Виктория Бессонова: «Мы поняли значимость бизнеса в нашей повседневной жизни»
Карантин по COVID-19, из-за которого все россияне оказались с апреля в полной самоизоляции и конца которому пока не видно, показал, насколько уязвимы малый и даже средний бизнес, насколько они зависимы от внешних факторов. Также стало очевидно: каждый почувствует на себе влияние пандемии. Даже, если полная самоизоляция спасет от коронавируса, она не спасет нас от экономических последствий карантина. О том, как в нынешних условиях выживает забайкальский бизнес, мы решили спросить у Виктории Бессоновой, уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе. Аппарат омбудсмена и в обычное то время был тем единственным навигатором, который помогал предпринимателям ориентироваться в окружающей реальности, а в условиях коронавируса тем более. Сюда в первую очередь обращаются бизнесмены, когда не знают, что делать в условиях карантина, на что рассчитывать и надеяться, как сориентироваться в том потоке информации, которая ежедневно озвучивается и постоянно меняется.
- Виктория Викторовна, назовите, пожалуйста, наиболее пострадавшие в условиях коронавируса отрасли? Есть какие-то особенности у нашего региона?
- Первыми, кто пострадал в нашем крае, стали автоперевозчики, которые осуществляли перевозки туристов в Китай и обратно. В этом особенность нашего региона, в других субъектах эта сфера влияние коронавируса почувствовала позднее. У нас автоперевозчики стали первыми, кто на себя принял этот удар. Например, крупное предприятие «Читаавтотранс» с большим штатом сотрудников остановило деятельность еще до режима нерабочих дней, когда еще не было абсолютно никаких мер поддержки. А граница с Китаем уже была закрыта. Первый сигнал тревоги мы получили от руководства этой компании. На предприятии вынуждены были объявить простой и часть сотрудников отправить в отпуска. Когда президент объявил период самоизоляции, нам стало понятно, что такая же волна накроет весь бизнес. К нам за консультациями стали обращаться владельцы туристических агентств, гостиниц. Отдельно отмечу развлекательный сектор – тот бизнес, который делал нашу жизнь насыщеннее, красивей, интереснее. Я имею ввиду детские развлекательные центры (они, кстати, закрылись еще до эпидемии коронавируса из-за карантина по гриппу), спортивные клубы, кинотеатры. Следующая волна захлестнула общепит. Этот сектор не был готов к таким кардинальным мерам – остановке деятельности. Когда был объявлен запрет на деятельность практически всех, кроме жизнеобеспечивающих предприятий, в наш адрес начались очень эмоциональные обращения. Люди просто не понимали, а что будет завтра. У многих кредиты и обязательства, а мер поддержки на тот период еще не было.
- Сегодня у всех на слуху выражение «пакет мер поддержки отраслей, пострадавших в период пандемии». Так ли они эффективны?
- Действительно, первой мерой поддержки, которую инициировал президент Владимир Путин, стала отсрочка по уплате налогов. И касалось это только ряда отраслей, признанных пострадавшими. Тогда был сформирован первый пакет мер поддержки, и мы сразу выявили следующую проблему. Для получения помощи были определены не отрасли, а именно ОКВЭДы (общероссийские классификаторы видов экономической деятельности). Когда предприниматель начинает свою деятельность, он регистрируется и указывает, какие виды деятельности будет осуществлять. Он может любой ОКВЭД указать в качестве основного, а действовать на самом деле по любым дополнительным. Такая практика распространена среди наших бизнесменов. Государство же предоставляет меры поддержки тем, у кого основной ОКВЭД попал в список пострадавших. Сегодня у нас в аппарате масса обращений, предприниматели негодуют, естественно, считая это несправедливым. Мы их в этом поддерживаем. Они не могут рассчитывать на меры поддержки и на долгожданную субсидию только лишь потому, что вид деятельности, приносящий доход, у них указан не основным, а в числе других. Например, предприятие общественного питания – ресторан. Когда предприниматель регистрировал бизнес, первым видом деятельности указал «производство хлебобулочных изделий», потому что в планах было открытие пекарни. И какое-то время он этим занимался и может быть до сих пор работает. Но главный его вид деятельности, от которой он получает основной доход - ресторан. И хотя по сфере – «общественное питание» бизнесмен попадает в первый список предприятий, пострадавших в условиях коронавируса, по ОКВЭДу не может рассчитывать на поддержку. Много таких предприятий, ОКВЭДы которых вообще не попали в перечень пострадавших, но по сути они пострадали не меньше.
