Юрий Татаренко: Артист, певец, журналист, поэт…

Несмотря на то, что родные российские просторы ему довелось исколесить вдоль и поперёк, в Чите Юрий впервые. И это обстоятельство придаёт несколько иное содержание встрече с именитым новосибирским поэтом, которая состоялась по инициативе Союза молодых литераторов Забайкальского края на площадке краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина.

Различных премий и регалий у него – как груш на дереве. Как будто ни один мало-мальски весомый творческий форум не обходился без его присутствия и заслуженной оценки литературных трудов Юрия Татаренко со стороны строгого жюри.  Однако разговор шел не столько об авторских амбициях творчески одаренного человека, сколько о его мироощущении, понимании современного течения времени.

В «большую» литературу каждый приходит своим собственным путём. Здесь нет каких-либо особых правил или укоренившихся стереотипов вопреки ожиданиям и общепринятому мнению большинства, как утверждает сам Юрий Татаренко. 

Сам Юрий в прошлом – театральный актер. Более того – с оперными «нотками», которому довелось исполнять главные партии в четырех операх  на новосибирской сцене. Более десяти лет выступал на сцене Томского областного театра драмы, ТЮЗа, играл в мюзикле… Понятное дело, что этому в полной мере способствовали как детская музыкальная школа по классу балалайки, баяна и трубы, так и дипломы театральной школы и консерватории. Именно в Томске обозначилось его литературное становление. В мае 2003 года Юрий Татаренко принял участие в областном конкурсе молодых поэтов имени Орлова и получил Гран-при, а вместе с ним и предложение издать дебютную книгу.

В разное время он был и телеведущим авторских программ, пел в церковном хоре, писал пьесы и рекламные аудиоролики, синхронно переводил с французского – сказалось углубленное изучение языка в школе № 162 в новосибирском Академгородке, где он живет и поныне. Кроме того, играл в трех театрах одновременно, режиссировал городские праздники, корпоративы, выступал в КВН. В качестве журналиста в формате фрилансера сотрудничал со множеством СМИ: как в Сибири, так и в столичных изданиях, в Москве.

Одно время увлекся бардовской песней. Начал сочинять сам. И вот уже в его музыкальной «копилке» порядка пятидесяти произведений. 

Печатался в литературных журналах и альманахах многих стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе США, Германии, Франции. 

Литературные конкурсы, на которых он удостоен различных премий, можно перечислять долго. Среди них – имени Роберта Рождественского и Саши Чёрного, другие всероссийские, белорусские, а также во французском городе Льеже.

Он автор 7 пьес, 9 книг стихов и около 500 интервью со «звёздами».

Сегодня Юрий Татаренко является собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Сибирскому федеральному округу.

К потоку своих премий относится Юрий более чем сдержанно, откровенно заявляя, что, в его видении, абсолютно «честных» премий не бывает. Ни в литературе, ни где бы то ни было еще. Субстанция эта, как он считает, весьма субъективная и зависит от ряда факторов, зачастую совершенно не зависящих от самого автора. Поэтому его отношение к наградам философское: «Раз ценят, хвалят – значит, это кому-нибудь нужно?!» – «по-маяковски» говорит Юрий Татаренко.

Другое дело, что – по его мнению – любой фестиваль помогает поэту раскрыться, расписаться, а когда и «раскрылиться». Именно в этом суть и важность поэтических турниров, духа состязательности, который царит здесь. В общении с коллегами ты напитываешься эмоциями, в разговорах, спорах, обсуждениях возникают самокритичность и, одновременно, вера в себя. 

– Поэзия на конкурсной основе, раздача дипломов и призов – это, по сути, ярмарка тщеславия, путь в самолюбование. Творчество требует тишины и понимания твоих читателей, – считает Юрий.

Но с пониманием не всегда получается так, как задумывалось изначально. «Любимая стала мамой – а ты до сих пор бездетный». Это финальные строки одного из его стихотворений. Казалось бы, смешного тут мало. Однако слушатели, столкнувшись с таким вот смысловым парадоксом, нередко начинают смеяться. Но гораздо печальнее, когда, прослушав вроде как забавные стишки, зрители даже не улыбаются. А ведь искусство предполагает интенсивный интерактив, и задача автора – добиться появления какой-либо обратной волны, встречной реакции. Важно понимать: поэты не потакают вкусам публики, не заигрывают с ней, желая понравиться и запомниться. Они делятся наболевшим, выстраданным. И плата за это – бессонные ночи, а не аплодисменты или критика.

Медленно, но всё же мы постепенно преодолеваем нигилизм в нашем обществе по отношению к литературе и книге в целом, порождённый лихими 90-ми. «Общий уровень культуры, умение владеть словом у нас в стране оставляет желать лучшего», – говорит Юрий. Но сегодня, пожалуй, очевидно, что сформировалась некая социальная потребность в поэзии, прозе, публицистике, и это вселяет надежду, что российская литература вновь на подъёме.

