Александр Сетов: Работать не только на благо регби, но и всего региона

Гость нашей редакции сегодня – человек, благодаря энергии и настойчивости которого в Забайкалье развивается такой вид спорта, как регби. А поводом для интервью стали недавние значительные перемены в его карьере. Президент региональной Федерации регби Александр Сетов избран депутатом Законодательного собрания Забайкальского края IV созыва. Единственный представитель партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ", он стал членом комитета по молодежной политике и развитию гражданского общества. 

- Александр Витальевич, как давно регби развивается в Забайкалье?

- В следующем году мы будем отмечать 20-летие. История регионального регби началась в 2004 году на праздновании Дня города Читы. Специально для читинцев на стадионе СибВО власти решили провести показательный матч с участием двух красноярских команд «Красный яр» и «Енисей-СТМ». Я в то время был студентом ЧитГУ, оказался зрителем соревнований. На открытии выступили глава администрации Читинской области Равиль Гениатулин, руководители красноярских команд. Этому событию было уделено большое внимание. После было принято решение, что на базе нашего вуза будет создана команда регбистов «Университет». Пригласили несколько ребят из Красноярска учиться у нас и развивать этот спорт. Я тоже записался в студенческую команду. Уже в 2005 году мы выиграли чемпионат России среди студентов. Стали первой в истории немосковской командой, которая этот титул завоевала. В тот же год мы стали бронзовым призером высшей лиги. 

- То есть Чита резко засветилась на спортивной арене в этом виде?

- Да, по итогам 2005 года Федерация регби России презентовала нашу команду как самую перспективную молодую команду, как прорыв года. С 2006 по 2008 годы мы уже играли в суперлиге чемпионата России. Меня и еще трех ребят пригласили в сборную страны.  

- Датой создания Федерации регби в Забайкалье считается 2012 год. Почему так долго шли к этому?

- В 2008 году, как мы помним, случился мировой финансовый кризис. Из-за отсутствия средств две команды в Забайкалье были закрыты. Это наш регбийный клуб «Университет» и команда по хоккею с мячом «СКА-Забайкалец-Энергия». В 2009 году я с группой спортсменов пришел к первому проректору вуза Сергею Анатольевичу Иванову, мы рассказали о своей ситуации, и он нас поддержал. Решено было развивать регби хотя бы на студенческом уровне. Несколько лет мы на базе ЧитГУ занимались, выезжали на студенческие соревнования. В конце 2011 года приняли решение создать федерацию. 

- А число регбистов в регионе росло или это было определенное число спортсменов?

- Изначально всё забайкальское регби – это была одна команда. Предпринимались попытки развивать детское регби, но успехом они не увенчались. В январе 2012 года мы официально зарегистрировали федерацию, я стал ее руководителем. Мы сразу поставили себе планку принять участие в федеральных соревнованиях, причем не только студенческих. Искали спонсоров, вкладывали свои деньги. В зоне «Сибирь» в федеральной лиге стабильно занимали второе место. Уступали лишь игрокам из Красноярска. 

В 2014 году решили еще выше поднять планку, заявились в высшую лигу, предполагающую участие в выездных матчах. При этом в крае до сих пор не было ни спортивной школы, ни господдержки. На собственные средства арендовали стадион, собственными силами делали разметку на поле, сами таскали ворота. Одержали одну домашнюю победу в игре с новокузнецкой командой. Для нас это было большое достижение, если учитывать, что всё делали своими силами. Я был и тренером, и врачом, и руководителем федерации, и бухгалтером. В 2015 году мы вышли в финал четырех чемпионата высшей лиги, поехали в Казань. Пришлось даже оформить кредиты. Там завоевали бронзу. 15 человек выполнили норматив КМС. 

- У вас по-прежнему только взрослая команда или стали набирать детей?

- Вот как раз в это время пришло осознание, что необходимо развивать детский спорт. Ресурсов особых не было, мы уговаривали руководителей детских учреждений образования пустить нас выступить перед детьми с  мастер-классами, презентациями, где бы рассказали, что такое регби. С городским спорткомитетом проводили небольшие фестивали среди воспитанников летних пришкольных лагерей. Но массовости не было, и особого желания никто из директоров не проявлял. 

Когда министром спорта стал Михаил Петрович Радченко, мы увидели, наконец, поддержку. При его непосредственном участии на базе Спортивной школы олимпийского резерва №2 Забайкальского края появилось отделение регби. Была выделена одна ставка тренера, я стал работать с детьми. Это было достижение! 

- А желающие заниматься регби дети были?

