«Варлаам»: Путь к духовному преображению

Преподобный Варлаам Чикойский – православный подвижник, стяжавший святость, живя непосредственно в Забайкалье. Документальный фильм, показывающий удивительные факты его жития и свидетельства помощи современным людям, был снят в Забайкалье съемочной группой в составе автора сценария Ирины Михайлишиной, оператора-постановщика Сергея Миртова, звукорежиссера и режиссера монтажа Владимира Прокопьева  и оператора воздушных съемок, настоятеля Свято-Петропавловского храма г. Шилки Александра Тылькевича. В роли рассказчика выступил известный актер российского кино Андрей Мерзликин.

Фильм рассказывает о человеке, который ушел от мира, стал отшельником, монахом, основал монастырь  и сделал некогда духовную пустыню настоящим благодатным оазисом, к которому и спустя двести лет притекают сотни паломников. Мощи преподобного Варлаама сейчас находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите.

На одном дыхании

Наверное, ничего в нашей жизни не происходит случайно. Это касается и решения творческой группы энтузиастов-профессионалов снять документальный фильм о забайкальском чудотворце. Во-первых, пример преподобного Варлаама, который известен своей подвижнической жизнью и миссионерской деятельностью, по мнению создателей фильма, неизбежно будет учить добру, милосердию, мужеству, бескорыстию, бесстрашию, любви. Кроме того, его создатели надеются на то, что это поможет делу восстановления древней обители в Чикойских горах – Забайкальскому Афону. Следует отметить, что до этого уже был снят фильм и информационные телесюжеты о преподобном Варлааме. Однако, по словам автора сценария Ирины Михайлишиной, главной задачей съемочной группы было через историческую канву событий проследить духовный путь человека, достигшего святости и ставшего небесным покровителем нашего края. Почему преподобный Варлаам оказался в Забайкалье, что им руководило и какое духовное значение для нашего края имела его просветительская и миссионерская деятельность? На эти вопросы попытались ответить авторы в своем фильме. 

Расхожая фраза «Фильм смотрится на одном дыхании» слишком мелка и незначительна для передачи тех эмоций и переживаний, которые возникают при просмотре этой ленты, представленной пока на малом экране в конференц-зале Духовного училища. Это непередаваемые чувства умиротворения и духовного восторга испытали все зрители. Очень емко по поводу этого высказался настоятель Свято-Петропавловского храма г. Шилки Александр Тылькевич, один из участников съемочной группы, который наблюдал реакцию своих детей после просмотра фильма:

– Дело в том, что детская психика устроена по-другому, поэтому «зацепить» ребенка гораздо труднее, чем нас, взрослых. Ведь взрослый зритель изначально более усидчив и внимателен. Дети же более непосредственны, подвижны, поэтому их реакция на происходящее более точно отражает их переживания, – говорит он. – Так вот, я посадил всех своих детей, от мала до велика, перед экраном. Мы все, затаив дыхание, посмотрели фильм о святом Варлааме, как говорится, от начала до последнего «Аминь». Ни шороха, ни звука. Фильм закончился, пошли титры. Дети продолжают тихо сидеть... Я думаю, это лучше чем что-либо другое оценивает фильм. К слову, я уже демонстрировал детям фильмы, в съемках которых я принимал участие. Такую реакцию я наблюдал впервые. 

Действительно, лента буквально завораживает. Душевное умиротворение создает сообразность текста, изображения, музыки. В фильме нет никого и ничего случайного, все гармонично.  Возникает стойкое ощущение того, что процесс съемок был таким же легким и лишенным всяческих препятствий. Однако всякий, кто связан с этим творческим процессом, скажет вам, что такое невозможно. Однако, обо всем по порядку.

Забайкальский Афон

Забайкальский Афон – именно так называют расположенный в Чикойских горах монастырь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, основанный трудами преподобного Варлаама. Он стал основным местом съемок фильма. В обители сохранились остатки фундаментов храмов, монастырские колодцы, древний склеп, могильные плиты, мельничный жернов, поклонный крест, остатки кельи святого. Стоит отметить, что воссоздание обители, которая удалена от центра края на 700 километров и находится в двенадцати километрах от села Урлук Красночикойского района, стало возможно благодаря помощи неравнодушных людей. Была проведена большая работа по расчистке территории, создании часовни, организации молитвенной жизни там, где подвизался забайкальский чудотворец Варлаам. Помимо этого  съемки проходили в Казанском соборе г. Читы, в селе Малая Кудара (Бурятия), где житель в одиночку за 9 лет построил единственный в России храм в честь преподобного Варлаама Чикойского.

