Разговор о том, Как не стать жертвой
Уже хорошо, что мы, рядовые жители страны, далекие от военного дела, начали осознавать, что против нас ведётся информационная, когнитивная война. Сегодня мы уже не так слепо верим информации, касающейся специальной военной операции, как это было в начале СВО. А ведь влияние информационных форм на сознание гораздо круче военного влияния. Они бьют по эмоциям. О том, как не стать жертвой информационной войны, говорили участники дискуссионной площадки «Информационный фронт СВО», прошедшей в рамках «Форума СВОих», организованного по инициативе губернатора Александра Осипова.
Почетными гостями секции стали доброволец из Донбасса, советник главы ДНР и автор Telegram-канала «ЖелеZный Zэк» Игорь Кимаковский, один из основателей издания Readovka, представитель АНО «Диалог Регионы» Андрей Новиков и депутат Заксобрания, автор акции «Забайкалье – медикам Донбасса» Алексей Саклаков.
Участники разговора отметили, что информационная война, когда одним из видов «оружия» выступают СМИ и другие средства массовой коммуникации, это целенаправленное и систематическое нанесение ущерба России путем манипулятивного воздействия медиа на массовое сознание. Наши враги создают мифы, которые изменяют систему ценностей и картину мира. Это война убеждений и идей, когнитивное противостояние, где поле боя – разум человека. В современном мире она не только является неотъемлемой частью реальных боевых действий, но и опережает их, поскольку сражения ведутся на основе смыслов. В основе тактики ведения информационной войны во время СВО лежит идеологическое манипулятивное воздействие, цель которого – формирование искаженного образа действительности путем влияния на психику людей, воздействия на их эмоциональную сферу.
С самого начала СВО мы столкнулись со множеством операций, организованных украинскими спецслужбами, против жителей страны. Все мы помним, как у россиян выманивали деньги, обманом толкали их на поджоги военкоматов, вербовали для подготовки диверсий и даже спровоцировали погром в аэропорту Махачкалы. По мнению экспертов, в обозримом будущем таких атак меньше не станет, и мы можем ожидать появления новых методов информационной войны.
У автора Telegram-канала «ЖелеZный Zэк» Игоря Кимаковского удивительная биография. Получив три высших образования (Серпуховский военный институт, академия при правительстве РФ, академия народного хозяйства при президенте), он строил карьеру, имел своё дело. На последнем месте – в аграрном университете в Санкт-Петербурге – совмещал сразу две руководящие должности. Казалось бы, впереди только перспективы. Но в 2014 году Кимаковский берёт отпуск за свой счёт и отправляется волонтёром и добровольцем на Донбасс. Оставляет успешный бизнес, любимую работу, науку, семью, друзей, коллег. Объясняет своё решение просто: «Это же моя Родина». Он родился в Макеевке Донецкой области (сейчас ДНР), потом долго жил в Одессе.
Игорь Кимаковский отмечает, что информационная война Запада и Украины против России началась задолго до спецоперации. Украина стала присваивать себе наши заслуги. Украинские телеканалы начали транслировать «красивую картинку», которую противопоставляли жизни в нашей стране.
При этом советник главы ДНР и ветеран боевых действий признается, что России тяжело вести информационную войну против Запада по ряду причин. Прежде всего потому, что у нас не готовят специалистов по такому направлению. «В США по информационным войнам есть 54 программы бакалавриата, повышения квалификации и магистратуры. В Китае больше 30 программ, в Индии больше 28 программ, а в России – ни одной. На Украине есть высшее военное заведение, где учат вести информационную войну. У нас информационным войнам не учат. У них ресурс доставки информации к нам гораздо выше, чем у нас. У нас еще существует много систем, которые мешают нам создать эффективную систему информационного противоборства. А ведь информационная война не менее, а иногда и более важна, чем горячая (реальная). Если мы сегодня проиграем войну за умы молодежи и детей, то мы, выиграв эту реальную войну, а мы ее выиграем, проиграем войну за страну. Я выступаю за создание непрерывной системы патриотического воспитания среди молодежи, потому что нам им страну передавать», – подчеркнул Игорь Кимаковский.
