Загадка бурятского ламы – в учении, мнениях, кино

Феномен XII Пандито Хамбо ламы Итигэлова вот уже 17 лет не оставляет равнодушными ученых, лам и верующих. Его явление спустя 75 лет после смерти – это настоящее чудо, случившееся в XXI веке и опровергшее многие представления о материальном мире. О загадке бурятского ламы пишут книги. Фильм, посвященный этому чуду, вошел в программу VIII Забайкальского международного кинофестиваля и был представлен в номинации «Забайкальские жемчужины». Более того, ежегодно в Иволгинском дацане проходит конференция с участием ученых из Монголии, Китая, Ближнего и Дальнего зарубежья, которые пытающихся изучить ежедневные духовные послания Учителя, которые он передаёт человечеству через своего хранителя – Бимба ламу Доржиева. Восьмая по счету конференция состоялась в конце июня.

Миф и реальность

Напомним, Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов – глава буддистов Восточной Сибири в начале ХХ века. Уже тогда о нем слагали легенды. Говорили, он может парить над поверхностями, проходить сквозь стены и даже ходить по воде. Не менее загадочной была и смерть великого религиозного деятеля: 15 июня 1927 года он собрал учеников, сел в позу лотоса и под молитву-благопожелание умершему ушёл в нирвану. Когда Хамбо лама перестал дышать, его тело похоронили в бумхане (кедровом коробе) в местности Хухэ-Зурхэн. Перед тем, как уйти окончательно, он отдал четкие распоряжения, как его похоронить и когда навещать – первый раз через 30 лет.

Группа лам подняла тело Итигэлова в 1955-м – на два года раньше, чем он завещал. Процедура была вынужденной – сильнейший шторм в селе Зун Оронгой сорвал крыши, и глава буддийского духовенства решил провести необходимые обряды до названного срока. Убедившись в неизменности тела Итигэлова, ламы сменили ему одежду и бумхан. Такой же ритуал был проведен в 1973 году. Тогда он был связан с сильнейшим наводнением, отрезавшим на месяц Иволгинский район от Улан-Удэ. Сам Итигэлов распорядился перед «уходом» окончательно достать его тело спустя 75 лет.

Хранитель тела Итигэлова Бимба лама признался в одном из интервью: «Всегда держал в уме мысль, что нынешнему поколению лам необходимо вновь найти саркофаг Итигэлова и проверить состояние его тела». Он видел во сне свою встречу с Великим Учителем. Обнаружение его послания только утвердило желание Бимба ламы. Он нашел человека, точно знавшего, где похоронен Учитель, – дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения, который 7 сентября 2002 года указал Аюшееву место захоронения.

Ламы получили согласие родственников на эксгумацию и 10 сентября 2002 года откопали на глубине полутора метров короб с телом, засыпанным солью.

Присутствовавший судмедэксперт, оглядев тело, отказался что-либо предпринимать с ним, поскольку никогда такого не видел. И попросил создать комиссию. Лама был не просто внешне узнаваем, у него обнаружили все признаки живого тела: эластичную кожу без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, глаза (они закрыты), пальцы рук. У него гнулись все суставы, включая самые мелкие –  на пальцах. Отлично сохранились зубы, волосы, ресницы, брови.

Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан. Люди, которые наблюдают ламу на протяжении этих лет, отмечают, что у него подросли и потемнели волосы и несколько изменился цвет кожи – в некоторых местах она побурела, где-то стала золотистой.

Получается, Итигэлов замедлил, почти остановил время. Тело лишь кажется умершим, в нем сохраняется жизненная энергия.

Загадка для ученых

В 2002 году комиссия судмедэкспертов сделала заключение о том, что никакая бальзамация и консервация тела не производилась. Десятки лет оно оставалось нетленным. Сегодня это главная святыня Иволгинского дацана. Несколько раз в год, в праздничные дни, Хамбо лама Итигэлов появляется перед верующими: драгоценное и неиссякаемое тело переносят в главный храм, где ему может поклониться и попросить о сокровенном любой желающий. 6 июля состоялось очередное в этом году поклонение верующих XII Пандито Хамбо Ламе Даши Доржи Итигэлову. С раннего утра перед Согчен дуганом и внутри него выстроилась большая очередь из паломников и верующих, желающих поклониться Великому Учителю. Следующие праздничные дни в этом году – 2 октября, 19 ноября и 21 декабря.

Каждый день Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов передаёт в наш мир послания через своего главного хранителя – Бимба ламу Доржиева. А глава Буддийской традиционной Сангхи России публикует наставления, советы и предупреждения Учителя в соцсетях с собственным комментарием: сначала – на бурятском, а через какое-то время – на русском языках. Кстати, многие делают «репосты» записей, которые выкладывает лидер российских буддистов. Так учения человека, победившего «ангела смерти», уходят на север Китая, где служители дацанов и прихожане постигают тайные знания, которые после распространяются по всему миру.

