Жизнь, наполненная смыслом
«Душа каждого человека должна радоваться, когда он делает доброе дело для ближнего» – в этом уверен настоятель Петропавловского храма города Шилки протоирей Александр ТЫЛЬКЕВИЧ.
Он со своей командой из числа казаков, кадетов, волонтеров и других неравнодушных забайкальцев вот уже много лет совершает миссионерские и гуманитарные экспедиции в северные районы нашего края, словом и делом помогая местным жителям. Об этом проекте, а также обо многом другом гость нашей постоянной рубрики «Твои люди, Забайкалье!» рассказывает читателям.
На свет куполов
Если раньше уставший путник в ночи мог запросто проехать мимо ничем не примечательного северного села Усть-Каренга, даже не заметив этот населенный пункт, то сейчас это сделать невозможно. И всему «виной» возвышающийся там православный храм с сияющим куполом в честь всех Сибирских Святых, построенный прихожанами и трудниками Петропавловского прихода г. Шилки.
– Это наша территория, и мы должны ее окормлять, – говорит о. Александр – Не секрет, что на северах жизнь людей трудно назвать легкой, и без помощи им трудно обойтись. На всех территориях, нами окормляемых, а это Тунгокоченский, Каларский, Могочинский район (село Тупик), проживают люди. Они живут лесом, человеческим общением, а теперь имеют возможность жить молитвой. Храм в Каренге был освящен архиерейским чином. Для этого из Нерчинска прилетал владыка Аксий – это был первый архиерей, вступивший на Каренгинскую землю от сотворения Мира. Доставить владыку самолетом нам помогли пилоты Геннадий Сохач и Леонид Кулеш.
Чем живут эвенки и орочоны
Первая экспедиция, которую совершила команда Александра Тылькевича на северные территории нашего края, состоялась пятнадцать лет назад. Пунктом назначения тогда стало село Каренга. Кроме миссионерской ее организаторы преследовали и гуманитарную цель – как говориться, всем миром собрали продукты питания, медикаменты, детскую одежду и другие необходимые северянам вещи и двинулись в путь. К счастью, эта добрая традиция прижилась, и сейчас экспедиции стали регулярными, к ним тщательно готовятся, их ждут и участники, и северяне, их активно обсуждают в соцсетях.
– Зимой по замерзшим рекам мы добираемся до самых отдаленных северных точек, – говорит о. Александр. – Местные жители всегда рады нам, они с благодарностью принимают привезенные вещи и многие учавствуют в Богослужениях. Мы готовим людей к таинствам и служим Божественные Литургии. Не ограничиваясь на данный момент миссионерской и гуманитарной задачами, мы пытаемся выяснить, сколько человек проживает в той или иной северной местности, чем они живут. Поэтому демографический аспект этих экспедиций также важен для нас. Посудите сами, в Усть-Каренге осталось 157 человек местных жителей, на Зеленом Озере – около 50, в Среднем Каларе – около 30. Антисоциальные болезни, которые буквально захлестнули наше общество, и там делают свое пагубное дело. Я говорю о злоупотреблении алкоголем и других вредных привычках. Общеизвестно, что для большинства северных народов алкоголь равносилен смерти, их организм устроен таким образом, что даже маленькая доза алкоголя вызывает привыкание и зависимость. Раньше, когда эвенки имели традиционный уклад жизни, пасли оленей, проблем было намного меньше.
Не последнюю роль в этом сыграл перевод обучения эвенкийских детей на классическую систему образования, когда их после пятого класса забирают из родного дома в интернат. Я ни в коем случае не говорю о том, что они должны оставаться безграмотными. Но ведь для того чтобы трудится на родной земле, быть хозяином и вести традиционный образ жизни, нужно не только образование. По факту же получается, что большинство из этих детишек, так и не усвоив тригонометрию, астрономию и английский язык, с удивительной легкостью осваивают другие «науки», которые им «преподают» в интернатах. Я сейчас говорю о компьютерных играх, алкоголе, табаке и других искушениях, свойственных нашей цивилизации. Безусловно, необходимо продвигать тех учеников, которые сами к этому стремятся. У нас в Мирсановской казачьей школе сейчас учится Захарка из Каренги, очень способный и целеустремленный эвенкийский мальчик. Так вот, по его словам, он планирует вернуться в родное село и стать настоящим хозяином. По всему видно, что у него это получится.
Опять же, условия, созданные в нашем учебном заведении, к счастью, мало напоминают традиционный интернат – в кадетской школе запрещено пользоваться телефонами, для общения с родителями есть вечернее время, у них строгая дисциплина и распорядок дня.
«Свято место пусто не бывает»
Александр Тылькевич, сам являющийся отцом двенадцати детей, очень трепетно относится к вопросам воспитания подрастающего поколения. Об его уникальном проекте «Детская деревня» мы уже писали на страницах нашей газеты. Это единственная на территории нашего региона «Детская деревня», в которой приемных детей воспитывают не наемные работники, а семейная пара – папа и мама. По словам о. Александра, это делает процесс воспитания детей более естественным и гармоничным.
