У Победы нет национальности
После распада СССР с каждым годом остается все меньше факторов, когда-то связывающих бывшие союзные республики великой державы. Однако День Победы в Великой Отечественной войне во многих из них (к сожалению, не во всех) был и остается святыней и поводом вспомнить то, как в те страшные годы необходимость защиты единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как единая задача и объединила представителей более ста народов.
Председатель таджикской диаспоры города Читы Абдугаффор Рахимов рассказывает о том, какой след оставила та война в истории его семьи и почему идея единения может спасти любое государство.
Наш святой долг – помнить прошлое
Планам Гитлера о молниеносном захвате СССР суждено было рухнуть во многом потому, что многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту опасности. В рядах нашей армии наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались воины из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока. О дружбе и взаимовыручке солдат разных национальностей сложены стихи, песни. Именно эта сплоченность зачастую определяла исход крупнейших сражений, в которых наши бойцы одерживали победу.
– В годы Великой Отечественной войны на фронт было призвано более шестисот тысяч таджиков, – рассказывает Абдугаффор Рахимов. – В их числе были и мои родственники. Мой дед по матери Шероли Буриев прошел всю войну, воевал на Ленинградском фронте. По рассказам моих старших родственников, он был богатырского телосложения, и весь наш поселок называл его не иначе как богатырем. Не сомневаюсь, что только одним своим видом он наводил ужас на немцев. Дед вспоминал, что ему не однажды приходилось вступать с фашистами врукопашную. В одной из таких схваток он убил напавшего на него немца своим сапогом, взявшись за голенище. Можно себе представить, какой силищей обладал мой дед! По его рассказам, ненависть к фашистам, посягнувшим на нашу страну, была настолько велика, что во время таких схваток в ход шли не только кулаки, но и зубы. Вот уж действительно, за Родину были готовы отдать все – даже свою жизнь.
Со слезами на глазах рассказывает Абдугаффор Абдурахмонович историю деда, который в годы войны спас своего однополчанина и сам чудом остался жив.
– Дед и его товарищ попали в окружение к немцам, и надежды на спасение уже не было. Фашисты, понимая это, загнали их на маленький пятачок земли и подожгли камыши вокруг. Дедушка вспоминал, как они лежали с однополчанином, истекающим кровью, в обнимку и молились о спасении. А вокруг куражились немцы, натравливая на них собак. Только благодаря чуду оба бойца остались живы. Уже после войны дедушкин однополчанин приезжал к нам в Таджикистан, чтобы еще раз поблагодарить своего спасителя, вспомнить это страшное время и поделиться планами на будущее, рассказывает Абдугаффор Рахимов.
С теплотой в голосе мой собеседник вспоминает своего отца, Абдурахмона Рахимова, призванного на фронт семнадцатилетним юношей в 1944-м. После войны он восстанавливал разрушенные войной города СССР, а уже позже вернулся в родной Таджикистан и преподавал в школе историю, был отличником образования.
– Папа в совершенстве владел русским языком, был прекрасным оратором. За его умение владеть аудиторией и выступать с трибуны во время народных и государственных праздников отца прозвали Левитаном. Трагично и символично то, что свою смерть он встретил в Германии, поехав туда в 1977 году по местам концлагерей. По нашим традициям похоронен он, конечно же, в Таджикистане, – говорит он.
Прошел всю войну и дядя Абдугаффора Абдурахмоновича – Абдулазиз Кадверов. Ему, кстати, в этом году исполнится сто лет.
– В год 70-летия победы дядя получил награду из рук Владимира Путина за свои боевые и трудовые подвиги, – рассказывает мой собеседник.
Есть среди родственников Абдугаффора Абдурахмоновича и пропавшие на этой войне без вести.
– В здании колхоза моего родного Шахринавского района Таджикистана оформлен уголок героев, в котором собраны фотографии и биографические сведения о моих земляках, прошедших горнило войны. Там очень много славных имен, – говорит Абдугаффор Абдурахмонович. – Мы, потомки этих героев, не должны забывать их имена, и наш святой долг передавать это нашим детям и внукам. Ведь память об этой страшной войне делает нас более человечными и способна оградить нас от необдуманных поступков в наше непростое время.
Кому выгодно нас разделить?
С тревогой в голосе говорит Абдугаффор Абдурахмонович о сегодняшних временах.