Как только возник феномен Итигэлова, про это событие заговорили во всём мире. Наука и по сей день остаётся перед ним в замешательстве. Лама Итигэлов медитирует уже 86 лет, не подавая внешних признаков жизни. Через пару лет после извлечения из земли нетленного (буддисты Бурятии предпочитают говорить «Драгоценного и Неиссякаемого») тела Хамбо Ламы Итигэлова его исследовали учёные, взяв образцы некоторых тканей. Их вывод: умерший в 1927 году человек находится в состоянии, не известном науке.

В 2005 году по настоянию лидера российских буддистов доступ к нетленному телу для учёных был закрыт. С тех пор исследования феномена проводились только в рамках конференций, организуемых Буддийской традиционной Сангхой. Раньше их устраивали раз в два года, а с 2017-го решили сделать ежегодными.

В этом году в центре буддизма России – Иволгинском дацане «Хамбын Хурээ» на базе буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д. Д. Заяева состоялась VIII Международная конференция «Феномен XII Пандито Хамбо ламы Даши Доржи Итигэлова».

Два года назад изменился и формат мероприятия – теперь обсуждения проходят на трёх языках – бурятском, монгольском и русском. В 2019 году на мероприятие съехалось более трёхсот участников из разных регионов страны, а также гости – учёные ламы и верующие из соседней Монголии и Внутренней Монголии.

В главном храме республики побывал и исполняющий обязанности руководителя администрации Улан-Удэ Игорь Шутенков. Он заявил о важном влиянии Хамбо ламы Итигэлова на жителей бурятской столицы:

– Ежегодно тысячи верующих посещают Иволгинский дацан, чтобы поклониться драгоценному неиссякаемому телу Хамбо ламы Итигэлова, пообщаться с ним, получить благословение и попросить о помощи. Энергетическое воздействие Хамбо ламы Итигэлова огромно, его можно ощутить не только здесь, в дацане, – оно распространяется и на всю Бурятию. Его благословение чувствуем и мы, жители Улан-Удэ.

– Хамбо Лама Итигэлов каждое утро даёт нам учения, мы их собираем и записываем на бурятском селенгинском языке. И сейчас мы начали переводить их на русский язык, помимо того, что ежедневно учения уходят на бурятском селенгинском языке в монгольский мир, – обратился к собравшимся XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев. – Исходя из этого сегодня мы имеем 94 страницы учения Хамбо Ламы Итигэлова. В них сосредоточены наставления Хамбо Ламы. Здесь собраны все ценные слова, которые мы должны понять и применять в своей повседневной жизни, потому что именно мы, буддисты Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, Монголии, несём самую большую ответственность. Потому нам необходимо постигать учения Хамбо Ламы Итигэлова и ламы Эрдэни-Хайбзун Галшиева. Это наше знание, это наше образование, культура – это всё для нашего народа. Мы должны гордиться, что мы являемся современниками Хамбо Ламы Итигэлова. Но сегодня мы, как подопытные кролики, – чем ближе к Богу, тем дальше храм, как говорит Хамбо Лама. Поэтому мы все должны опасаться того, что, находясь около Хамбо Ламы Итигэлова, можем стать неверующими. Больше всего Хамбо Ламу любят те, кто дальше всех от него, в отличие от бурятских буддистов. Нам повезло, что мы живём рядом с Хамбо Ламой Итигэловым, но, всё же, мы очень далеко от него в мыслях своих. Наши земляки озабочены тем, как бы выжить в этих непростых условиях.

– Основа буддизма заключается в том, что мы проверяем своего Учителя, мы не должны слепо верить на слово, поэтому слова Хамбо Ламы Итигэлова надо скрупулёзно изучать и после этого принять. Учение надо понять умом и после этого принять, это особенности буддизма. Настоящий буддист верит, если он понимает, – подчеркнул гость из Монголии Балдан-багша.

– На нас лежит большая ответственность. Необходимо, чтобы учение Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова сохранялось для наших потомков, потому что это история буддизма и надо ценить это великое учение, – считает вице-президент Тибетского дома в Москве Надежда Беркенгейм. Надежда – один из составителей ежегодного сборника «Послания Хамбо-Ламы Итигэлова». Обсуждение изречений Великого Учителя из этой книги является предметом дискуссий практической части Итигэловской конференции.

Кроме того, на конференции в очередной раз побывала Екатерина Косенко (Иркутск) – инициатор публикации учений Хамбо ламы, представитель общественной организации «Тибетский дом». Три года назад началось издание сборников ежедневных посланий Хамбо ламы Итигэлова, причём исключительно на народные деньги.

– Зная биографию и судьбу Хамбо Ламы Итигэлова, важно понимать, что это архисложно – сохранить своё тело. Его слова – это не просто послания, это понимание жизни просветлённого человека, это его философия, которой он делится с нами, – уверена Екатерина Косенко. – Важно понять, как он относится к жизни, как нам понимать  те или иные вещи. Это большая ценность – прикоснуться к этим великим словам, постичь современное буддийское учение, попытаться понять его глубинный смысл.

