Игры, где все равны, но побеждает сильнейший
Удивительное дело, но именно спорт, в основе которого лежит соревновательный принцип, способен создать для людей возможности почувствовать себя равными. Речь, безусловно, про адаптивный спорт. Поразительных результатов добиваются спортсмены с ПОДА в стрельбе из лука, легкой атлетике, бадминтоне и других видах. В последние годы всё большее внимание общественности приковывают к себе адаптивные настольные и напольные спортивные игры. Их главной особенностью является то, что во время игрового процесса все участники находятся в абсолютно равных условиях вне зависимости от состояния здоровья, возраста и пола. В нашем регионе развитием адаптивных спортивных игр занимаются специалисты Регионального центра инклюзивного образования Забайкальского государственного университета во главе с директором, к.мед.н., доцентом, заслуженным врачом РФ Сергеем Коханом.
- Сергей Тихонович, вас считают идейным вдохновителем, инициатором развития адаптивных настольных спортивных игр. Чем вызвана потребность внедрять в Забайкалье это направление физической культуры?
- Согласно Указу Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из приоритетных задач перед всеми ветвями исполнительной власти является повсеместное развитие физической культуры и спорта. Реализовать ее без включения адаптивной физической культуры и комплексных физических реабилитационных мероприятий невозможно.
В Забайкальском крае достаточно много молодых людей, которые не уделяют внимания собственному здоровью, физическому развитию и активным формам досуга. Отмечается снижение числа молодых, активно занимающихся физкультурой и спортом из-за отсутствия спортивных объектов и специалистов.
Ежегодно мы выявляем более 80 процентов первокурсников ЗабГУ с инвалидностью и ОВЗ, которые ранее не занимались физкультурой, не участвовали в спортивно-массовых мероприятиях. В итоге у детей отмечаются фобия, неуверенность, стигматизация к физическим упражнениям и нагрузкам, страх за свой результат.
- С чего вы начинали развитие АСИ?
- Вместе со специалистами Регионального центра инклюзивного образования ЗабГУ мы одними из первых включили адаптивные настольные спортивные игры в программу физического воспитания учащихся с инвалидностью. В 2017 году на средства администрации вуза, Фонда президентских грантов, компании «Норникель» мы приобрели первые комплекты игр. Сотрудники РЦИО прошли обучение в Москве.
Таким образом, приобретённый спортивный инвентарь и комплекты НСИ стали отправной точкой для популяризации и развития в университете и учреждениях края адаптивной физической культуры. Мы внедрили такие игры, как корнхол, джакколо, кульбутто, матрёшка, настольный боулинг, тэйбл-эластик.
- Забайкальцы проявляют интерес к настольным спортивным играм?
- Благодаря освещению в СМИ проводимых нами мероприятий по НСИ вырос круг заинтересованных лиц со стороны учащихся и учителей, желающих внедрять эти игры в учебных заведениях, принимать участие в соревнованиях и досуговых мероприятиях. С 2018 года жители края разного возраста и с различным статусом здоровья получили возможность участвовать в чемпионатах России, Забайкальского края по адаптивным НСИ. Недавно прошедший интегрированный чемпионат по игре кульбутто в текущем году привлёк почти 4500 человек.
Растет число студентов с особенностями здоровья, активно участвующих в спортивно-массовых мероприятиях. Если в 2021 году у нас была цифра 987 человек, то в прошлом году она выросла в 1,7 раза. В 2022 году в возрастной категории от 17 до 25 лет в соревнованиях участвовало 1717 студентов. Среди здоровых студентов, принявших участие в соревнованиях по НСИ, отмечается еще больший рост.
- В таком случае что мешает распространить игры повсеместно?
- В ходе внедрения инклюзивной практики в образовательных учреждениях возникла проблема реализации данного направления работы для широкой аудитории из-за недостаточного количества адаптивных спортивных настольных игр. Кроме того, у нас мало педагогов, умеющих работать с особыми детьми. В крае нет достаточной системности в профессиональной переподготовке специалистов, организующих адаптивную физическую деятельность. У нас отсутствуют помещения для обучения, тренировок, проведения соревнований, в том числе в онлайн-
формате.
- Как известно, спорт дисциплинирует, воспитывает определенные качества, закаляет характер. Какое влияние на человека оказывают адаптивные спортивные игры, кроме того, что это интересный досуг?
- У людей с отставанием в физическом развитии и двигательной мобильностью, с сенсорными нарушениями, с нарушениями координации и двигательных реакций систематические занятия НСИ, сам игровой процесс способствуют нивелированию этих недостатков. За счет функционального и физического развития здоровых верхних конечностей и двигательных функций со временем сокращается отставание в игровых возможностях.
Адаптивные НСИ оказывают влияние на двигательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие студентов.
Кстати, 15 ноября во Дворце Пионеров на двух игровых площадках я буду проводить первый Читинский молодежный спортивный турнир по настольным спортивным играм среди школьников и студентов. Мероприятие проводится совместно с комитетом образования Читы. 16 ноября уже в спортзале факультета физкультуры и спорта университета пройдет турнир «Калейдоскоп НСИ» среди студентов из Китая, Камеруна, Египта и наших ребят. Буду делать интегрированные команды.
Судить игры будут наши студенты с ОВЗ, которые прошли сертифицированное обучение в Федерации и могут активно участвовать наравне со всеми в развитии НСИ, а сами коммуницировать и быть физически активными.
Виктория СИВУХИНА