Оказавшись в украинском плену, он в течение четырех лет ощущал на себе влияние продуманной до мелочей политики врага: «Украинская пропаганда, основанная на лжи, работала очень эффективно на понижение образовательного и культурного уровня среди молодежи, получая возможность проникать в головы всему что угодно. Потому что нет фильтра, нет системы ценностей, через которые можно пропустить информацию. Я смотрел программы украинского ТВ и возникало желание взять автомат и пойти защищать Украину. Настолько грамотно там было всё продумано. Они используют кадры, вызывающие слезы, искажают историю, призывают получить идентичность. Применяют различные психологические приемы манипулирования обществом от комичных ситуаций до драматических описаний того, что происходило на линии боевого соприкосновения еще с 2014 года. Нам нужно создавать свои ценности в виде образов, это первая преграда против когнитивного информационного воздействия, которое на нас оказывается. Мы должны понимать, что есть различные инструменты влияния на людей. Если мы не замечаем, что на нас влияет какое-то новое информационное поле, то это говорит только о том, что враги нашли правильный механизм воздействия на наш мозг».
Спецоперация, проводимая Россией на Украине, не имеет аналогов не только по масштабам военных действий в Европе с 1945 года, но и является беспрецедентной по объемам информационного противостояния. Это первый конфликт, который можно назвать полноценной «войной в прямом эфире».
Один из возможных вариантов ее ведения – принуждение населения противника к отказу от поддержки своего правительства, отказу от поддержки военных действий, а в лучшем случае – побуждение к акциям протеста и мятежам. Для этого используется самое «легкое» оружие – фейки. Создатели фейков пытаются искусственно увеличить уровень психологической напряженности в российском обществе. Первые, самые популярные, фейки были связаны с мобилизацией.
«АНО «Диалог Регионы» только за 2022 год зафиксировала порядка четырех тысяч уникальных фейков в российском сегменте интернета и 10 миллионов случаев их распространения. Честно говоря, это ужасающие цифры. В Забайкалье зафиксировано четыре фейка. Например, всем жителям Читы предлагалось сброситься на мобилизованного, который находился в коме. Самый первый фейк, связанный с Забайкальем, когда за свои деньги предлагалось чинить БТР и танки. Сейчас читатель становится избирательным, фейки идут на убыль, потому что их научились развенчивать, научились работать с ними», – отмечает один из основателей издания Readovka.
По словам Андрея Новикова, сегодня есть ресурсы для борьбы с недостоверной информацией. Например, проект «Лапша Медиа», где можно найти все актуальные опровержения, отправить в чат-бот на проверку сомнительную информацию.
Каждый фейк имеет сильное психологическое влияние на население России. «В первые несколько недель войны у нас не было института военкорства. Информацию мы собирали из соцсетей, покупали у хохлов за доллары видео, фото, чтобы иметь какую-нибудь фактуру. Тогда я впервые столкнулся с проявлениями информационной войны – с фейками. Шел поток различного рода ужаса, зомбирования, страха, вообще не имеющего отношения к украинской территории. Нам присылали видео убийств, где русские солдаты расстреливают мирное население. Закралось сомнение – что-то не так. Мы стали идентифицировать кадры, оказалось, нам присылают старые видеозаписи из Сирии, Ливии. Мы поняли, что такой контент выдавать нельзя и сделали первый шаг – создали экспертное сообщество, которое стало заниматься верификацией данных», – рассказал Андрей Новиков.
В качестве примеров он вспомнил недавние события в Курске и связанные с ними фейки. В Курской области появился фейк с врио главы Курской области Алексеем Смирновым на фоне новостей об обстреле региона Вооруженными силами Украины. На поддельном видео он якобы призывает всех мужчин региона явиться в военкоматы для получения оружия. Ролик изначально стал распространяться в украинских каналах, а потом быстро разошелся по курским пабликам. Однако на самом деле поста с таким текстом в Telegram-канале Смирнова не было. Злоумышленники взяли за исходное видео обращение врио губернатора об обстановке на границе и просьбу не поддаваться на провокации. Главе Курчатова Игорю Корпункову пришлось опровергать информацию об обстрелах Курской атомной электростанции. Он назвал ее фейковой, уточнив, что атомная станция работает в штатном режиме. А региональному управлению МЧС пришлось опровергать сообщения об эвакуации жителей Курской области из-за обстрелов. В ведомстве заявили, что не рассылали подобной информации.
Депутат Заксобрания Забайкалья Алексей Саклаков в свою очередь рассказал, что, выезжая в зону спецоперации с гуманитарной миссией, он всегда придерживается элементарных правил для предотвращения утечки информации – отключает мобильный телефон, делая снимки бойцов, скрывает их лица, не фотографирует российскую военную технику.
Виктория Сивухина
Фото автора и Екатерины Лотковой