- Такая ситуация. Частное учреждение дополнительного образования. Сотрудники работают по гражданско-правовым договорам. Может ли предприниматель рассчитывать на кредит под 0% процентов на зарплату сотрудникам или на получение субсидии по линии ФНС?
- Кредит на зарплату под 0 процентов выдается в банке по количеству официально трудоустроенных людей. А если говорить о субсидии, которая выдается налоговой службой, то в случае, если этот работодатель отчитывался за этих сотрудников, а форма отчета предполагает не только трудовые договоры, но и гражданско-правовые, значит, он может рассчитывать на субсидию.
- Перечень пострадавших отраслей, которые могут претендовать на государственную поддержку, уже три раза дополнялся. Каким образом предприниматели могут отслеживать информацию, кроме как лично обращаться к вам?
- Действительно, предпринимателям сложно отслеживать актуальную информацию, поэтому мы на нашем сайте сделали вкладку «Бизнесу о коронавирусе», где распределили экономические вопросы, трудовые, касающиеся удаленной работы, оформления работников 65+. Есть вкладка по санитарно-эпидемиологическим требованиям, потому что мы поняли, что предприниматели не знают о соблюдении регламента безопасности, о необходимости уведомления Роспотребнадзора, если возобновили деятельность.
- Нагрузка на аппарат увеличилась?
- Естественно. Она не только увеличилась из –за возросшего числа обращений, конечно, письменных обращений кратно стало больше, стало поступать очень много звонков, смс, обращений через мессенджеры. Кроме того, ситуация требует быстрой реакции. Я не могу сказать предпринимателю: «Подождите 30 дней, мы ответим». Мы понимаем, что реагировать надо оперативно и задействовать все возможные ресурсы.
- В первые две недели после начала карантина многие предприниматели жаловались, что президент что-то обещает, с экрана телевизора озвучиваются меры поддержки, а на местах ничего не делается. Сегодня уже до бизнеса дошла реальная помощь?
- Когда бизнес закрыли, все в голос говорили: не нужны нам меры поддержки, дайте возможность работать. Хорошо, разрешили работать. Начались жалобы другого характера – нет спроса, покупатель не идет, мы работаем впустую. А платежи, например, коммунальные при этом начисляются. Сохраняются арендные платежи, особенно когда арендодатель – сам бизнесмен. Накал страстей немного поутих, когда президент в своем последнем обращении объявил о мерах социального характера. Хотя это напрямую не касается бизнеса, безусловно, эти деньги все равно пойдут в экономику. Через приобретения продуктов питания, непродовольственных товаров, кто-то сделает более крупные приобретения.
Особенность нашего бизнеса в том, что у него практически нет финансовой подушки. Предприниматели были не готовы, сбережений «на черный день» не делали. Наш бизнес другой, особенно в районах. Его очень условно можно назвать бизнесом, скорее это способ выживания. У людей нет другой возможности зарабатывать деньги, поэтому они регистрируются в качестве ИП. Один пример из обращения. Одинокая мама ведет женский бизнес – открыла студию танцев или дает уроки игры на фортепиано. Сегодня все запрещено, а у нее нет другого источника дохода. Она единственный кормилец в семье и у нее двое детей. Что делать, на что жить и кормить детей? А если еще с ОКВЭДом она не попала на поддержку?! Каждый случай мы разбираем индивидуально. Может быть, такой семье положена какая-то помощь на детей? А если она встанет на учет в качестве безработной, положены ли ей выплаты? Конкретно в этом случае, к сожалению, в случае прекращения деятельности как безработная она будет получать 1800 рублей. Естественно, это не выход.
- Как долго бизнес будет восстанавливаться?
- Во-первых, непонятно, когда это закончится и когда будут послабления тоже большой вопрос. А их ожидает общепит, спортивная сфера, гостиничный бизнес и многие другие. Поэтому многие предприниматели не берут кредит под ноль процентов, потому что не понимают, за счет чего отдавать. Неизвестно, когда начнут зарабатывать. Мы ждем, как заработает новый продукт, который анонсировал президент – с 01.06.2020 г. кредит на заработные платы под 2 процента: если предприниматель сохраняет занятость в размере 90 % в течении года, кредит гасится государством. Опасения у бизнеса уже есть, сможет ли он длительный период сохранять занятость.
Как долго будем восстанавливаться и каким образом, пока совершенно не ясно. Если говорить про наш регион, многое будет зависеть от спроса, т.к. сфера малого и среднего бизнеса больше представлена торговлей и услугами, а не производством.