Подождать стоило

Съемки начались в 2016 году, и по задумке автора идеи фильма Александра Бирюкова – генерального директора Корпорации развития Забайкальского края, в роли ведущего должен был выступить знаменитый и уважаемый зрителем актер. Начались поиски.

Поначалу на роль рассказчика был приглашен наш земляк Александр Михайлов. Авторы надеялись, что он захочет поработать близ своих родных мест, ведь у Александра Яковлевича мать родом из Урлука.  Но у Михайлова оказалось очень много работы. Переговоры шли с  Николаем Бурляевым, Дмитрием Певцовым. Они не отказывались, но найти неделю в их плотном графике было не реально. Это сейчас, с высоты прошедшего времени, очевидно, что фильм ждал своего героя, а тогда съемочная группа находилась в состоянии напряженного поиска.

Тем временем съемки велись, и довольно успешно. К слову сказать, за этот период было отснято два крестных хода к монастырю, в том числе и памятный для всех – трагический в 2017 году. Съемочная группа трудилась порой в нелегких погодных условиях – то жара и палящее солнце, то дождь, холод и грязь. Зато съемки получились удивительные по красоте. Неповторимое ощущение полета создают аэросъемки, сделанные квадрокоптером. На нем «летали» Сергей Миртов и  протоиерей  Александр Тылькевич.

– Тяга к небу у меня с детства, – признается отец Александр. – Так что то, что я помогал осуществлять аэросъемки, – это маленькая часть несбывшейся мечты моего детства. В процессе работы моя роль определялась как работа оператора и инженера. Мы подошли к этому вопросу с полной ответственностью и включали в процесс все свои умения и смекалку. Для того чтобы лучше снять тот или иной эпизод, мы постоянно что-то изобретали, например сварили операторское кресло и прикрепили его к машине. Мне очень помогли мои знания, полученные при прохождении курсов воздушных операторов.

Действительно, кадры из фильма, отснятые с помощью аэрооборудования, просто завораживают своей красотой.

Съемочная группа была довольна результатами своей работы, однако на повестке стоял один из ключевых вопросов – подбор актера на роль рассказчика.

И тут происходит невероятное стечение обстоятельств, обусловленное конечно волей Божьей. Александр Тылькевич рассказывает:

– В тот день мы с матушкой были в московском аэропорту, ждали рейс Москва–Чита. Неожиданно ко мне подбегает какой-то человек и просит его благословить перед вылетом – он направлялся в Иркутск. Открытый взгляд, приятное лицо. Я, признаться честно, его тогда не узнал, так как телевизор мне приходится смотреть крайне редко и я недостаточно хорошо знаком с современным кинематографом. Мы поговорили какое-то время, обменялись номерами телефонов, а  когда он отошел, матушка спросила меня, откуда я знаю Мерзликина.

Во время одной из миссионерских поездок протоиерей Александр Тылькевич рассказал эту курьезную, но как потом оказалось, чудесную историю Ирине Михайлишиной. Она вспоминает:

– Отец Александр сообщил мне, что у него есть телефонный номер знаменитого актера Андрея Мерзликина. Я ухватилась за эту возможность и, не откладывая в долгий ящик, позвонила Андрею. Оказалось, что он в это время снимался в фильме об Александре Вампилове и находился на Байкале. До  Урлука – рукой подать, можно было бы управиться со съемками и переездами за четыре дня. К сожалению, у Андрея не было даже этих четырех дней. Зимой сниматься тоже было нельзя, поэтому решили, что запланируем съемки на следующий год. Андрей Ильич обещал внести «Варлаама» в свой рабочий график. Сценарий я ему отправила сразу. А ждать актера целый год мы согласились  потому, что для нас важным  было не только то, что актер имеет известность, особенно в молодежной среде, но и то, что он глубоко верующий, православный, воцерковленный человек. Для него специфическая стилистика текста, церковнославянские обороты речи не  представляли никакой сложности. Андрей Ильич сразу покорил своей простотой, мягкостью, готовностью работать. Он моментально включался в работу, сам что-то предлагал, придумывал на съемочной площадке, не гнушался даже таскать тяжеленный штатив для камеры.