И меняется восприятие жизни…

В этом году участникам конференции была представлена книга «Жизнь как вызов», посвященная истории Хамбо ламы, и документальный фильм «Феномен Итигэлова. Загадка бурятского ламы». Фильм в прошлом году сняли московские исследователи, выиграв президентский грант. На специальном Каннском фестивале он удостоился премии как лучший полнометражный документальный фильм в области культуры в номинации «Всемирная инициатива во имя мира».

А премьера фильма состоялась в 2018 году на XXVI фестивале российского кино «Окно в Европу». В Чите показ фильма «Феномен Итигэлова. Загадка бурятского ламы» прошел в кинотеатре «Бригантина». Невероятная история и уникальные кадры вызвали бурю эмоций, сомнений, вопросов.

Осень 2002 года. Тело Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова поднимают из-под земли в третий и окончательный раз. О всех тех, кто принимал участие в возвращении религиозного деятеля, и идет речь в киноленте. Сотрудники института культурологии полгода провели в литературном архиве, Эрмитаже, Музее истории религии. География проекта раскинулась от Москвы и Санкт-Петербурга до самых отдаленных уголков Бурятии и Забайкальского края.

Нина Кочеляева, директор нового Московского института культурологии, продюсер фильма, после показа заметила:

– Каждый человек должен для себя сам решить, что для него значит Даши-Доржо Итигэлов и его нынешнее состояние. Когда ты работаешь с элементами веры и с тем, что принадлежит вере, здесь нужна огромная деликатность, которую мы старались проявить. И мы не хотели сами говорить. Вы не увидите в нашем фильме ни одного закадрового текста. Мы хотели дать слово носителям этой культуры – это для нас было важнее, то, как они понимают.

Она рассказала о встречах с людьми, для которых его история – не разговор о прошлом, а часть их собственной повседневной жизни. Важный нюанс: авторы не демонстрируют тела Итигэлова. Как пояснила зрителям после показа продюсер, они намеренно отказались это делать, поскольку дорожили доверием буддистов, помогавшим им в съёмках.

– Тем более, мы не гнались за сенсацией, снимая этот фильм. Для нас была важна духовная составляющая – то, как люди, проповедующие эту религию, смотрят на вещи через призму указанного феномена, как они открываются в своей вере благодаря этому и какие истины постигают. И мы дорожили тем доверием, которое они нам оказали. По сути, их откровения стали основой данной картины. Вообще, мне кажется, что когда ты работаешь с такого рода материалом, который касается вопросов веры и уважения к этой вере, очень важно, как у тебя выстраиваются отношения с этим человеком, на какой ты с ним связи – ментальной или какой-то другой. Ведь для каждого этот уровень связи свой. И поэтому вклиниваться в эти индивидуальные отношения нам показалось тоже неэтично. Более того, у нас у самих сложились определённые взаимоотношения с Хамбо ламой Итигэловым. Приведу такой пример: во время съёмок всегда была хорошая погода, даже если прогноз был самый чудовищный. Разве это не знак присутствия великого буддиста?

Она призналась, что для неё съёмки данного фильма стали новым этапом в жизни.

– В ходе работы над проектом у меня поменялось восприятие жизни. Я начала иначе смотреть на «время» – не стала больше куда-то спешить, не взирая даже на то, что живу в мегаполисе. Сейчас мне не страшно что-то отпустить или упустить, поскольку знаю, что по воле судьбы я непременно окажусь в нужном месте. Я стала, наконец-то, просто наслаждаться жизнью, испытывать ощущение спокойствия и тишины.

Режиссер Елена Демидова обратила внимание на то, что  это фильм-исследование, потому что авторы «пытались смотреть, видеть, слышать».

Фильм начинается со слов Дид Хамбо ламы Цырена Дондукбаева из Агинского дацана, где он подчеркивает, что воспитание и тот высокий уровень, которого достиг Хамбо-лама, трудно осмыслить и понять.

Кинолента разделена на несколько глав, которые начинаются начертанными посланиями Хамбо ламы Итигэлова. В одном из эпизодов показывают, как в библиотеке дацана случайно обнаружили автобиографическую книгу об Итигэлове, написанную от руки на старомонгольском языке. В ней повествуется, что он имел пять рождений в Индии, потом обрел пять в Тибете, далее – в теле Дамба-Доржо Заяева (первый Хамбо лама). А уже потом переродился и стал двенадцатым Хамбо ламой в начале XX века. В этом документальном кино не показывают Драгоценного тела, как объяснила режиссер, кинокамера всего лишь «железка» и не может видеть тайное и сакральное.

Девяносто три минуты пролетели на одном дыхании, и многие, кто пришел на кинопоказ, для себя решили – постараться увидеть феномен Итигэлова в реальной жизни.

Виктория СИВУХИНА

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.