Но здесь, как утверждают начинающие авторы, в том числе и из Забайкалья, трудности на пути от рукописи к читателям сопряжены с отсутствием квалифицированных литературных агентов, людей, профессионально занимающихся «рождением» твоего произведения. В наше время система, скажем так, определения качества продукции и выхода ее в свет в книжных издательствах практически канула в Лету. Поэтические сборники или прозаические эссе в состоянии увидеть свет во многом благодаря счастливому случаю и личным контактам. Будем говорить прямо. Или… за счёт собственных средств. И довольно немаленьких, что резко сокращает количество претендентов на издание авторского произведения. 

Но как же все-таки складывался творческий путь Юрия Татаренко, как он пришел – в том числе – и к поэтической прозе, как принято называть достаточно сложный и редкий стиль в отечественной поэзии, именуемый верлибром? 

– Поначалу, казалось бы, ничто не указывало на то, что мне предрасположено стать поэтом. В старших классах родилось лишь одно стихотворение. Понятное дело – о любви. Первый опыт дальнейшего продолжения не получил. После двадцати в моей жизни возник театр, который дал мне истинное представление о том, что такое собственно стихи и как их нужно читать. Лермонтов, Маяковский, Цветаева… Сколько в них экспрессии, это же «половодье чувств»! Еще в театральном училище пристрастился к бесконечным капустникам, благо поводов для них было предостаточно: бенефисы, юбилеи, премьеры, выпуски курсов... Требования к текстам были жесткие, они должны были «держать» публику. Так мои навыки обретали свой собственный стиль. Поэзия может быть очень разной. Я опробовал различные поэтические формы, но меня по-прежнему тянет к сочинению каких-то ритмизованных историй, – говорит Юрий Татаренко.

У каждого автора есть свои профессиональные хитрости. Одна из них – так называемый принцип хорошего вина. Не стоит, как сейчас поступают многие, с ходу отправлять своё только что родившееся произведение на всеобщее обозрение в «Интернет». Оно должно полежать некоторое время, «настояться», «высветить» свои слабые стороны, что если и не неизбежно, то нередко бывает практически у каждого. А нарочитая небрежность способна лишь свести на нет наши труды. Требовательность к самому себе, самокритичность избавят от ошибок. И это, как считает Юрий, просто необходимо взять многим поэтам за правило.

За годы своей журналистской практики Юрию удалось взять и опубликовать в прессе более 500 интервью у различных известных персон. Как профессиональный журналист, скажу откровенно – это достойный результат! 

– Что этому способствовало? – переспрашивает Юрий. – Думается, главным образом, именно театр научил меня расширять свои возможности, раскрывать потенциал. А еще – подарил навыки актерского партнерства, импровизационное самочувствие. Когда, скажем, в процессе интервью нужно быстро оказаться с собеседником на одной волне. 

Известные люди… Нередко это искусственно навязанные обществу личности. В силу каких-то обстоятельств или корпоративных интересов. При пристальном рассмотрении – не имеющие для этого самого общества никакой ценности. В какой-то период мы отказались от широкого освещения тех, кто своим трудом, своим примером привносят в нашу жизнь что-то действительно интересное, эффективное, действенное. Ведь, в сущности, каждый человек априори уже является личностью. Но не все, в силу тех же особенностей характера, умеют продемонстрировать свои качества на публике. Настоящие таланты не требуют особого представительства, они делают своё дело тихо и качественно. И не лезут всем в глаза, как те же распиаренные на страницах желтой прессы «звезды». Их лозунг – пипл хавает!

Но как показывает практика, далеко не всегда «пипл хавает» весь тот бред, который нам преподносится как что-то исключительное. Согласен с этим и Юрий Татаренко – давно настало время перевести акцент в отечественном информационном поле на истинные ценности. На настоящих, а не искусственно созданных героев современности. Сегодня мы уже все убедились, что грош им цена, когда многие так называемые звезды с легкостью разменяли свою Родину на «зелёные фантики» с изображением американских президентов.

…Когда-нибудь в другом июле
В другом раю окликнут нас…

Это строки из одного из стихотворений Юрия Татаренко. Их можно трактовать по-разному. Но хотелось бы – применительно к вышесказанному. Россия – наша Родина. Другой у нас нет и не будет! И мы должны, просто обязаны создавать рай в державе сегодня, сейчас, а не в каком-то «другом июле». Это наша обязанность и наше право! 

Нельзя сказать, что в его творчестве – всё идеально. Да это и невозможно! Трудно требовать от кого бы то ни было сплошного потока шедевров. Ни одному поэту не под силу писать так, чтобы каждое слово осталось впечатанным в века золотыми буквами. Но раз людям нравится – вне зависимости от его многочисленных премий – значит, как вопрошал Владимир Маяковский, это кому-нибудь нужно?!

Вадим Кругляк
Фото автора

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.