязаний российских скороходов.

Равиль Фаритович смотрел дальше наших местнических интересов и дал поручение соответствующим организациям сделать рекогносцировку местности и изучить возможности строительства на вершине сопки ледового стадиона с комплексом необходимых сооружений для организации и проведения тренировок и соревнований конькобежцев, а также массового катания горожан и гостей столицы Забайкалья. Вскоре макет будущего ледового стадиона был готов. Он был весьма привлекательным и оттого казался каким-то сказочным проектом, на реализацию которого было необходимо очень много денег. Алексей Илларионович с увлечением рассказывал о том, какой замечательный будет современный спортивный комплекс со всеми удобствами, которому будет дано название «Высокогорье».

...Первая информация о «Высокогорье» была опубликована известным забайкальским журналистом Владимиром Галактионовым в газете «Чита спортивная» от 28 марта 2002 года под названием «Будет близ Читы «Медео». В ней, в частности, писалось: «... Алексей Илларионович Пешков, один из старейшин читинского спорта, предложил на том же «Высокогорье» построить маленькое «Медео» - ледовый каток. Дело в том, что там долгое время находился локатор. Теперь его перенесли на другое место, но осталась казарма, есть артезианский колодец, другие подсобные помещения, а поодаль – обширная поляна, кое-где заросшая сосенками. Потребуется расчистить место, провести перепланировку, и площадка будет готова для заливки катка. 

Это будет высокогорный каток, самый быстрый лед в России. К тому же ранние морозы позволят выходить на лед уже в начале ноября и кататься пять месяцев в году. Каток может стать кузницей спортивных рекордов для спортсменов нашего региона», – писал Галактионов».

ТАК НАЧИНАЛАСЬ СТРОЙКА

В один из морозных зимних дней 2003 года на рекогносцировку местности на сопку выехала большая делегация спортивных работников во главе с руководителем Читинской области Равилем Гениатулиным. Приехали туда, а там уже вовсю работает, расчищая площадку, мощный бульдозер Т-100, как оказалось, из организации «Автомобильные дороги Читинской области», возглавляемой тогда опытным руководителем, депутатом Читинской областной Думы Николаем Млачневым.

Николай Захарович со знанием дела подробно рассказал прибывшим чиновникам о проекте, условиях реализации и первых шагах в этом направлении. Равиль Фаритович, внимательно все выслушав, сделал некоторые замечания и внес несколько предложений... Интересный факт: огромный валун в центре площадки, выкорчеванный бульдозером, впоследствии был установлен с мраморными плитами возле Ледового дворца рядом со стадионом «Локомотив».

Алексей Илларионович очень скрупулезно курировал эту стройку, чуть ли не через день ездил туда, смотрел, как идут работы, как обустроены строители, в чем они нуждаются. И частенько брал Тимура Ламбаева с собой, чтобы он для истории фотографировал ход стройки, строителей, возводивших спортивно-оздоровительный комплекс - стройку его мечты.

Однажды, вспоминал Тимур, он позвонил мне и говорит: «Срочно собирайся, поедем на «Высокогорье» поздравлять людей с праздником – Днем строителя». На его «броневике» мы заехали на рынок, что на улице Верхоленской, набрали продуктов, сигарет, водочки и медленно, но верно взобрались на сопку и подкатили к полевому лагерю строителей. А ими оказались дорожники Дульдургинского ДЭУ. Мужики быстро собрались в круг, Алексей Илларионович, как он умел, произнес «пламенную» речь, ребята дружно в честь праздника «приняли на грудь», закусили и ... остались очень довольны «дедом», попросили, если будет возможность, в следующий раз привезти побольше сигарет и овощей. Как-никак лето, а тушенка и консервы уже порядком надоели. Через два или три дня мы опять с Алексеем Илларионовичем поехали на «Высокогорье». На сей раз с нами был председатель отдела физической культуры и спорта города Читы Игорь Викторович Меньшов с гостинцами... Строители не ожидали такого внимания к себе, растрогались и пообещали работать ударными темпами, о
беспечить высокое качество выполняемых работ. Один из них в шутку предложил зачислить «деда» в почетные прорабы стройки, где дела, откровенно говоря, шли со скрипом из-за отсутствия финансирования. Люди работали под честное слово Равиля Фаритовича.

Людмила Титова

...Когда в 2004-м приехала в родную Читу погостить наша знаменитая землячка, олимпийская чемпионка Гренобля Людмила Титова, Алексей Илларионович с нескрываемой гордостью повез ее на «Высокогорье», чтобы показать, как идет стройка будущего конькобежного центра России, о чем он мечтательно говорил. В этой поездке участвовали родной брат Людмилы Евгеньевны Александр, которого, к сожалению, сейчас нет с нами, многолетний бессменный директор СДЮСШОР №5 Владимир Иванович Разуваев. И они были свидетелями, как Алексей Илларионович строил далеко идущие планы превращения «Высокогорья» в конькобежную Мекку нашей страны, куда бы приезжали, жили, тренировались сильнейшие российские конькобежцы, а потом завоевывали медали мирового и европейского достоинства. И, конечно же, среди них должен быть кто-то из наших земляков, прославляющий наш забайкальский спорт.

