Фёдор Машечко: Как я стал «футбольным фотографом»
2 июля самому известному фотографу Забайкалья Фёдору Николаевичу Машечко исполнилось 80. В этот знаменательный день нам посчастливилось встретиться и поговорить с юбиляром о его работе в спортивной журналистике, о девочках с телефонами и о деградации. Кроме того, мы посетили открытие юбилейной выставки фотографий Машечко в Доме офицеров. Выставка, надо сказать, лихо работает как на злобу, так и на доброту дня.
Когда интервью уже закончилось, Фёдор Николаевич вдруг вспомнил одну историю со своим непосредственным участием, которую мы не можем взять и не опубликовать. Так что вот вам для настроения эта без преувеличения притча о молодом фотографе Феде, на месте которого может оказаться каждый.
КУРЬЁЗ-ПАРОВОЗ
«Как-то давным-давно я получил великолепнейший урок. В Могоче мне нужно было сфотографировать машиниста паровоза. Раннее утро, морозный туман, поднимается солнце. Я прошу машиниста: «А вы можете залезть на паровоз, пройти там сверху?» Он прошёл. Снимок опубликовали. Где-то через полгода я приехал в командировку в Могочу, встретился с машинистом.
– Ну как вам снимок? – спрашиваю.
– Снимок великолепный. С меня премию сняли.
– Почему?
– Начальник мне сказал: «Ты какого черта нарушаешь технику безопасности?»
МАШЕЧКО СМЕЁТСЯ. МАШЕЧКО УЛЫБАЕТСЯ. МАШЕЧКО ИЗДЕВАЕТСЯ
Да вы Машечко ни с кем не спутаете, если хотя бы пару раз в год бываете на значимых культурных мероприятиях нашего города. Эта его фирменная жилетка от Canon поверх рубашки с длинным рукавом, свободолюбивая причёска и нос, как бы указывающий на фотокамеру, которая всегда висит на шее. А ещё отличительной чертой мэтра является удивительное сочетание иронии и серьёзности. Убедитесь в этом сами.
– Фёдор Николаевич, день вашего рождения совпадает с Международным днём спортивного журналиста. В вашей профессиональной практике было много спортивных мероприятий. В какой момент спорт попал в объектив фотоаппарата?
– Как таковым спортивным фотографом я не был. Я работал фотокорреспондентом газеты «Забайкальский рабочий». Внештатно публиковаться в этой газете я начал с 68-го года, потом перешёл в штат и проработал там до 91-го года. А после перешёл в «Российскую газету», в которой проработал всего 3 года. Издание закрыли во время расстрела Белого дома, всех сотрудников отправили отдыхать. И тогда «Российская газета» перешла в ведение правительства.
– Обратно не звали?
– А я сам не захотел. Там были такие задания, которые не хотелось исполнять.
– Политическая пропаганда.
– Да, да, да.
Я был дружен с футбольным клубом и с Министерством спорта Читинской области, а затем и Забайкальского края. Когда Ковалёв (Александр Петрович, заслуженный тренер России по футболу. – Прим. авт.) собрал «Локомотив» (футбольный клуб. – Прим. авт.), то я их фотографировал ежегодно. Для Минспорта и футбольного клуба «Чита» фотографировал с 93-го года, тогда клуб как раз завёл сайт. Так я стал «футбольным фотографом».
Сотрудничал с редакцией газеты «Чита спортивная» с первого её номера. Особенно много приходилось работать по футбольной тематике. Кроме репортажей с матчей, мы ежегодно выпускали справочники «Футбол. Чита», которые регулярно становились победителями всероссийских конкурсов. Итогом этой работы стала книга «Век футбола в Забайкалье», изданная совместно с «Издательским домом «Азия-пресс». Книга была признана лучшим региональным изданием о футболе. Наше сотрудничество с газетой продолжается.
– Сегодня вы от спортивной тематики отошли?
– Ну, давайте так. Во-первых, футбольного клуба нет. Во-вторых, для сайта снимает любая девочка с телефоном, и фотографы как таковые не нужны сегодня, никто не хочет платить деньги…
– Это интересный вопрос, мы с вами об этом чуть позже поговорим. А пока закончим тему спорта. Расскажите о наиболее ярких эпизодах из вашей спортивной практики.
– Трудно сказать… Понимаете, в каждом матче есть мгновение, которое не повторяется. Спорт – это мгновение. Успел запечатлеть, значит – удача.
– Как вы предощущаете момент хорошего снимка? Можно ли быть готовым к мгновению?
– Я в детстве занимался спортом, у меня был бег и лыжные гонки. В каждом виде спорта есть фазы движения, характерные для определённого вида спорта. Не знаю, как сейчас, но в то время нам объясняли, что в беге, футболе, хоккее есть кульминационные фазы движения. Это у меня осталось в памяти. Когда спортсмен бежит по полю и фаза его движения достигает кульминации, то чувствуется напряжение всех мышц, считываются мысли бегущего. И в этот момент ты нажимаешь на клавишу.
Я наблюдал, как многие ребята фотографировали футбол и другие виды спорта. Стоят, беседуют, смеются. А ты на поле смотри, наблюдай за движением! Ты там, на поле, на беговой дорожке, понимаете?
