Дело всей жизни

Яркими воспоминаниями детства для меня и многих моих ровесников стали походы в Читинский краеведческий музей. Любимым местом для осмотра был тогда зал флоры и фауны. Ну и, конечно же, завораживающие фигуры шамана и шаманки. А потом, после каждой такой экскурсии, раскрывающей что-то новое, пришло увлечение историей.

Но это было именно увлечение, которое не утратило своей актуальности с годами. А вот для Виктора Колосова, уроженца посёлка Усть-Карск, что в Сретенском районе, история стала делом всей его жизни. Хотя во время учёбы в Усть-Карской школе Виктор не особенно увлекался этим предметом. Ему более импонировала литература, и в будущем паренёк видел себя журналистом.

Центр притяжения

Но всё изменилось с приездом нового учителя истории, выпускника Читинского пединститута. Буквально с первых уроков между молодым преподавателем и учениками установились доброжелательные, дружеские отношения. А Виктор Колосов настолько увлёкся этим предметом, что по окончании школы отправился в Читу поступать на историко-филологический факультет.

И, конечно же, на первокурсника  Колосова неизгладимое впечатление произвела встреча с проректором по науке Игорем Ивановичем Кирилловым и преподавателем кафедры отечественной истории Михаилом Васильевичем Константиновым. Забегая немного вперёд, отмечу, что по стопам своих учителей пойдёт и их ученик, став доцентом  исторического факультета читинского вуза.

Но это случится гораздо позже. А по окончании первого курса Виктор Колосов вместе со своими однокурсниками и начинающим учёным Михаилом Константиновым отправились в свою первую экспедицию на Сухотино. Именно здесь, начиная с 1965 года, вела раскопки археологическая экспедиция ЧГПИ под руководством Игоря Кириллова. Впоследствии каждый год приносил новые открытия. В результате на юго-восточном склоне Титовской сопки был открыт археологический комплекс, состоящий из палеолитического поселения,  стоянок-мастерских и  палеолитические мастерских, где добывался и первично обрабатывался камень андезито-базальтовых пород.

Затем археологические находки обрабатывались в лаборатории кафедры и по каждой из них составлялся отчёт, который отправлялся в Московский институт археологии Российской академии наук. Таким образом, у студентов формировался опыт работы и навык написания научных работ, которые впоследствии пригодились многим из них в выбранной профессии.

Определился с жизненным выбором и выпускник исторической кафедры Читинского пединститута Виктор Колосов. Но поначалу ему предстояло отработать практику на своей малой родине. Только вместо полагающихся 3 лет Виктор Кириллович проработал в Усть-Карской школе, сначала учителем истории и обществоведения, а потом в должности завуча, 6 лет. Помимо этого, он вёл исторический кружок и воссоздал школьный музей, в котором нашлось место для экспонатов, представляющих немалую историческую ценность. Они были найдены во время раскопок в месте, которое по добыче золота можно было сравнить с американским Клондайком.

История Усть-Карска непосредственно связана с важным этапом развития золотодобычи в России, начавшейся со второй трети XIX  века. В феврале 1832 года экспедиция под руководством горного инженера Антона Ивановича Павлуцкого  открыла Карийскую золотоносную россыпь. Первооткрыватели буквально руками собирали самородки по берегам реки. К середине  XIX века Усть-Кара становится одним из центров золотодобычи в районе. В 1849 году, посещая Карийские промыслы, горный инженер Иван Евграфович Разгильдеев сообщал генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьеву, что золотом изобилует все левобережье Шилки от слободы Куэнгинской до речки Горбица, особенно левые притоки Кара и Богоча, и эти золотоносные россыпи сулят краю Забайкальскому большое будущее.

Уже изначально, когда поиски золота в Забайкалье только еще организовывались, царское правительство планировало использовать на будущих разработках в основном труд каторжан. И с 1830-х годов этот суровый край стал местом ссылки и каторги. В частности, здесь  отбывала ссылку участница «Народной воли» Наталья Армфельд,  послужившая прообразом революционерки Марьи Павловны Щетининой, героини романа Льва Толстого «Воскресение».

В августе 1888 года на Карийской каторге произошли волнения, поводом к которым послужило жестокое обращение с одной из политкаторжанок. Эти события вошли в историю как «Карийская трагедия».

