Чем живет современная журналистика

Как уже сообщала наша газета, недавно в Сочи проходил Форум современной журналистики «Вся Россия-2020». На нем было много интересных встреч, презентаций, круглых столов. О некоторых из них мы рассказывали в предыдущем номере. Сегодня - о других важных мероприятих.
(Начало в № 26)

Встреча с Рифатом Сабитовым

В рамках Форума «Вся Россия-2020» состоялась встреча с Рифатом Сабитовым, заместителем генерального директора, руководителем регионального департамента ВГТРК, председателем комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ.

Комиссия по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ запускает опрос общественного мнения региональных СМИ. Как сообщил Рифат Сабитов, необходимо получить обратную связь для того, чтобы понимать в каком направлении двигаться дальше.

Большинство региональных телерадиокомпаний всерьез обеспокоены тем, что соцсети стали реальными конкурентами и выйти в прямой эфир, используя тот же Инстаграм мэру и губернатору легче, чем приехать для эфира на местную телекомпанию. Об этом шла сегодня речь на встрече Сабитова с участниками Форума современной журнслистики « Вся Россия 2020».

Был задан вопрос: «А мы, региональные телекомпании, дальше будем нужны? Как существовать с соцсетями?» Рифат Сабитов ответил, что значение соцсетей приувеличено, информация в соцсетях текстовая, картинку качественную делают только телекомпании и она потом уже оказывается в соцсетях. - Да, если её используют ваши конкуренты, то с этим нужно бороться, здесь необходимо навести порядок, но всегда надо помнить, что тот продукт, который мы выдаём должен быть интересным и захватывающим, - отметил Сабитов и привёл в пример Воронежскую телекомпанию, у которой и в сетях среднесуточная посещаемость два миллиона человек. - А вот то, что интернет есть не везде - вот это проблема. Мы много говорим об электронном голосовании, о развитии новых медиа, а на самом деле широкополосный интернет не везде развит или неустойчиво работает. Таких территорий в России много. Чаще это северные регионы. А пандемия вообще показала, что 700 тысяч школьников в России не смогли дистанционно заниматься. Либо нет интернета, либо планшета или компьютера. И эту проблему надо решать.

Сабитов также рассказал, чем сейчас занимается Комиссия по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ, которую он возглавляет. Сейчас она занимается формированием рабочих групп при Общественной палате. Будет сформирован на днях Координационный Совет по развитию коммуникационного сообщества. Мы хотим создать такую объединяющую площадку для проведения слушаний по злободневным вопросам, будем  заниматься законотворческой деятельностью вместе с Советом Федерации и Государственной Думой. И вывести в более публичное поле работу Общественной палаты РФ .

Правозащитная деятельность в работе журналиста

 Ева Меркачева, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, обозреватель газеты «Московский комсомолец», провела круглый стол на тему «Правозащитная деятельность в работе журналиста».

Ева Меркачева считает, что правозащита и журналистика являются смежными видами деятельности, и каждый журналист, который осознает свою ответственность при работе над той или иной темой, выполняет функции правозащитника. Она также считает, что у представителей средств массовой информации гораздо  больше возможностей, чем у представителей любой другой профессии, и этими возможностями нужно пользоваться, чтобы добиться справедливости.

Она предложила участникам круглого стола порассуждать на эту тему, и  в результате заседание  превратилось в широкую  дискуссию. На встрече присутствовал Андрей Евгеньев, который провел в местах лишения свободы 3 года по обвинению в хранении наркотиков. Он  рассказал о том, как трудно порой человеку доказать то, что преступления он не совершал. Действенным инструментом в борьбе за права человека становится огласка в СМИ, широкая и своевременная, именно она может спасти от незаслуженного наказания и произвола чиновников.