В целом последствия коронавируса в экономике очень существенны. Как мы будем восстанавливаться, пока трудно сказать, но нельзя не отметить, что это не первый кризис в экономике нашей страны, и раньше мер поддержки со стороны государства вообще не было. Кто как мог, так и выживал. Впервые предусмотрены субсидии и другие меры поддержки. Если бы не было ограничений только по основному виду деятельности, это дало бы больший эффект.
- Есть вероятность, что правительство пересмотрит этот критерий?
- Я надеюсь. Все регионы столкнулись с этой проблемой. Федеральный уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте Борис Юрьевич Титов предложил другой подход – не важно, какой ОКВЭД указан в качестве основного, но, если предприниматель пострадал таким образом, что его выручка в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 30 процентов, то следует признать его пострадавшим. На мой взгляд, такой подход более объективный. Но принять надо оба критерия: и ОКВЭДы, и реальное снижение доходов. Предприниматели – «малыши», которые работают по патенту и ЕНВД, не всегда ведут учет доходов и не смогут доказать их реальное снижение. Для них удобнее применять ОКВЭД без привязки «основной – дополнительный».
- Есть отрасли, которые выиграли от карантина?
- Надо отметить, у нас нет ни одного обращения от предприятий сельскохозяйственной отрасли. Наверное, это хорошо. Не пострадали предприниматели, которые занимаются средствами индивидуальной защиты, тот, кто реализует защитные маски, термометры, антисептики. Добывающая отрасль показывает рост. Если говорить не только о региональном формате, то можно назвать интернет сервисы. Онлайн площадки для проведения встреч, конференций, просто взлетели в своих доходах.
При этом такие крупные налогоплательщики, как транспортная сфера, железная дорога, тоже «просели», это, безусловно, скажется на бюджете региона. Владельцы торговых сетей и магазинов продовольственных и непродовольственных товаров стали обращаться с жалобами на снижение спроса, покупки строго по списку, замена потребляемых товаров более дешевыми.
- Какие действенные меры поддержки бизнеса приняты в регионе?
- Большинство малого бизнеса выбирает упрощенную систему налогообложения. Правительство Забайкальского края пошло на снижение процентной ставки по налогам. Вместо шести два процента, вместо 15 пять. Но опять же для пострадавших отраслей. Не все попали. Снизили транспортный налог для компаний, которые в своей деятельности используют автобусы. И предоставили отсрочку всем до октября по всем налогам регионального и муниципального уровня. Также приняты решения по освобождению от уплаты или отсрочке аренды государственного и муниципального имущества.
- Многие считают, что отсрочка уплаты – это не освобождение, какая это мера поддержки?!
- Я так не считаю. Те деньги, которые сейчас надо было бы направить на налоги, их можно и направить на иные цели – на зарплату, на коммунальные платежи, на закуп необходимой продукции, или иные цели, чтобы сохранить численность, многие так и поступают. Если бы этой меры не было, надо было бы и налоги платить и на другие нужды деньги искать.
Каждая мера важна, но хотелось бы от каждой максимального результата. Пока мешают ряд условий. Например, предоставление кредита под ноль процентов, через четыре месяца превращается в ставку 4 % (вместо нуля). А многие виды бизнеса – сезонные. Те же детские центры летом переживают явный спад посетителей. Предприниматели рассуждают так: а зачем мне сейчас брать этот кредит под 0, если я понимаю, что даже если сейчас разрешат работать, денег на возврат займа я не заработаю.
- Ваши пожелания ко Дню предпринимателя.
- Предприниматель – это инициативный, ответственный, энергичный человек, стремящийся изменить мир вокруг. Сегодняшняя ситуация нам дает на мой взгляд еще большее понимание о роли предпринимателя в нашей жизни. Когда вдруг нам запретили ходить в любимые магазины, лишили отдыха в досуговых, развлекательных и спортивных центрах, мы не смогли воспользоваться услугами парикмахера и т.д., все пережили, мягко говоря, шок. Мы поняли значимость бизнеса в нашей повседневной жизни. С другой стороны, сам бизнес еще больше осознал, сколько трудностей на пути у предпринимателя, что без внутренних резервов трудно не опустить руки, не поддаться панике, нужно искать инструменты, которые позволят выжить. В этот день хочется выразить слова благодарности этим людям. Это точно самые отчаянные смельчаки, которые, уверена, все равно найдут выход, но хотелось бы, чтобы и государство в этот критический момент дало понять, что предприниматель – не сам по себе, а единица экономики страны. Это понимание будет при максимальной результативности мер поддержки и стимулировании спроса. Желаю скорейшего завершения этого периода и консолидации всего общества в восстановлении экономики!