Так что работы в этих местах у школьных археологов под руководством их земляка было предостаточно. И эта совместная деятельность приносила удачные находки, в результате чего школьная музейная экспозиция разместилась в 2 залах. Руководивший ребятами Виктор Колосов имел «открытый лист», дававший ему право на проведение раскопок, по результатам которых он составлял и сдавал научные отчёты. Когда в 1988 году Виктор Кириллович, обзаведшийся к тому времени семьёй, уезжал в Читу, то с целью сохранения экспонатов увёз с собой школьную музейную коллекцию.

По прибытии в областной центр Колосов поступил в аспирантуру.  В то время при поддержке Равиля Гениатулина по иркутскому опыту в Чите создавалась служба «Центр по сохранению историко-культурного наследия», которым предложили руководить молодому научному сотруднику Виктору Колосову.

Дав согласие, Виктор Кириллович стал подготавливать документальную базу. Параллельно с этим он нашёл для размещения центра подходящее здание «с историей» на улице Анохина, 53, ныне известное как Дом Марии Дионисьевны Игнатьевой. Согласно Пояснительной записке из проекта информационных надписей и обозначений ГУК «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края от 19 февраля 2020 года, данный архитектурный памятник расположен «в историческом квартале, ограниченном улицами Анохина (Коротковская) – 9-е Января (Сретенская) – Амурская – Полины Осипенко (Иркутская), полностью сохранившем периметральную застройку конца ХIХ - начала ХХ веков, выделяется неповторимым объемным силуэтом, созданным двухъярусным шатром с флюгером, куполом на ступенчатом барабане, шлемовидным покрытием остекленного фонаря, закомарами и 5-ю резными шпилями»... Впрочем, в квадрате улиц Полины Осипенко – 9-е января - Амурской - Анохина сохранилось немало зданий старой Читы, которые стали памятниками культурно-исторического наследия.

Сотрудники Центра по сохранению историко-культурного наследия  организовали обследования архитектурных объектов не только в Чите, но и в Нерчинске, Сретенске, Петровск-Забайкальском, Красном Чикое и других городах и весях Читинской области. В этой работе принимали участие архитекторы из Улан-Удэ и Иркутска. Таким образом, на государственную охрану приняли несколько тысяч объектов архитектуры и археологии. С собственниками и арендаторами таких зданий заключили охранные договоры, а те, со своей стороны, взяли обязательства по их ремонту и содержанию.

Но на этом полномочия сотрудников центра себя не исчерпали. Благодаря их деятельности в забайкальской столице стали появляться уголки, слаженно сочетающие слияние эпох. Одним из таких наиболее показательных примеров гармоничного сочетания архитектуры прошлого и современности можно назвать квартал в районе расположения бывшего костёла, а ныне - Свято-Воскресенского храма по улице Чкалова.

Хранители времени

В середины 90-х, экономически нестабильных, годов председатель областного комитета культуры Александр Раитин предложил Виктору Колосову должность директора Читинского краеведческого музея.  

В это время музей находился в здании на улице Выставочной. С 1988-го года в музейном здании, построенном в 1914 году, проводилась реконструкция и капитальный ремонт. И чтобы одновременно на «двух фронтах» заниматься непосредственно музейной деятельностью и контролировать ход ремонтных работ, требовался директор-мужчина.

Во время масштабного переезда в родные пенаты в 2000 году сотрудникам музея пришлось проделать титаническую работу, бережно загружая музейными экспонатами маленький грузовичок, который делал по 3 ходки в день. В целом же, за время переезда было осуществлено несколько сотен рейсов и перевезено более 170 тысяч музейных предметов, мебели и оборудования.

Здание краеведческого музея было ещё недостаточно готово. Но торопили сроки, потому как временно занимаемое помещение уже было передано новому хозяину, Арбитражному суду. Тем не менее после реконструкции удалось открыть все залы для посетителей. Ранее 3 зала из 10 занимали хранилища музея. Теперь же все десять залов были предоставлены для размещения экспозиций и выставок. Позже за счёт пристройки к ним прибавился ещё один. Но даже при этом читинский музей проигрывает по выставочным площадям, поскольку удаётся выставить всего около 10% из его фондов. В связи с чем вопрос о необходимости дополнительного помещения под музей не теряет своей актуальности.

В своё время муссировалась возможность размещения музейных экспозиций в особняке купцов Шумовых. Но сама эта идея была изначально обречена.  С установлением в Забайкалье советской власти уникальное дворцовое здание, проект которого удостоился Гран-при  на Парижской выставке в 1911 году, поэтапно, по мере переименования, занимали ОГПУ, НКВД, КГБ,  а затем - управление ФСБ России по Забайкальскому краю...