– Наше поколение воспитано на идеалах равенства и братства людей разных национальностей, – рассуждает мой собеседник. – Наша юность и молодость пришлись на времена, когда мы не признавали превосходства одной нации над другой – таджик, русский, татарин... Сейчас среди людей все чаще наблюдается какая-то озлобленность, неприятие друг друга. Являясь по национальности таджиком, я без малейшей доли пафоса называю себя патриотом России. Наши братские народы на протяжении долгого времени были вместе и в горе и в радости. Почему же сейчас нас так хотят разделить? Кому это выгодно? На мой взгляд, те народы, которых когда-то объединяла великая держава – Советский Союз, должны совместными усилиями сохранять свою историю. Тогда, может быть, будет меньше попыток со стороны наших недоброжелателей ее переписать в свою пользу, очернить нас. Ведь дело доходит до абсурда – со стороны некоторых стран звучат заявления о том, что СССР сам виноват в том, что началась Великая Отечественная война, а вклад Советского Союза в Великую
Победу сводят к минимуму. Разве это не может не вызывать чувства обиды и горечи, особенно когда ты знаешь о том, сколько людей положили свои головы во имя этого?! Наши братские народы не одно десятилетие совместными усилиями поднимали разрушенную в годы войны промышленность, трудились плечо к плечу. Безусловно, времена СССР уже не вернешь, но справедливый взгляд на историю нам нужен. Посмотрите, с каким рвением защищают свою историю западные страны. Чем мы хуже? Если мы сами не будем себя уважать, то не дождемся этого и со стороны других.
Не потерять нравственный стержень
Одной из причин происходящего Абдугаффор Рахимов видит в ослаблении роли и авторитета русского языка. С тревогой в голосе он говорит:
– Я родился в государстве, в котором русский язык для многих был родным. Являясь таджиком по национальности, персидский алфавит я знаю не настолько хорошо, как русский. Помимо Таджикского государственного университета имени Ленина я окончил Московский государственный институт культуры. То, что происходит сейчас с русским языком, не может не огорчать. Повсеместно русские названия заменяются на иностранные, чуждые нашему взгляду и сознанию. Если раньше были киностудии имени Довженко, Горького, то сейчас наши фильмы создаются кинокомпаниями с иностранными названиями. В аэропорту Домодедово очень трудно сориентироваться, поскольку большинство надписей на английском языке. Даже при условии того, что он является международным языком, никто не обязан его насильно учить. Почему в России на многих объектах отсутствуют надписи на русском языке? Разве в этом выражается любовь к своему народу? У нас ведь есть богатейший и мудрый язык, древнейшая и славная история. Зачем мы порой перенимаем у других стран то, что нам совершенно не нужно? Я глубоко убежден, что сила народа в знании и почитании своей истории, языка, традиций.
Свои идейные убеждения Абдугаффор Рахимов подкрепляет и на практике, являясь членом Ассамблеи народов Забайкальского края и представляя в ней таджикскую диаспору. Он активный участник всех мероприятий, проводимых этой общественной организацией, и убежден в том, что от межнациональное согласие в том или ином регионе является одной из основ его благополучия.
– В наше непростое время, когда во многих уголках мира царит напряженная обстановка в сфере межнациональных отношений, мы как никогда должны отдавать себе отчет в этих вопросах, не допускать того, чтобы не совсем честные политики настраивали нашу молодежь на межнациональную и межконфессиональную вражду, – уверен Абдугаффор Абдурахмонович. – Могу сказать, что Забайкалье в этом отношении благополучный регион, и мы должны поддерживать и сохранять это. За многие годы совместного существования мы уже не раз доказывали, что вместе мы – сила. Недаром проект Ассамблеи Забайкальского края носит именно такое название.
Действительно, для того чтобы поработить и завоевать тот или иной народ, вовсе необязательно делать это военным способом. Для этого достаточно уничтожить его память о прошлом, и тогда это пустое место заполнится новой информацией. Информацией, нужной и важной кому-то. К деморализации общества приводит и процесс развенчания народных героев. Не раз относительно России предпринимались попытки подорвать ее многонациональное единство. Этого нельзя допустить.
Советский Союз уже не вернуть. Однако память о Великой Победе была и остается тем нравственным стержнем, который объединяет поколения, людей разных национальностей, предки которых подарили мир и свободу нам, ныне живущим.
Екатерина СКОРОХОД