– Есть мудрое выражение «Свято место пусто не бывает», – рассуждает он. – Ведь если не высаживать культурные растения, то земля быстро зарастет сорняками. Это в полной мере можно отнести и к педагогике – если не учить ребенка здороваться, уступать старшим, уважать родителей и другим моральным принципам, принятым в обществе, он обязательно научится чему-нибудь другому, не столь полезному для его души и тела. А призваны учить доброму именно родители – люди, которые должны быть для ребенка авторитетом. Это вполне естественно – они обладают определенным опытом. Понятно также, что любой процесс воспитания не может осуществляться без запретов. Некоторые же «продвинутые» люди сейчас пытаются подогнать эти вековые ограничения под термин «насилие» и придумывают всяческие связанные с этим законы.
По мнению Александра Тылькевича, настоящим насилием над психикой ребенка является современная система воспитания в детских домах.
– В традиционных детских домах воспитатели обычно работают в четыре смены. Отдежурив смену, большинство из них на три дня начисто забывает о своих воспитанниках и погружается в свою личную жизнь. Это нормально – для них это всего лишь работа. Давайте посмотрим на это со стороны ребенка, который каждые четыре дня вынужден привыкать к требованиям четырех взрослых людей. Это четыре разных мира. Добавьте к этому пятый, собственный мир ребенка, и вы поймете, что это истинное насилие.
Наверное, взрослым людям, наделенным административной властью, нет дела до детей-сирот, поскольку уже на протяжении многих лет вопросы, касающиеся «Детской деревни» в Шилке, так и не решены.
Быть ли новой педагогической отрасли в Забайкалье?
На стадии доработки находится и еще один проект, предложенный Тылькевичем. Речь идет о расселении воспитанников детских домов края по приемным семьям северян. Для этого приход Святых Петра и Павла готов выделить свои транспортные средства, приспособленные для этих суровых территорий. По сути, речь идет о новой педагогической отрасли, в основе которой также лежит принцип воспитания ребенка пусть приемными, но постоянными родителями. Причем инициаторы проекта провели все необходимые для этого исследования, основанные на статистических данных, и подготовили нужные обоснования.
– Мы рассчитали, что если за полгода проедем от Каренги до Шилки, то всех детей-сирот расселим на северах края, – говорит о. Александр. – Понимая то, что процесс оформления ребенка в приемную семью очень серьезный и длительный, мы предусмотрели все моменты. Так, мы готовы доставить комиссию, состоящую из специалистов органов социальной защиты населения, педагогов, медиков, психологов непосредственно в пункт проживания потенциальных родителей с тем, чтобы уменьшить для них и финансовые затраты, и решить организационные моменты по их обучению. За это время специально подготовленные люди проводят с ними курс занятий, мы же, в случае необходимости, помогаем с бытовым обустройством. Посудите сами, работы на северах практически нет, а пособие на приемного ребенка, пусть и небольшое, позволит семье существовать относительно безбедно. А самое главное – у детишек появятся родители. Конечно, мы не можем отвечать за благонадежность каждого приемного родителя, но к их подбору мы подходим достаточно строго – это запрет на алкоголь социально положительный образ жизни и т. д. Для государства такой подход к решению проблем детей-сирот, экономически и социально актуален. На содержание ребенка в государственном детском доме тратится от 30 до 100 тысяч рублей в месяц, в зависимости от его медицинских диагнозов, порой вымышленных. Пособие же на приемного ребенка в семье составляет семь тысяч рублей. Даже если рассмотреть на уровне края вопрос об увеличении его хотя бы в два раза, разница очевидна.
Таким образом можно создать рынок труда в этом направлении. Самый же главный аспект – социальный. По статистике генпрокуратуры, лишь один из десяти воспитанников детских домов адаптируется в социальной среде и становится полноценным членом общества. Остальные, к сожалению, имеют антисоциальные наклонности. Радует, что новый министр труда и социальной защиты Забайкальского края Инна Щеглова нас услышала и согласилась с нашими доводами. Сразу видно, что человеку небезразлична судьба детей-сирот. Это обнадеживает, так как для одного из предыдущих министров этого ведомства главным аргументом против данного проекта было трудоустройство высвободившихся педагогических кадров! К слову, москвичи реализовали такой проект и воплотили его в жизнь, причем довольно успешно. Власти выделили каждому приемному родителю по 40 тысяч рублей в месяц на одного ребенка, с учетом того, что в семье воспитывается несколько инвалидов, четырехкомнатную квартиру в черте города, в которой, правда, они могут жить лишь до того момента, пока
не воспитают до совершеннолетия последнего ребенка. Но за это время вполне можно построить дом в пригороде. У меня есть знакомый москвич, воспитывающий по этой программе нескольких детей, имеющих инвалидность, но это не мешает им быть успешными. Вот что значит родительское воспитание! Уверен, что когда решаются проблемы детей, нужно прежде всего думать о них. Взрослые ведь чаще способны постоять на себя.