Вот такое, казалось бы, случайное, стечение обстоятельств положило начало благому делу.

Клещи, петух и самодельный колокол

Съемочная группа с нетерпением ждала прилета Андрея Мерзликина в Читу для того, чтобы начать съемки.

– В нашем распоряжении было всего два дня, – вспоминает Ирина Михайлишина. – Дело в том, что съемки мы наметили на май, а Мерзликин был приглашен для участия в  Забайкальском кинофестивале, который тоже проходил в мае. Из-за съемок (раз уж все равно будет в Забайкалье) он дал согласие. Но участие в фестивале, да еще в роли ведущего на открытии, отнимало у нас целые съемочные сутки. После длительных переговоров организационный комитет фестиваля и региональное Министерство культуры помогли нам с самолетом. На дорогу до Урлука и обратно мы потратили не 24 часа, а всего четыре. Поэтому в нашем распоряжении для работы оставалось полноценных полтора дня.   Безусловно, это очень маленький срок для таких масштабных съемок, однако мы справились. Андрей прилетел утром московским рейсом. Его встречали хлебом-солью. Затем мы сразу же всей группой вылетели в Чикой. Там тоже нас ждали хлеб-соль и замечательные чикойские певуньи. Потом на машине 90 километров до Урлука. Там тоже – хлеб-соль и авторские песни! Андрей   все снимал на свой телефон. Он удивлялся необыкновенной красоте природы и самобытным нашим артистам. Нагрузка с перелетами, разницей во времени, конечно, в этот день для Андрея была тяжелой. Однако он мужественно все выдержал, и в этот же день, после небольшого отдыха, мы приступили к съемкам.  Первый день снимали в Урлуке, а на следующий отправились в сам монастырь.

То, что сразу после приезда съемочная группа оказалась под покровительством самого преподобного Варлаама, отметили все. Стояла чудесная солнечная погода, а девственная природа этих мест создавала особый настрой. Бодрое настроение омрачало лишь одно обстоятельство – в тайге в этот период года особо активны клещи, встреча с которыми не предвещала ничего хорошего. Об этом был предупрежден и Андрей Мерзликин. По словам участников группы, братия монастыря за день работы на территории снимали с себя по пять–шесть этих опасных насекомых. Благо, перед предстоящим крестным ходом часть территории была уже обработана специальными средствами. Однако в какой-то момент необходимо было произвести съемку в месте, расположенном за пределами обработанной территории. Андрей согласился и на это. После того, как работа была закончена и все вернулись в Урлук, ко всеобщему удивлению обнаружилось, что ни на одном из участников группы, включая Андрея, не обнаружилось ни одного насекомого. Отец Евстафий, настоятель монастыря, пошутил: «Преподобный Варлаам всех клещей по стойке смирно поставил!».

Несмотря на очень серьезный характер снимаемого фильма, не обошлось и без курьезных обстоятельств. По приезде оказалось, что количество участников съемочной группы возросло на одну единицу. Речь идет о местном петухе, который мирно проживал со своими хохлатками в хозяйстве отца Евстафия, пока его спокойную жизнь не вмешалась «толпа людей с какими-то железяками». Оператор съемочной группы Сергей Миртов вспоминает:

– Времени для съемок было в обрез, поэтому нам была дорога каждая минута. Все шло по намеченному плану. Снималась очередная сцена. Все готовы. Тишина. Мотор. И тут мы вместо теста Андрея слышим возмущенное «Ку-ка-ре-ку!». И это продолжалось дублей восемь–десять. Мы все, конечно же, пытались угомонить хулигана, но он упорно не хотел отдавать главную роль столичному актеру, считая себя полноправным хозяином на территории монастыря. Наконец, нам удалось его утихомирить, и съемки продолжились. Петух любезно позволил поработать нам до вечера, а затем повторилась та же самая сцена. Мы, уставшие, но довольные результатами работы, прошли на ужин под навес. Андрей обратил внимание на самодельный колокол из кислородного баллона, который располагался тут же, под навесом. Звук колокола в тишине был такой тягучий, приятный, навевал мысли о вечности, поэтому мы решили его записать, может пригодиться для фильма. Андрей вызвался тихонько ударять в колокол. Тишина…  Все замерли. Раздается задумчивое «Бом-м-м», и тут в метре от Андрея из-под куста черемухи опять внезапно заголосил петух: «Ку-ка-ре-ку!». Все грохнули хохотать.

