Часовым был поставлен у ворот

Футбольный сезон 1940 года для читинцев прошел под счастливой звездой Владислава Жмелькова, одного из талантливых и выдающихся футболистов Страны Советов. Владислав Жмельков был вратарем знаменитейшего московского «Спартака». В сезоне 1938 и 1939 годов он в паре с не менее знаменитым Анатолием Акимовым защищал ворота команды, которая дважды сделала «дубль», то есть выиграла звание чемпиона СССР и завоевала Кубок СССР. В 1939 году Жмельков был признан лучшим спортсменом года, хотя на это звание претендовали такие выдающиеся спортсмены года, как шахматист Михаил Ботвинник и боксер-тяжеловес Николай Королев. Владиславу Жмелькову принадлежал и принадлежит по сей день рекорд «непробиваемости»: с середины 1938 и до конца 1939 года он из 12 назначенных в ворота «Спартака» пенальти отразил 11. Тренеры всех команд мира и все футболисты были бы просто счастливы, если бы их ворота защищали такие вратари. Вот такого великого спортсмена заполучил читинский футбол. Жмельков приехал в Читу, а если быть точнее, его привезли сюда весной 1940 года.

Как вратарь республики оказался в Чите

Газета «Забайкальский рабочий» сообщала: «В Читу приехал один из сильнейших футболистов Советского Союза, вратарь, чемпион СССР – московской команды «Спартак» и сборной Союза Жмельков. Сегодня в 2 часа дня в городском Совете состоится встреча футболистов Читы с тов. Жмельковым. Вратарь республики поделится опытом своей учебы и тренировки».

Как же случилось, что «спортсмен № 1 страны» оказался в Чите? На этот вопрос исчерпывающий ответ дает в своей книге «Повесть о вратарях» спортивный журналист Леонид Горянов:

«В биографии Владислава Жмелькова есть еще одна деталь, один штрих, который на меня лично произвел колоссальное впечатление, хотя поступок, совершенный им, и не бесспорен. Как я уже говорил, этого паренька из подмосковного городка Подлипки нашли спартаковцы. В этой команде родились его мастерство, его слава, его известность. И он сохранил своему клубу трогательную верность. Когда в 1940 году Владислава призвали в ряды Советской Армии, он наотрез отказался играть за ЦДКА.

– Я иду служить, – заявил он, – и буду служить как солдат. А играть могу только за «Спартак». Это мой клуб, мой навсегда.

Он служил рядовым в одной из частей Забайкальского военного округа...»

Итак, Жмельков стал красноармейцем. Конечно же, люди, от которых зависела судьба этой незаурядной личности, не оставили выдающегося спортсмена-бессребреника без своего внимания. Да и сам Жмельков понимал, что он просто обязан помочь местным футболистам, передать свой богатый вратарский опыт.

«6 апреля, – писал «Забайкальский рабочий», – в городском Совете депутатов трудящихся состоялась встреча футболистов Читы с вратарем московского «Спартака» и сборной СССР тов. Жмельковым. На встрече присутствовало 50 футболистов.
Тов. Жмельков рассказал о методах тренировки советских и буржуазных футбольных команд, о том, как команда мастеров московского «Спартака» добилась почетного «дубля» – победы в первенстве страны и розыгрыше на Кубок СССР.

Футболисты Читы прослушали беседу с большим интересом, было задано много вопросов.

Городской комитет по делам физкультуры и спорта сейчас разрабатывает вопрос о новых методах тренировки футбольных команд».

Читинские любители футбола увидели Владислава Жмелькова в матче армейской команды с футболистами местного «Спартака». Встреча проходила 9 мая на стадионе «Локомотив». «Вчера на стадионе «Локомотив», – сообщала областная партийная газета, – играли команды «Спартак» и Н-ская часть. Спартаковцы проиграли со счётом 0:2. Блестящую игру показал вратарь команды Н-ской части мастер спорта Жмельков. Сегодня команда Н-ской части играет с «Локомотивом».

Свыше двух тысяч читинцев пришли на стадион «Локомотив». Пришли на Жмелькова. Цифра о числе зрителей приводится в отчете о матче. «Спартак» в табеле о рангах стоял значительно ниже «Локомотива». Железнодорожники экзаменовали Жмелькова по полной программе. Он выдержал этот серьезный экзамен. «Несмотря на хорошую игру Жмелькова, – писала после матча газета, – матч закончился победой «Локомотива» со счётом 3:1».