В своё время пример отношения к спорту показал американский фотограф, я не помню его фамилию. Он освещал теннисный турнир. Соревнования проходили где-то неделю, и он сидел и наблюдал в течение всего турнира. И когда одна теннисистка неудачно шагнула и сломала ногу, ему одному удалось это запечатлеть. Фотография обошла весь мир. Это о чём говорит? Казалось бы, человек всю неделю сидел и наблюдал одно и то же. Но он был готов в любой момент нажать на клавишу.
– Это невероятное напряжение, фанатизм.
– Это отношение к работе. Вышел – работай.
– Вот вы сказали про «любую девочку с телефоном». Действительно, сейчас большинство корреспондентов и пишут, и делают фото самостоятельно…
– Вы то же самое делаете (смеётся).
– Совершенно верно.
– Дело в том, что и в редакциях, и в каждом министерстве, и в общественном туалете вдруг появились пресс-службы. Там содержат пресс-секретарей, а ещё нужно содержать фотографов – это расходы. Руководство объединяет задачи. Сегодня же модно – два в одном, три в одном.
– Для этого пошлого явления есть не менее пошлое название – многозадачность.
– Руководство не очень интересует качество, на сайт можно выложить любую картинку.
– Вы наверняка часто видите такие «картинки». Какие чувства они вызывают у вас?
– Нормальные.
– Подождите, разве вы не критически относитесь к дилетантству?
– Раньше изучали азбуку фотографии, технологию получения изображения. Фотографию нужно было проявить, напечатать. Сегодня технологии ускорили процесс получения изображения, поэтому чисто психологически фотография стала доступнее. Когда появилась цифровая фотография, у фотографа движения рук стали свободнее. Раньше нужно было выставить выдержку, диафрагму, навести на резкость и только после этого нажать на клавишу. Это отвлекало. Мне казалось, что освободившееся время человек будет тратить на то, как построить кадр, поймать кульминацию. А пошла деградация.
Сегодня парень или девушка, к сожалению, не считают нужным изучать ту самую азбуку фотографии, и желания у них нет никакого. Но есть ребята, которые очень хорошо владеют, чувствуют. Например, Андрей Зинченко. Он марафоны бегает и фотографирует. У него великолепные спортивные фотографии. И вот такие ребята останутся в истории забайкальской фотографии, а любители рано или поздно поймут, что это не их дело.
Когда мы учились, профессиональная литература было недоступна, учебных заведений, где тебя могли научить фотографии, не было. Моё поколение – самоучки. Это потом на факультетах журналистики появились отделения фотожурналистики. А мы правдами-неправдами добывали нужную литературу. В моей библиотеке около трех тысяч фотографических книг, журналов. Сегодня всё иначе.
Так что пусть молодые фотографы набивают шишки, двигаются вперёд.
– Фёдор Николаевич, несколько слов о юбилейной выставке. Какая она с точки зрения концепции?
– Это ретро-выставка. От самой первой фотографии 68-го года и дальше – всего понемножку. Есть из последних работ.
– Какие фотографии из представленных на выставке вы можете назвать самыми любимыми?
– Каждая фотография для меня любимая, понимаете? Самые удачные те, в которых есть психология, или мысль, или динамика.
РЕТРО-АВАНГАРД
А теперь – выставка. Она небольшая, этакий сжатый кулак. Нет ни одной поверхностной работы, каждое фото объёмно, многозначительно и современно.
Если что, наши фотографии с вернисажа – полная ерунда по сравнения с тем, какое впечатление производят работы мастера «вживую». Но в качестве приглашения вас, уважаемые читатели, на выставку, надеемся, они сгодятся. На самом деле, корреспондент просто опасается оценки юбиляра.
О некоторых работах сейчас расскажем. Конечно, экспонируется та самая, первая фотография 68-го года, и она просто волшебная. Называется «Летние дожди». Фото было сделано как раз недалеко от Дома офицеров. За стеклом, по которому стекают дождевые капли, распадающиеся на звёздные точки, идут читинцы – с зонтиками и без. Дальний план соединяет свет облаков и густые тёмные деревья, как будто в стакан с чистой водой едва-едва макнули кончик кисти, на котором чёрная краска. Асфальт светится от обилия воды. И как же фотографии идёт ЧБ! Добавь цветов – магия отступит. Наверное, большинства из запечатлённых на ней людей уже нет на свете. Но на фото они идут, а дождь льёт, льёт. И то, что в названии дано именно множественное число, подчёркивает некую безграничность времени и пространства. Красота.
А вот пример философского сюжета. На фото изображён глобус в авоське. Подумалось сначала, что это от Вознесенского:
И так же весело и свойски,
как те арбузы у ворот –
земля мотается в авоське
меридианов и широт!
Но на самом деле всё сложнее. Фотография называется «Интернет», сделанная в 1998 (!)году.
Есть мощные работы и в остро социальном жанре. История страны крупными мазками. Узрите удар под дых капитализму! На фото «Нашёл займы» запечатлён спящий на скамейке бомж, над которым красуется баннер с рекламой денежных займов…
Или же работа «Митингующая Чита» 91-го года. Фото сделано на широкоугольный объектив, и вот эту округлую форму понимайте, как хотите. Цикличность? Путь с горы на гору?
На выставке хватает и фотографий известных людей, и эффектнейших пейзажей и репортажей. Все они демонстрируют мироощущение мастера сквозь годы. В любой из них нетрудно отыскать любование, смех, горечь, дополнительные акценты и смыслы. Иными словами, кульминационные фазы движения. Выставка будет работать в течение июня-июля. (12+)
Валентин ОЛЕЙНИКОВ
Фото автора и из архива «Читы спортивной»