Благая цель – дружная работа

Все без исключения участники съемочной группы сходятся во мнении, что Андрей Мерзликин как нельзя лучше подошел на эту роль. В Андрее не было не толики столичного высокомерия, надменности, присущей многим знаменитостям. Он запросто общался с местными жителями. Те же, почувствовав его открытость, взахлеб рассказывали актеру о своих житейских проблемах, и он терпеливо их слушал.

– Несмотря на то, что изначально на рассказчика планировался другой актер, все понимали, что эта роль просто создана для Андрея, – рассуждает Александр Тылькевич. – Всех нас поразила его доступность и простота в общении, его открытость и дружелюбие. Андрей – человек глубоко верующий, отец троих детей, настоящий профессионал своего дела. В беседе с ним сразу понимаешь, насколько тонка и ранима его душа. Не так давно он пережил смерть своего духовника, причем очень тяжело. Но, несмотря на все сложности, общение с Андреем доставляет истинное удовольствие. Уже после съемок мы встречались с ним несколько раз в Москве. Он всегда находил в своем плотном графике время для встреч, искренне интересовался нашими делами. 

– Удивительно, но на протяжении всего процесса съемок мы практически не расходились во мнениях, – говорит отец Александр. – Несмотря на то, что создание фильма всегда подразумевает возникновение каких-то конфликтов, трений, этого не было. Все практически без слов понимали друг друга. Каждый – мастер своего дела. Я множество раз видел купола нашего кафедрального собора с высоты, но так, как их снял Сергей Миртов  – это просто сказка.

Ирина Михайлишина уверена, что сплоченность их съемочной группы во многом повлияла на результат.

–  Бесспорно, и до начала съемок, и в процессе работы возникало множество препятствий и искушений: срывались договоренности, отменялись поездки, не хватало средств. С глубокой скорбью мы все вспоминаем момент страшной трагедии, когда после крестного хода 2017 года в автомобильной погибли и пострадали паломники, и нам пришлось отменить дальнейшие съемки и ночью выехать на место трагедии. Действительно, такое благое дело не обходится без искушений. Однако нам удалось его завершить, и мы надеемся, что фильм оценят жители не только нашего края, но и всей России. А то, что нам удалось привлечь на роль рассказчика Андрея Мерзликина, – это просто чудо. 

Еще одним чудом был послушник Михаил, который за две недели до одного из наших приездов поселился среди братии в Урлуке. Мы рассчитывали снять реконструкцию с отцом Евстафием. Это не прямая «роль» Варлаама, но просто образ человека, который напоминает о пустыннике Варлааме. Настоятелю ничего и играть-то не пришлось бы... Просто несколько проходок по полю, по лесу, по монастырю. Но отец Евстафий категорически отказался сниматься. Для нас это было серьезным ударом, получается, зря приехали за 700 километров. Но батюшка поспешил нас утешить: «Я вам сейчас человека покажу, он лучше меня все сделает!» И точно! Заходит такой невысокий, коренастый седой колоритный мужичок. Мы воспряли духом и с удовольствием, что называется «по полной программе», использовали актерский потенциал Михаила. Он не играл, а жил в кадре, был очень органичным и естественным, и что немаловажно – очень послушным! Беспрекословно выполнял все команды оператора-постановщика. Самое интересное, что буквально через месяц после съемок он уехал из монастыря в Приморский край. Вот так можно считать, что Господь послал нам актера и на образ Варлаама.  

Это не передать словами

Несмотря на довольно непростые природные и погодные условия съемок все участники сходятся во мнении, что атмосфера в этом святом месте особенная. Незримое присутствие преподобного Варлаама чувствуется буквально во всем. Это можно понять только тогда, когда сам там побываешь. Дорога идет все время в гору около двенадцати километров, из них два километра крутого подъема. На вершине горы бьет ключ, а в монастыре стоят колодцы с водой.

– При всем разнообразии технических средств, при всей красоте отснятой картинки эту атмосферу можно понять, только оказавшись в этом святом месте. Атмосфера крестного хода настолько многогранна, что это не передать словами. Когда ты с трудом поднимаешься, когда ты уже на пределе, когда к тебе приходит второе дыхание, и вот ты начинаешь спуск. И, как награда, к тебе приходит умиротворение от того, что ты побывал там. Непередаваемое ощущение! – делится впечатлениями протоиерей Александр.