А что же Жмельков? Он играл, готовил свою команду к новым боям.

«Сейчас Жмельков, – писала газета во второй по счёту Всесоюзный день физкультурника, – красноармеец энской части Забайкальского военного округа, дисциплинированный, исполнительный боец. Уже в первые месяцы службы он получил хорошие и отличные оценки по боевой и политической подготовке. Весной командир части вызвал Жмелькова к себе:

– Товарищ Жмельков, нужно организовать футбольную команду.

– Есть! – ответил Жмельков. Команда была создана. Молодые футболисты под руководством мастера спорта Жмелькова упорно тренировались, готовясь к предстоящим матчам. Жмельков приглядывался к стилю каждого игрока, старался исправить ошибки. В начале мая он доложил командованию:

– Команда готова к соревнованиям!

И вот команда, которая никогда не выступала за пределами своей части, приняла участие в городском розыгрыше по футболу. Уже в первом матче она выиграла у одной из сильнейших команд Читы – «Спартака».

Через два месяца в окружном розыгрыше по футболу команда заняла третье место».

В этот год сборная Читы играла в Иркутске на встрече пяти краев и областей. Проводилась своеобразная спартакиада по лёгкой атлетике и футболу между сборными командами Владивостока, Хабаровска, Улан-Удэ, Читы и Иркутска.

21 июля в Чите должен был состояться финальный матч Дальневосточной зоны. Город ждал этой встречи. В Читу приезжала команда Амурской Краснознаменной флотилии, обладатель Кубка Хабаровского края. Моряки перед этим победили футболистов Владивостока. Кстати, читинцы играли с хабаровчанами на встрече пяти краев и областей и потерпели поражение со счётом 1:4.

Стал любимцем публики

И вот теперь матч Чита–Хабаровск. Около восьми тысяч зрителей пришли на стадион. Судья поле – Виктор Александрович Клеусов, много лет своей жизни отдавший спортивному движению в области.

«Начало игры, – констатировали летописцы читинского футбола, – проходит в переменных атаках. Несколько раз к воротам хабаровчан прорывается левый край Хабаровска. Семенов, перехватив мяч, сильным ударом по воротам открывает счет.

Затем игра переходит на половину поля Хабаровска. На 31-й минуте комбинация Шмакова и Бабкина заканчивается ответным голом в ворота Хабаровска. Первый тайм окончился со счетом 1:1.

Во втором тайме атаки обеих команд усилились. Оба вратаря берут трудные мячи. Блестящая игра вратаря читинской команды мастера спорта Владислава Жмелькова вызывает частые аплодисменты. На 28-й минуте один из защитников Хабаровска отбивает мяч рукой. Пенальти! Кузнецов точным ударом забивает гол.

После этого хабаровчане деморализуются, теряют волю к победе. Уже через три минуты центр нападения – читинец Шмаков с подачи Лебеденко забивает третий гол. На 42-й минуте вперед выходит правый край Читы Быков и забивает четвёртый гол».

Матч закончился со счетом 4:1, и читинцы получили право на встречу с победителем Сибирской зоны – футболистами Новосибирска. Но футбольное счастье отвернулось от забайкальцев, не помог и авторитет Жмелькова. В Новосибирске забайкальцы проиграли. Счет 2:5 говорит сам за себя.

Те, кому довелось видеть Жмелькова, навсегда запомнили его. Высокий, с виду даже неуклюжий, но резкий и пружинистый, как кошка, физически неимоверно сильный, обладающий отличной прыгучестью, он покорял своей игрой сердца любителей футбола.

Есть снимок, на котором читинский фотокорреспондент запечатлел Владислава Жмелькова перед одним из матчей. Один маленький штрих: фотографию Жмелькова поместили на первую полосу, где обычно печатают портреты новаторов, рабочих, орденоносцев, сопроводив снимок текстом: «В.В. Жмельков, вратарь Н-ской части ЗабВО, бывший вратарь московской футбольной команды орденоносного общества «Спартак».