Сейчас многое стало вполне реальным, но дело в том, что конькобежный спорт уходит под крышу современных ледовых дворцов, которые построены в Челябинске и Коломне. Там и проводятся чемпионаты России и крупнейшие всероссийские и международные соревнования конькобежцев. К тому же отдаленность нашего Забайкалья от европейской части страны накладывает на спортсменов большие финансовые проблемы, преодолеть которые им порой не под силу... Но зато скороходы, особенно юные, наших сибирско-дальневосточных регионов прочно облюбовали быстрый лед и хорошие условия читинского «Медео».

Здесь ежегодно проводятся Всероссийские соревнования по конькобежному спорту среди юношей и девушек на призы олимпийской чемпионки Л.Е. Титовой, в которых традиционно участвуют все сильнейшие скороходы от Омска до Владивостока.

ВСТРЕЧА С ФЕТИСОВЫМ

В 2007 году по приглашению Федерации конькобежного спорта России Алексей Илларионович вместе с Александром Евгеньевичем Титовым ездили в Москву на чемпионат мира по конькобежному спорту, после долгого перерыва проводившийся в российской столице.

На трибунах спортивного комплекса «Крылатское» он встретил главу Росспорта Вячеслава Фетисова и представился ему как директор читинского «Медео». Вячеслав Александрович спросил его: «Сколько сейчас градусов в Чите?», на что Алексей Илларионович бодро ответил: «Минус 40». Фетисов покачал головой: «Почему «Медео»? Откуда в Чите может быть «Медео»?». И тогда Алексей Пешков рассказал главному спортивному чиновнику страны о нашем «Высокогорье» - единственном в России ледовом комплексе, построенном на высоте 1140 метров над уровнем моря. Разговор аксакала забайкальского спорта и Фетисова завершился тем, что согласно сегодняшним требованиям к спорту надо в Чите, используя эту высоту, строить крытый Дворец ледовых видов спорта с 400-метровой дорожкой для конькобежцев. Идею поддержали в Союзе конькобежцев России. Сибирские скороходы обеими руками были за Читу, где безусому юноше покоряются быстрые секунды, порой превышающие норматив кандидата в мастера спорта. Одна из проектных организаций разрабатывала проектно-сметную документацию Дворца спорта, который на федеральные деньги планировалось построить на «Высокогорье» рядом с ледовым стадионом и лыжной базой. Жаль, что проект так и остался проектом…

БИАТЛОННому КОМПЛЕКСу быть?

А четыре года назад впервые была озвучена другая идея – построить биатлонный комплекс на «Высокогорье».

Впервые пресс-служба правительства Забайкальского края сообщила, что Минспорт региона с Союзом биатлонистов России намерены в 2021 году построить биатлонно-спортивный комплекс в районе «Высокогорья» в феврале 2019 года

Строительство лыжно-биатлонного комплекса на «Высокогорье» не ведется из-за изменений в нормативных документах. Об этом недавно рассказал министр физической культуры и спорта Забайкальского края Андрей Середкин.

– Сейчас очень активно развивается база «Динамо» на «Высокогорье». Там хороший прокат организован. Проект того здания, которое сгорело в 2014 году, когда там погиб ребенок (здание полностью выгорело днем 18 декабря 2014 года, в этот момент в нем находились 22 подростка, приехавшие на соревнования из районов края, один из которых погиб, трое детей получили травмы. – Прим. ред.), не совсем на том месте, но в пределах стартового городка, где обычно, когда проводят «Лыжню России», выстраиваются все участники. Примерно в этих пределах существует новый проект лыжно-биатлонного комплекса. Стоимость у него небольшая на самом деле, порядка 320 миллионов рублей. Он предусматривает четырехэтажное здание с помещениями для подготовки лыж, с раздевалками, кабинетом медика, с зоной фуд-корта. Такой проект есть, и в прошлом году мы очень плотно подошли к реализации этого проекта. Появилась компания, которая готова была взять этот проект, – рассказал Середкин.

Он добавил, что в апреле 2022 года поменялись нормативные документы, после чего четырехэтажное здание стало невозможно строить на такой территории: «Изменились нормы по расположению застройки на земельных участках. Нам пришлось существующие земельные участки заново межевать, чтобы они были каждый по 1 гектару. Там очень много появилось трудностей. Подключили Сбер, подключили компанию SberInfra – та компания, которая разрабатывает финансово-экономическую модель. Появилось еще много вопросов, скрытых подводных камней, которых никто до этого не знал».

– Составили чек-лист и по каждому вопросу начали вот так прямо в ручном режиме отрабатывать. Где-то потребовался опять перевод земель из одной категории в другую, что делается через федеральный орган и занимает очень много времени. И к концу года подошли к тому, что часть работы сделали, разделили участки и так далее. Готовим опять документы для того, чтобы часть финансирования получить из федерального бюджета путем подачи заявки в федеральный проект «Бизнес-спринт», проект предполагает участие предпринимателей в формировании качественной и доступной среды для занятий спортом взрослых и детей, – добавил министр.

В январе 2021 года строительство лыжно-биатлонного комплекса перенесли минимум на год: тогда не было ни сроков, ни подрядчика, ни финансов. Забайкальский край летом 2022 года нашел инвестора для строительства комплекса – хабаровское ООО «Практика».

Подготовил Александр МЯЧИН

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.