- Сначала с этим тоже была проблема. По действующему тогда федеральному стандарту мы могли набирать детей с 9 лет, а в этом возрасте они уже посещают какие-то секции. Кое-как набрали группы, начались тренировки. Чтобы развивать детский спорт, разработали проект «Школьная регбийная лига», который поддержала компания «Удоканская медь». Мы заключили соглашение о сотрудничестве с комитетом образования города Читы, в рамках которого закупили инвентарь и провели обучение преподавателей физкультуры 14 школ города правилам игры в тэг-регби – это бесконтактный вариант игры, который является менее травмоопасным для детей. Кстати, эта упрощенная дисциплина рекомендована для внедрения в школьную программу по физкультуре.  

Через полтора года провели первую Школьную лигу, в которой участвовало 14 команд. Очень круто получилось, детям понравилось. Параллельно возобновили традицию проведения большого фестиваля среди пришкольных лагерей. К примеру, в этом году у нас поучаствовали 43 школы города. Когда наши спортсмены-инструкторы стали ездить по школам с мастер-классами, потом проводить кустовые соревнования среди школьников, многие ребята начали интересоваться, где можно заниматься регби. Поэтому сейчас у нас вопросов с набором детей в спортивную секцию нет. Напротив, у нас стоит вопрос увеличения ставок тренеров, потому что дети просятся, мы их принять не можем.  

- Тренировки по-прежнему проходят только на базе СШОР №2?

- Три тренера работают с детьми в спортивной школе олимпийского резерва № 2, есть тренер в спортивной школе в Балее и ещё при местной школе в селе Ундино-Поселье Балейского района работает секция. Кстати, регби в Балейском районе стало развиваться даже раньше, чем в Чите. Потому что президент команды «Красный Яр», 11-кратный чемпион России Сергей Чупров, который сейчас живет в Красноярске, родом из Балейского района. Он на протяжении многих лет помогает своим землякам развивать этот вид спорта. 

В этом году наш проект «Регбийное Забайкалье» дважды стал победителем грантовых конкурсов. Он был поддержан экспертами Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц «Росмолодёжь» и Фондом президентских грантов. В рамках проекта созданы регбийные клубы на базе школьных спортивных клубов в средних учебных организациях поселка Дульдурга, сел Урульга, Шелопугино и в поселке Первомайский.  Мы приобрели для них весь необходимый спортивный инвентарь, обучили тренерский состав. У детей появилась возможность участвовать не только в соревнованиях среди школьников, но и выезжать на краевые состязания.

- Регби – дорогой вид спорта?

- Регбийный мяч сейчас можно купить за 1800 рублей, какой-то специальной экипировки не требуются. Это обычная спортивная форма – футболка, шорты, гетры. Спорт очень бюджетный, в своё время он поэтому и стал популярным за границей, где играла и аристократия, и обычные рабочие.  

- Есть адаптивное направление?

- Вообще за границей есть. У нас в крупных городах есть регби на специальных колясках. Это тоже такая зрелищная и контактная игра. В Чите адаптивный спорт такого плана развивать трудно, потому что проблематично будет привлечь спортсменов с ПОДА в один вид. Слава богу, у нас таких людей не так много. А вообще это, конечно, возможность реализации. Например, за границей работают с аутистами. Но это скорее не спорт, это физкультура - через инструменты регби детям помочь.  В России он не вполне адаптирован, потому что сначала надо людей обучить. Я думаю, если будут специалисты по адаптивному регби, всегда найдутся люди, желающие играть.  

- Среди ваших спортсменов больше мальчиков или девочек? 

- Ну, чуть-чуть, может быть, небольшой перевес в пользу мальчиков. Есть много девчонок, которые играют наравне с парнями. Наши регламенты позволяют девчонкам играть вместе с мальчиками до 12 лет.  

- Это травмоопасный вид спорта? 

- Как и во многих видах, наш спортсмен по нагрузке переплюнет человека, который занимается физическим трудом. Сколько пота проливается за одну тренировку! Бывают и травмы, после которых спортсмены вообще карьеру прекращают. Я считаю, в этом плане деятельность спортсмена не оценена по заслугам. Кубки и медали они завоевывают не только для себя, они отстаивают честь региона и даже страны. Это несправедливо.  

- А сейчас руководство Минспорта как-то вас поддерживает?

-  У нас есть бюджетное финансирование, конечно, не в том объёме, который хотелось бы получать. Но мы понимаем, что у всех видов спорта такие проблемы.  И, возможно, такая ситуация сложилась не из-за недопонимания нашего правительства или регионального Министерства финансов, а федерального Минфина. Согласно закону, на соревнования, которые входят в Единый календарный план, должны выделяться средства в полном объёме. Мы общаемся с коллегами из других регионов, там таких проблем с финансированием нет. Нужно разобраться плотнее в этом вопросе.