С нарушениями прав журналиста тоже нужно бороться, но делать это нужно законными методами. Нередко встречаются ситуации, когда чиновники отказывают журналисту в доступе к информации или присылают отписки.  Главное в этой ситуации - проявлять настойчивость и уверенно добиваться своей цели. Как заявил председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв, сейчас Союз журналистов работает над созданием отдельного интернет-ресурса, задача которого - бороться за соблюдение законов прав представителей СМИ и фиксировать все случаи их нарушения. Отстаивать честь и достоинство журналистов нужно всем профессиональным сообществом.

Как подать заявку на субсидии

Подать заявку на субсидию Роспечати можно будет в режиме он-лайн. Это значительно упростит процедуру получения грантов. Об этом участникам форума современной журналистики «Вся Россия-2020» рассказала заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Светлана Дзюбинская.

- В 2020 году в Роспечать поступило 1800 заявок от СМИ. Региональная пресса получила 438,4 миллиона рублей для реализации 1271 проекта по приоритетным направлениям государственной политики. Федеральные издания получат 87,7 миллионов рублей, - пояснила Светлана Дзюбинская.

Если раньше заявки на гранты предоставлялись в бумажном виде, вскоре это можно будет сделать через портал Госуслуг. Регламент уже разработан и проходит согласование в Министерстве экономического развития.

- Сейчас от изданий будет требоваться всего три документа: заявка в электронном виде, справка из типографии и номер газеты в формате pdf. Вся процедура будет включать всего два этапа. После подачи заявки она будет включена в перечень заявок. Это позволит сократить сроки предоставления госуслуги с 3-х месяцев до 10-ти дней, - отметила Светлана Дзюбинская.

Переход на использование Госуслуг позволит сократить не только сроки, но и количество документов с 9-ти до трех. Планируется, что возможность подать заявку на субсидию у СМИ появится уже в декабре.

 «СМИ и НКО: от диалога к сотрудничеству»

Об информационной поддержке некоммерческих общественных организаций говорили на презентации «СМИ и НКО: от диалога к сотрудничеству». Её представила Наталья Мурье, председатель Союза журналистов Еврейской автономной области. Она рассказала об успешном опыте, который помог представителям НКО и СМИ наладить эффективное взаимодействие, о формах партнерства, интересных обеим сторонам, о совместных проектах НКО и медиа, которые успешно реализуются на территории автономии.

- Один из таких проектов, «Согреем детское сердечко», проводился перед Новым годом, - уточнила Наталья Мурье. – Суть его заключалась в том, что на новогодних ёлках, установленных в торговых центрах, развешивались фотографии детей из детских домов. На фотографиях были написаны их простые детские желания. Иногда настолько простыми, что трогательно до слёз: фломастеры, краски, печенье… В результате правильной организации акции и её грамотного продвижения, откликнулось более 70 предприятий и абсолютно все СМИ ЕАО.

Для детей тогда собрали подарки, вещи и сладости, пятерым ребятам достались путевки в «Артек», нескольким детским домам предприниматель передал наборы бытовой техники, и все социальные сироты региона получили подарки к Новому году.

Подобных примеров - множество, отметила Наталья Мурье. И вполне реально добиться, чтобы их стало еще больше. Для этого необходимо устранить некоторые «барьеры», препятствующие сотрудничеству НКО и СМИ.

С этой целью в Еврейской автономной области в феврале 2020 года даже состоялся специализированный Медиафорум НКО, в котором приняли участие более 120 представителей некоммерческих организаций. Они получили уникальную возможность  познакомиться с журналистами, редакторами, наладить контакт и, наконец, получить ответы на вопросы: почему СМИ могут отказать в публикации релиза, чем заинтересовать журналистов, как подготовиться к съемкам и т.д.

Результаты не заставили себя ждать – представители НКО получили реальные инструменты для работы со СМИ, а у журналистов появились интересные инфо-поводы. Также в результате отлаженного сотрудничества родились новые совместные проекты.

Опыт Союза журналистов ЕАО оценили коллеги из других регионов, отметив, что недопонимания между НКО и СМИ действительно существуют. И что наладить эффективное сотрудничество возможно именно путём диалога.

Александр Юлин
(Продолжение следует)

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.