Забайкалье, солнцем поцелованное

Забайкальский зритель знает Николая Гадомского прежде всего как актера и театрального режиссера. За два с половиной года, а именно столько времени он отдает свой талант и энергию Забайкальскому краевому драматическому театру, Николай Николаевич поставил на его сцене семь спектаклей. Совсем недавно для многих наших земляков он открылся в немного другом амплуа – в качестве кинорежиссера. И снова успех. Автор фильма «Солнцем поцелованные» получил заслуженную награду за вклад в развитие забайкальского кинематографа на VIII Забайкальском международном кинофестивале.

По словам режиссера, идея снимать кино на забайкальской земле возникла достаточно давно, еще в тот момент, когда он только прибыл сюда в качестве художественного руководителя краевого драматического театра.

– Красота природных ландшафтов Забайкалья, его колорит не могут не «зацепить» глаз человека, снимающего кино, – говорит Николай Гадомский. – В определенный период своей жизни я очень много времени отдавал этому жанру, причем мне посчастливилось работать в команде с такими замечательными режиссерами, как Александр Прошкин, Карен Шахназаров, Владимир Меньшов, Тимур Бекмамбетов, Павел Санаев. Это дало мне неоценимый опыт, ведь моя работа состояла не в том, чтобы, как говориться, «карандаши поднести». Я занимался реальными съемками – массовкой, групповкой, работал с артистами-эпизодниками. Так вот, мысль о том, что красоты Забайкалья – как нельзя более подходящее место для снимок фильмов, пришла мне в голову сразу после моего приезда сюда. Эта идея казалась мне все более и более привлекательной по мере того, как я знакомился с артистами нашего театра. Работая с ними, я день ото дня убеждался в том, что мне в руки попало настоящее сокровище – просто потрясающие профессионалы. Поверьте, не всякая столичная труппа театра может похвастаться таким составом. Однако реализовать эту идею все как-то не хватало времени – обновление репертуара, насыщенная режиссерская деятельность  – все это заставляло откладывать задумку.

Одна голова хорошо, а две – лучше

Кто знает, может быть водоворот театральных хлопот закрутил бы Николая Гадомского и мы так бы и никогда не увидели в нем талантливого кинорежиссера, теперь нашего земляка, однако его величество случай расставил все на свои места.

– Во время проведения VII Забайкальского международного кинофестиваля ко мне подошла жительница села Улеты – писательница Елена Чубенко – и предложила мне почитать одну из своих пьес на предмет того, чтобы поставить ее в краевом драматическом театре, – вспоминает Николай Гадомский. – До этого пьеса звучала со сцены Улетовского народного театра им. Николая Буракова, причем весьма успешно, несмотря на то, что там играли актеры-любители. По словам Елены, для нее, как для автора, было очень интересно посмотреть свое произведение в исполнении профессионалов. Мое встречное предложение экранизировать пьесу повергло автора в состояние крайнего изумления.

Действительно, всякому понятно, что процесс съемок фильма не отнесешь к простым, здесь нужны специальные познания, талант и определенный опыт. Когда Елена Чубенко все обдумала, она решила целиком и полностью положиться на Николая Гадомского, который в полной мере обладал всем перечисленным. Она с готовностью восприняла предложение худрука театра трансформировать пьесу в киносценарий, и работа закипела. Автор с благодарностью принимала советы и поправки  режиссера, что пошло сценарию только на пользу – сюжет стал более конфликтным, героев заставили действовать в более обостренных обстоятельствах. Кроме того, по просьбе режиссера Елена Чубенко дописала ряд натурных сцен. Так вот, работая в тандеме и дополняя друг друга, они создавали фильм.

Начался процесс подбора актеров. Изначально на все роли Николай Гадомский планировал пригласить актеров из своей труппы. Он вспоминает:

– У меня уже были мысли по поводу актерского состава, однако, как говорится, звезды сошлись так, что мне пришлось увидеть фрагмент этого спектакля в рамках краевого конкурса любительских театральных коллективов «Забайкальская рампа», где главную роль исполнял Анатолий Горковенко. И я подумал – а почему бы и нет? Несмотря на то, что это было довольно смелым шагом, страха я на тот момент не испытывал. У меня перед глазами было множество примеров со стороны прославленных режиссеров. Это и Андрей Кончаловский, и Алексей Балабанов, и Алексей Герман, которые в свое время снимали непрофессиональных артистов, естественно, работая с ними и направляя их. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что мой риск был оправданным. Анатолий Горковенко – замечательный артист, талантливый от природы, ему очень помогает то, что он верит в то, что он делает. Кроме него в этом фильме снялась еще одна непрофессиональная артистка – это восьмилетняя девочка Эльвира Плотникова из детской театральной студии. Остальные актеры были приглашены из числа артистов Забайкальского краевого драматического театра. Это Лена Зорина - главная героиня, Любовь Гамова, сыгравшая ее мать, артисты-эпизодники Дмитрий Шестаков, Юлия Просянникова, Елена Сафронова, Светлана Алферова, Ирина Нольфина, Евгений Нимаев, Алексей Терехин, Алексей Плетнев. Это отличная команда.