Например, я не знаю такую спортивную школу в Забайкалье, у которой были бы собственные средства для участия спортсменов в соревнованиях. Хотя это всё предусматривается согласно законодательству. Получается, мы по всему краю детей тренируем, но они у нас как бы почти нигде не участвуют.  

- Ближайшие соревнования по регби, где примут участие ваши спортсмены?

-  В этом году у нас остался один турнир среди военнослужащих  - Большой кубок,  который пройдёт в Сочи. Наша команда готовится. Ну не наша команда, команда Восточного военного округа, но она полностью состоит из наших ребят.  Чемпионат России среди военнослужащих возродили три года назад, по итогам всех соревнований наши забайкальские спортсмены трёхкратные чемпионы Вооруженных сил. В этом году будет Суперкубок, где кроме военнослужащих будут участвовать курсанты военных училищ.  

Наше ближайшие соседи, с кем можно поиграть, на востоке -  Хабаровск. Там развивается детское регби. По взрослым спортсменам – ближайшие соперники Красноярск.  Мы в федерации приняли решение, что не имеет смысла выезжать на неофициальные турниры. Это недешево.  На те средства, что команда из 25 человек потратит на выезде, мы здесь можем провести соревнования для 100 -150 спортсменов. Лучше мы здесь, дома, будем копить соревновательный опыт, развивать регби внутри региона, чтобы потом было кому поехать на отборочные соревнования и бороться за выход в финал. 

Нам сложно бороться с красноярскими регбистами. Представьте, у нас десять детских тренеров и самый опытный в этом виде имеет стаж четыре года. А в Красноярском крае больше 80 тренеров и многие из них уже по 20 лет отработали на тренерском мостике. 

- С какой целью вы пошли в Законодательное собрание? 

- Да, кто-то может подумать, зачем спортсмен пошёл в Заксобрание, что он может там сделать?! Я не скажу, что я просто спортсмен, у меня высшее экономическое образование, есть опыт работы в банковском секторе и ЖКХ.  Просто так сложилось, что я люблю регби, сейчас занимаюсь функционированием спортивной федерации. В задачи комитета по молодёжной политике и развитию гражданского общества как раз входит решение проблем спорта. Я выбрал направление, которое мне близко. Хотя мне интересны и другие отрасли.  Все понимают, что спорт тесно связан с образованием, здравоохранением. Зная проблемы спортивной сферы изнутри, я имею представление, как ее можно улучшить. Собственно говоря, с такими инициативами я и пошел на выборы. Как говорится, получить депутатские кофточки и на этом успокоиться, это не про меня. У меня есть идеи, которые я буду пытаться донести до руководства нашего региона, до других депутатов. Я готов делиться своим опытом, знаниями во благо нашего региона. Плохо, что от нашей партии я один прошёл в Заксобрание. 

Сейчас моя цель - пять лет продуктивно отработать, быть максимально полезным людям. Уже сейчас начали обращаться граждане и не по вопросам молодёжной политики, ко мне идут с разными проблемами. Много спортсменов обращается. Проблема у всех одна - недофинансирование спортивной отрасли. Ни одна спортивная школа сегодня не соответствует федеральному стандарту, зарплаты тренеров отстают от зарплат в других регионах. У нас сейчас работают одни фанаты спорта. Может быть, эта ситуация и расслабила руководство региона - рассуждают так: ну работают же, согласны за такую зарплату, терпят и никуда не денутся.  Не должно такого быть! Тренер вносит очень большой вклад в развитие общества, ежедневно занимается воспитанием детей.  Хотя у нас в тренировочном плане не написано, что мы должны это делать. Да, есть общефизическая подготовка, специальная подготовка. Но наши тренеры - это люди, которые сохранили в своей работе воспитательную функцию. Тренер сегодня – авторитет, который вокруг себя объединяет детей.  Потому что сам спорт диктует определённые правила. Дисциплина, уважительное отношение друг к другу.   Тренеры это всё вкладывают в подрастающее поколение, а их труд, к сожалению, недооценён так же, как и труд учителя.  

Поэтому, я считаю, на спорт и образование надо увеличивать финансирование. Один пример. У нас начинающий тренер занимается со спортсменами за МРОТ, а в том же Красноярском крае он приходит на начальную подготовку – и у него 40000 рублей зарплата. И там жизнь чуть-чуть подешевле. Поэтому и выбирают наши молодые люди другие отрасли либо другие регионы, к сожалению. Постараюсь приложить максимум усилий для изменения сложившейся ситуации.

Виктория СИВУХИНА

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.