О духовном преображении человека под воздействием этого святого места говорит и Людмила Камедина, доктор культурологии, профессор кафедры литературы ЗабГУ:

– Я сама родом из Нижегородской области, моя малая родина находится в тридцати километрах от того места, где родился преподобный Варлаам. Тем не менее, к Богу я пришла в Забайкалье. То, что под воздействием этого святого места происходит духовное преображение человека, – настоящее чудо. Я вспоминаю наш первый, разведывательный, крестный ход, состоявшийся в 1999 году. Тогда в Урлуке стояла археологическая экспедиция, и именно в то время священноначалие Забайкальской епархии начинало поднимать вопрос об обретении мощей преподобного Варлаама. Тогда участники археологической экспедиции, ярые атеисты и коммунисты, довольно скептически отнеслись к православным паломникам. Каково же было мое удивление спустя несколько лет, когда многих из них я наблюдала среди участников последующих крестных ходов. 

Новая жизнь для святой обители

Фильм был показан на большом экране в Чикое накануне дня памяти преподобного Варлаама. Он прошел в эфире телеканалов «Альтес» и «Союз». В скором времени его смогут увидеть зрители телеканала «Спас». Создатели фильма надеются, что зрителями фильма смогут стать жители всех уголков России, и планируют показать его на различных кинофестивалях. Авторы фильма надеются, что их лента поможет людям не только узнать о преподобном Варлааме Чикойском, но и внести свою лепту в дело восстановления древней обители в Чикойских горах – Забайкальского Афона. Съемочная группа очень благодарна всем тем, кто оказал материальную и духовную помощь в создании фильма. Во всем есть промысел Божий. И создание этого фильма – не случайность, а одна из маленьких возможностей  постичь добро, милосердие, мужество, бескорыстие, бесстрашие, любовь – все то, что нес в мир преподобный Варлаам, и поныне оберегающий нашу забайкальскую землю и всех на ней живущих.

Екатерина СКОРОХОД


Справка

Преподобный Варлаам Чикойский и Забайкальский Афон

Преподобный Варлаам Чикойский – пустынник, подвизавшийся в середине XIX века в Чикойских горах, игумен Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Преподобный Варлаам Чикойский (Надежин Василий Федотович) родился в 1774 году в селе Маресеве Нижегородской губернии в крестьянской семье. Женился по настоянию родителей, но детей у супругов не было, и они принимали на воспитание сирот.

В 1811 году Василий отправился в паломничество в Киево-Печерскую лавру, но из-за отсутствия паспорта был арестован за бродяжничество и сослан в Сибирь.

По прибытии в Иркутск он направился в Вознесенскую обитель, к мощам святителя Иннокентия. В Иркутске он пробыл недолго и уже через месяц продолжил путь за Байкал, в село Малокударинское  Урлукской волости, куда был приписан на поселение.

Здесь будущий подвижник старался приютиться под сенью храмов, чтобы беспрепятственно предаваться молитве и работать Богу. В Кяхте Господь послал ему духовником известного на всю слободу священника отца Аетия Разсохина, который и благословил Василия оставить мир ради трудов во славу Божию на поприще пустынножительства.

В 1820 году Василий пришел на склоны Чикоконского хребта и в 12 км от Урлука устроил себе келью, став отшельником. Через пять лет к нему присоединились еще девять человек. В пустыньке были построены кельи и часовня во имя Иоанна Предтечи, в которой ежедневно читались монашеское правило, Псалтирь, акафист.

По благословению архиепископа Михаила (Бурдукова) Василий  1828 году принял монашеский постриг и занялся преобразованием скита в миссионерскую обитель для обращения в Православие иноверцев.

В 1830 году Варлаам был рукоположен во иеродиакона, а затем – во иеромонаха. Расположенный среди языческого и старообрядческого населения Чикойский скит стал миссионерским центром Забайкалья.

Всего за время миссионерских трудов отцом Варлаамом было обращено в Православие до пяти тысяч душ и устроено несколько единоверческих церквей. Во многом этому способствовала его личная подвижническая жизнь, доброта, открытость, жертвенность.

В 1845 году преподобный был награжден Святейшим Синодом золотым наперсным крестом.

В 1846 году, на семьдесят первом году жизни, преподобный почил. Его тело было погребено с южной стороны алтаря придела в честь иконы «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского храма.

В 1984 году он был причислен к лику Сибирских святых.

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.