Неоценимый опыт участия в создании фильма смогли получить и студенты Забайкальского краевого училища культуры, которые принимали участие в подготовке декораций, съемках массовок.

– Я подумал о том, что курс, по которому обучаются наши студенты, называется «Актер драматического театра и кино», тем не менее о процессе создания они не знают ровным счетом ничего, - рассуждает режиссер фильма. - Я сам изначально окончил ГИТИС, где также мало слышал об этом. Однако мне повезло в том плане, что я неоднократно получал приглашения для участия в съемках, благодаря чему мало помалу стал понимать, что такое кинематограф, и убедился в том, что это абсолютно другой вид искусства, иные технологии. Так что эта кинолента – результат коллективной кропотливой работы заинтересованных в этом людей.

Избу из Делушана – в драмтеатр

История, показанная в картине, реальная. Она произошла в далекие военные годы в селе Дешулан Улетовского района. Естественно, режиссером и сценаристом были добавлены некие художественные нюансы. Именно поэтому изначально съемки планировали проводить в этом селе, более того, конкретно в этой избе, которая сохранилась до наших дней.

– Мы даже были готовы сделать там соответствующий ремонт, – говорит Николай Гадомский. – Однако наши планы нарушили суровые забайкальские морозы, которые в момент съемок (это было в январе) у нас свирепствовали. Мне стало жалко наших артистов, которые и без того устали от проведения новогодних спектаклей, да еще и для процесса съемок пожертвовали своими каникулами. В итоге было принято решение снимать в павильоне. Председатель азербайджанской диаспоры, известный в нашем крае бизнесмен Аладдин Мамедов и предприниматель из Улетов Иван Кивенко, финансировали работы по созданию копии интерьера этой избы на сцене нашего театра. Именно в этом павильоне в течение четырех дней мы снимали основные сцены. Натурные же были отсняты под Атамановкой, где экстерьер как нельзя лучше соответствует 1943 году. А как вы хотели – во всем нужно видеть положительные моменты (смеется). Стоял жуткий мороз, но актеры, воодушевленные идеей создания фильма, держались стойко и были нацелены на результат.

Хорошее начало вдохновляет

На сегодняшний день перед съемочной группой стоит задача превратить отснятый пятидесятиминутный фильм в полнометражный – для этого предстоит отснять еще ряд сцен. В планах режиссера заявить фильм для участия в ряде кинофестивалей, в частности в Азиатском международном. Несомненно, успех фильма на Забайкальском международном кинофестивале – хорошее начало и добрый знак.

Что касается нынешней награды, первой и, наверняка, не последней, то она стала для Николая Гадомского приятной неожиданностью. Дело в том, что к  показу на Забайкальском международном кинофестивале в рамках конкурсной программы были допущены фильмы хронометражом либо до тридцати минут, либо больше шестидесяти. Продолжительность же киноленты «Солнцем поцелованные» составляет пятьдесят минут. Именно поэтому фильм демонстрировался вне конкурсной программы и был заявлен в номинации «Забайкальские жемчужины» наряду с документальным фильмом «Феномен Этигэлова» режиссера Елены Демидовой и кинолентой «321-я Сибирская» Солбона Лыгденова.

– Когда я услышал свое имя во время торжественной церемонии награждения, я, как говорится, чуть со стула не упал. Все-таки вне конкурса.... Хотя, наверное, все закономерно – мое давнее желание дебютировать в Забайкалье в качестве кинорежиссера, замечательно талантливые артисты нашего театра, оригинальное и самобытное произведение Елены Чубенко, ставшее основой фильма, и множество других факторов дали свой результат. Забайкальский зритель по достоинству оценил наш фильм, это я увидел в глазах тех людей, которые подходили ко мне с вопросами по окончании сеанса. Для меня лестно, что программный директор Забайкальского международного кинофестиваля, профессиональный кинокритик Мария Безенкова в разговоре со мной выразила надежду на то, что в скором времени фильм смогут посмотреть жители всей России.

Действительно, когда ты не забываешь фильм, выйдя из кинотеатра, а размышляешь над ним, анализируешь характеры и поступки героев, это означает, что съемочная группа работала не зря. И «Солнцем поцелованные» – именно тот случай. Ну а если в нашем крае будут работать такие талантливые люди в сфере искусства и проходить такие масштабные культурные мероприятия, как Забайкальский международный кинофестиваль, то и солнца здесь будет еще больше.

Екатерина СКОРОХОД

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.