И вопрос для расширения экспозиционных площадей краевого краеведческого музея и по сей день остаётся открытым. Как говорится, пока суть да дело, его директор находит возможности для размещения экспонатов. Так, в 2010 году при активном участии Виктора Колосова в музее археологии Забайкалья ЗабГУ была создана экспозиция, предоставляющая возможность ознакомиться с новыми археологическими открытиями того периода.

А когда Виктор Колосов стал министром культуры Забайкальского края, то принял деятельное участие в судьбе Нерчинского версаля - Бутинского дворца, в котором базируется Нерчинский краеведческий музей. Реставрация 2015 года стала важным этапом.  Одним из немаловажных моментов можно назвать то обстоятельство, что в указанный период Нерчинский музей был переведён из статуса муниципального в краевой. А это означает, что он стал финансироваться за счёт государства и попал под действие закона о музейной деятельности. Усадьбу, как объект исторического наследия, удалось включить в целевую федеральную программу, по которой было направлено 42 миллиона рублей. Что позволило впервые усилить фундамент, полностью заменить стропила и кровлю, отреставрировать стены фасада и внутренних помещений, заменить оконные рамы и двери, восстановить паркетные полы, обновить внутренние инженерные системы и устройство наружных сетей отопления, установить пожарную и охранную сигнализации.

Замдиректора музея Александр Литвинцев в интервью одному из читинских СМИ рассказывал, что Колосов смог наладить взаимодействие на всех уровнях – от администрации района во главе с Виктором Дутовым до российского правительства. И, в том числе, привлечь федеральные средства. После введения второй очереди здания началось благоустройство парка, а также - близлежащей территории...

Вновь возглавив краевой краеведческий музей, Виктор Кириллович не утратил связь с коллегами из Нерчинска. Совместно с директором Жанной Кокушиной и уже упомянутым Александром Литвинцевым на базе Нерчинского краеведческого музея предпринимались попытки проводить музейный фестиваль. По задумке такой фестиваль должен был стать регулярным и перемещаться по краю, чтобы в разные годы разные города могли становиться культурной столицей Забайкалья. В рамках проекта «Нерчинский маршрут» опробировалась организация регулярного автобусного туристического маршрута «Забайкальский краеведческий музей - Бутинский дворец». Но более активное воплощение этих полезных начинаний временно пришлось приостановить по вполне известным причинам...

Пока же по случаю хотелось бы заметить, что Нерчинский краеведческий музей по сравнению с краевым имеет существенный перевес по занимаемым квадратам. Вместе со своим отделом, музеем декабристов, по общей площади читинский музей занимает всего 1,3 тысячи квадратных метров экспозиционной площади. А в Нерчинске - таковых более 3 тысяч, не считая просторного парка, в котором можно прогуляться по дорожкам среди зелёных насаждений, отдохнуть в беседке из резного дерева или разместиться на одной из скамеек рядом со скульптурой Татьяны Бутиной-Мауриц...  

Но, несмотря на наличие дефицита свободного пространства, у директора Забайкальского краевого краеведческого музея немало замыслов. Какие-то из них уже воплощаются в жизнь, а другие ждут своего часа. И в их реализации ему, конечно же, помогает коллектив.  

Музейных работников можно по праву назвать хранителями времени, потому что благодаря их кропотливой работе с документами и экспонатами мы имеем возможность погружаться в ту или иную эпоху и становиться свидетелями исторических событий. В той или иной экспозиции время словно замирает, давая возможность ощутить свою сопричастность с происходящим на тот период историческим событием.

Во время пандемии к основным обязанностям работников музея добавились дополнительные. Они на время преобразились в актёров, операторов, монтажёров и звукорежиссёров. Таким образом, практически каждый принял участие в создании увлекательных роликов с онлайн-экскурсиями.

Вот здесь-то фантазия научных сотрудников и работников музея в очередной раз не ведала границ! В чём читинцы и гости города неоднократно убеждались во время проведения незабываемых «Ночей в музее» и иных мероприятий.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому любой желающий может зайти на официальный сайт краевого краеведческого музея и узнать не только много полезного и интересного из представленных видеороликов, но научиться рукоделию, готовить по старинным рецептам или раскрыть для себя секреты забайкальской природы...

В заключение же хотелось бы поздравить директора Забайкальского краеведческого музея Виктора Кирилловича Колосова с юбилеем! Пожелать ему здоровья и долгих лет плодотворной жизни. И пусть всё задуманное обязательно воплотится в жизнь.

Ирина Медведева

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.