Встречают по одёжке

Покажи, во что ты одет, и я скажу, кто ты. Перефразируя известное выражение, поговорим о том, как одежда становится символом национальной идентичности.  В традиционном костюме любого народа, как в наиболее массовом виде народного творчества, ярко проявляются черты национального своеобразия, вековые устои и мастерство. 

Пуховый платок – символ русскости

По мнению научного сотрудника Забайкальского краевого художественного музея Ольги Чупаловой, оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром и матрешкой, является одним из главных символов России. Помимо расписных шалей русские красавицы в зимнюю пору носили оренбургские пуховые платки. 

«Считается, что пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад. Хотя есть данные, что вязание шалей из козьего пуха коренным населением этих мест было еще до образования Оренбургской губернии. Пух оренбургских коз – самый тонкий в мире: толщина – 16-18 микрон, тогда как у ангорских коз (мохер) – 22-24 микрона. Поэтому изделия из оренбургского пуха – шали и паутинки – особенно нежные и мягкие. Кстати, они с легкостью проходят сквозь обручальное кольцо и свободно помещаются внутри скорлупы куриного яйца. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями, а также особенности питания оренбургских коз – растительность горных степей Урала – вот основные причины, почему порода этих коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный – прочнее шерсти. Самое удивительное, что они разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал», – рассказывает Ольга Александровна. 

Обувь из оленьего камуса – визитка эвенков

Высокие зимние меховые унты из оленьего камуса – предмет материальной культуры эвенков, элемент национального наряда народов Крайнего Севера. 

Прошедший в начале марта в селе Чара Каларского округа традиционный праздник эвенкийского народа «День оленевода» в очередной раз доказал, что и сегодня эта обувь – символ идентичности северных народов. 

В программе мероприятия заметным событием стала выставка унтов. «Хотите, чтобы ваши ноги не замерзали суровой забайкальской зимой? Тогда вам просто необходима эта самая тёплая и легкая обувь», – говорят эвенки.

Слово «унты» переводится с эвенкийского как «обувь» или «сапоги». В других регионах делают похожие меховые сапоги, но все же существуют различия. Например, пимы на Крайнем Севере до Урала делают легче по весу, и выдерживают они до минус 15 градусов, а кисы у хантов и манси имеют высокую подошву, и они тяжелее унтов. 

Забайкальские эвенки унты шьют из камусов – жёсткой шкуры нижней части ног животных, отличающейся особой износостойкостью. У северных оленей особая, трубчатая структура волоса, которая лучше защищает от холодного воздуха. Унты выдерживают температуру до минус 50 градусов.

В селе Чапо-Олого Каларского района живет Галина Мефодьевна Филиппова – автор национальных эвенкийских изделий. Известна она своими изделиями из кожи и меха. Во всем Каларском округе знают Галину Мефодьевну как мастера-самородка по пошиву традиционной обуви эвенков. Ее унты ручной работы – женские, мужские, детские, на любой вкус и цвет, можно встретить по краю и даже в Якутии. «Унты меня научила шить эвенкийка из Кюсть-Кемды, там цех по переработке был в то время – от копыт оленьих до рогов – всё в ход шло. И ругалась я, конечно, и не знала, как подступиться к этой шкуре. Брезговала даже подходить к ней, пахнет же. Сколько нервов потратила, а сейчас я очень ей благодарна – на кусок хлеба заработаю всегда», – вспоминает Галина Филиппова.

Конский волос – колорит бурятского народа

Изделия бурят из конского волоса не подвластны времени – этот природный материал может выдержать и жару, и холод, и отлично сохраняется годами. Из конского волоса предки современных бурят изготавливали веревки, рыболовные сети, наколенники для охоты на нерпу, чтобы подолгу стоять на четвереньках на ледяной земле, плели ковры и циновки. В советское время освоили технику изготовления гобеленов из конского волоса, а в наши дни – шьют невероятно красивую одежду. 

Мастерица Цыпелма Эрдынеевна Бабуева из Ага-Хангил Могойтуйского района создает уникальные изделия из конского волоса. В одном из интервью заметила, что источником вдохновения для нее стал великолепный занавес сцены Бурятского драматического театра имени Хоца Намсараева, изготовленный более полувека назад. Начинала мастерица с изготовления гобеленов – ковров. Следующим шагом стало изготовление костюмов. 

Жительница села Зуткулей Дарима Жалсанова продолжила семейную традицию. Рукоделием из конского волоса занимались ее мама и бабушка. Созданный мастером Театр моды «Морин эрдэни» теперь известен далеко за пределами Забайкалья. 

* * *
Народный костюм до сих пор занимает особое место. В нем сосредоточены важные черты и особенности народного сознания. Он сообщает о человеке его национальную принадлежность, внешний облик представителя этноса выступает как его метазнак. Элементы традиционной одежды выступают важным фактором этноидентификации, хранителем культуры народа.

Виктория Сивухина

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.