Быстро подходил к концу в тот год футбольный сезон. 1 сентября команды Читы начали уже розыгрыш Третьего Чемпионата Читинской области. В первом туре встречались команда Жмелькова – участница розыгрыша на первенство РСФСР и «Локомотив» – чемпион области 1939 года, «имеющий переходящий приз областного комитета по делам физкультуры и спорта». Только на этот раз команда Жмелькова выступала без своего великого вратаря. В газете сообщалось: «Команда Н-ской части будет играть без вратаря Жмелькова – он отозван в Москву в распоряжение команды мастеров ЦДКА. Команда «Локомотив» участвует в полном составе. Матч судит тов. Клеусов».

Дошагал до Берлина

Какова же дальнейшая судьба Владислава Жмелькова? В ЦДКА он так и не будет играть. Потом начнется война. И вратарь республики станет солдатом.

Между прочим, в «Забайкальском рабочем» во Всесоюзный день физкультурника 1940 года был опубликован очерк о Жмелькове, в котором автор В. Владов (псевдоним В. Шергова) как будто предугадал будущее этого человека:

«Эй, вратарь, готовься к бою,
Часовым ты поставлен у ворот.
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идет.

Так поет советский народ, для которого футбол стал самым любимым, самым популярным зрелищем, – мы цитируем отрывок из очерка. – Как зоркий часовой, стоит в воротах команды энской воинской части вратарь республики Владислав Жмельков. Если грянет гром войны, красноармеец встанет с винтовкой в руках на защиту своей Родины и будет метко и беспощадно разить врагов».

Эту песню действительно любил вратарь, и он ушел на фронт. Теперь все стало настоящим: и бои, и граница, которая отодвигалась в сорок первом и сорок втором годах всё дальше и дальше на восток. Старшина Жмельков прошёл всю войну, сначала отступал, даже до Волги дошел. В Сталинграде, недалеко от стадиона, где ему приходилось когда-то играть на первенство страны, Жмельков захватил в плен ефрейтора артиллерийского полка резерва вермахта и приволок его в расположение наших, да ещё притащил с собой раненого товарища. На груди вратаря, рядом со значком мастера спорта, появилась медаль «За отвагу». На Днепре он получил ещё одну такую же медаль, на Висле – благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, на Одере – орден Славы 3-й степени. Он дошагал до Берлина. Был ранен в бедро, но быстро встал в строй.

Война подходила к концу, решено было возобновить чемпионаты СССР по футболу. Жмелькову намекнули: пора возвращаться в родную команду. Другой воспользовался бы такой возможностью. И никто бы его не осудил за это. Только Жмельков был отлит из другого металла.

«Дорогой мой Вася, – ответил он своему другу спартаковцу Василию Соколову, – я солдат, и, пока идет война, я останусь солдатом. Я мечтаю о том, чтобы скорее вернуться в строй и вместе со всеми ворваться в Берлин и водрузить над ним знамя нашей Победы. Сейчас нет большего желания, чем это. Нет роднее и радостнее этой мечты».

Жмелькову повезло, он остался жив, дожил до Победы, встретил ее в Берлине, потом отметил эти победные дни футбольными матчами в Карлсхорсте – там, где был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. А играли за сборные оккупационных войск СССР, Англии, Франции и США даже и профессионалы. Леонид Горяев, которого журналистская судьба свела тогда с гвардии старшиной Жмельковым, свидетельствует: «Во всех этих матчах Владислав Жмельков пропустил один гол. Я видел, как после игры к нему в раздевалку приходили чопорные англичане, известные мастера зеленого поля, и просили у Владика автограф, жали руку».

С футболом пришлось расстаться

После войны Жмельков некоторое время продолжал ещё выступать за свой любимый «Спартак». Но наряду с блестящими играми стали случаться и срывы. С годами все более затяжные. С большим футболом пришлось расстаться.

Что же произошло? Фронтовая традиция поднимать по поводу и без «наркомовские сто грамм» обернулась трагедией. Я приведу заключительные строки из повести о Жмелькове: «Он мог бы играть ещё очень долго, мог стать классным тренером, воспитателем таких же великолепных вратарей, каким был сам. Но не стал. Пусть и об этом прочтет читатель, пусть узнает, что жизнь не прощает ни одного неверного шага ни только что вставшему на ноги юноше, ни человеку, отмеченному славой. В общем, история с хорошим началом и плохим концом».

Из песни слова не выкинешь.

Константин КРЮКОВ

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.