Пока же проект находится на стадии обсуждения, а Александр Тылькевич с грустью и надеждой в глазах говорит о том, что рассчитывает на поддержку в этом вопросе властей.
– Очень надеюсь на конструктивный разговор с губернатором Александром Михайловичем Осиповым, который может дать нам шанс на основе собранных статистических данных, без эмоций и по-взрослому решать детские проблемы.
Отделить зерна от плевел
Волнует Александра Тылькевича и вопрос сохранения и развития национальных культур народов, проживающих на территории края. Этой проблеме в последнее время уделяется повышенное внимание. Однако, по его мнению, зачастую под маркой развития традиционной культуры организаторы подобных мероприятий воспитывают у людей эзотерическое мировоззрение.
– Мне неоднократно приходилось присутствовать на культурных мероприятиях, якобы направленных на развитие традиционной культуры, но в реальности напоминающих одно из виденных мною капищ. Чего здесь только не было – и китайская лягушка с монеткой, и Перун, вырезанный из бревна, и свечки с иконами, и веревочки на измученных деревьях, толстые японские божки. Все это напоминало котел, в котором варится блюдо из абсолютно несовместимых ингредиентов. И это блюдо преподносят присутствующим со словами: «Кушайте. Это – культура!» На мой взгляд, это абсолютно не конструктивный подход. Если мы хотим развивать национальную культуру, нужно прежде всего начинать с изучения родного языка, возвращения к народным промыслам.
«Право на страх не имею»
Возвращаясь к теме экспедиций, интересуюсь у собеседника, насколько опасными могут быть эти путешествия, учитывая огромные расстояния, крепкие забайкальские морозы и еще множество факторов.
– Не скрою, иногда бывает жутковато, но я как руководитель экспедиции не имею право на страх. Ситуации, конечно, случались разные. В прошлое путешествие машина шесть раз под лед уходила, последний раз – почти полностью. Ничего, слава Богу, справились – все живы и здоровы, хотя один из вездеходов в ремонте. Действия экипажей на случае опасности отрабатываются еще дома и на инструктажах.
Безусловно, дороги на севере края таят в себе уйму опасностей и абсолютно непредсказуемы. Помню случай, когда в те края пытались проехать местные протестанты-миссионеры. Так вот, это им не удалось. В итоге местный эвенк, которого они по пути хотели доставить в родное село из Читы, пересел в наш автомобиль, и мы благополучно довезли его домой в Средний Калар.
Славить родное Забайкалье
С нескрываемым восторгом описывая красоту северной природы, Александр Тылькевич говорит, что одной из задач его экспедиций является популяризация нашего забайкальского бытия. С этой целью был снят документальный фильм «Путь», рассказывающий о том, как миссионеры, неравнодушные забайкальцы пробиваются по замерзшей реке на севера, в регионы, пострадавшие от наводнения и не имеющие возможности получить помощь с большой земли в другое время года.
– Мы должны рассказывать людям о нашем Забайкалье, – уверен он. – Каждый, кто хоть раз побывал в этих заповедных местах, стремится поехать туда опять. Многие буквально переосмысливают свою жизнь за время, проведенное в экспедиции. В наших походах участвуют жители центральных регионов России, некоторые специально приезжают даже из-за рубежа. Невозможно переоценить пользу экспедиций для подростков, которые на глазах мужают и становятся совершенно другими. К слову, в каждый такой поход мы обязательно берем с собой двух-трех кадетов. Красота местной природы просто завораживает и заставляет по-другому глядеть на мир. Ведь Забайкалье – богатейший край. Я вспоминаю случай, когда впервые увидел нефрит, причем в самой неожиданном месте – в качестве груза на бочке с квашеной капустой в доме знакомого гурана. Причем, видя мое изумление, он мне его подарил, сказав при этом, что в сарае у него есть еще.
К сожалению, экономические, экологические и многие другие проблемы, характерные для Забайкалья, угнетают жителей и зачастую заставляют покидать край. Эта тенденция с каждым годом набирает обороты и становится поистине бедствием. По мнению о. Александра, люди, покидающие Забайкалья, просто его не знают.
– Посмотрите, какие здесь источники, какие пески, скалы и реки, какое небо… Я благодарю Господа за то, что оказался здесь. Для меня география – это прежде всего люди, которые нас ждут и готовятся к нашему приезду. Я знаю, что в Каренге меня встретит София, маленькая эвенкийская девочка из замечательной семьи. Поэтому каждый пункт назначения для меня важен. А еще – это польза для души, ведь помогая людям мы сами меняемся в лучшую сторону.… Кроме того, такие мероприятия, связанные с тяготами, лишениями и риском, – хороший повод доказать самому себе, что ты еще на что-то способен в этой жизни, можешь приносить пользу людям, напрягая себя. Это и делает человека человеком, наполняя его жизнь смыслом и радостью.
Екатерина СКОРОХОД