Тохир Мадияров: «Я – русский узбекской национальности»

У каждого народа есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, однако для человека другой национальности эти особенности могут вызывать недоумение, поскольку не совпадают с его представлениями о жизни. Для многонационального Забайкалья вопрос мирного сосуществования представителей разных народностей актуален всегда. Поэтому неподдельный интерес вызвало выступление «россиянина узбекской национальности» Тохира Мадиярова перед участниками межрайонного Гражданского форума в Улетах.

Возможно, какие-то национальные привычки и особенности узбеков могут показаться удивительными и немного странными, но то ли рассказчик оказался интересный, то ли люди соскучились по живому общению, разговор получился открытый и эмоциональный. Тохир Аллаярович рассказал о том, как живут узбеки в Забайкалье, чем занимается возглавляемая им общественная организация – региональное отделение Союза народов Узбекистана.

Они не говорят «нет»

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию – они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя – не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Кстати, благодаря тому, что узбеки в большинстве своем законопослушные, неконфликтные, незлопамятные и доброжелательные, их юноши легко адаптируются в армии. Вопрос из зала звучал так: «Как вы относитесь к тому, что ваши парни служат в Российской Армии?». Тохир Аллаярович, не задумываясь, ответил: «Положительно».

Он также отметил, что если раньше случались стычки между представителями разных народов, то сейчас острых конфликтов не возникает. Опять же сказывается влияние Востока, где принято слушать аксакала. «В нашей диаспоре тоже есть аксакалы, которые проводят так сказать профилактическую работу», – заметил Тохир Мадияров.

К слову, многие узбеки создали в Забайкалье смешанные семьи, значит, прочно обосновались в России, так сказать, приняли оседлый образ жизни. А недавно молодые представители народа вышли с предложением создавать города-побратимы, чтобы связь с малой родиной стала ближе.

Они не жалеют времени на приветствие

Приветствие – тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане обязательно приветствуют друг друга. Более того, от всей души интересуются делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство? Отвечать следует традиционно: слава Богу, все хорошо. Между прочим, сам Тохир Аллаярович, преподаватель Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса, как бы не спешил, всегда уделит время и окажет знаки внимания всем знакомым. Это настолько светлый и открытый человек, что даже после одного короткого общения, где бы вы потом ни встретились, Тохир Аллаярович поприветствует вас как старого знакомого. Показательный случай произошел с ним в Улетах за полчаса до выступления. Увидел он молодого человека восточной внешности. Подошел, разговорились. Оказалось, юноша – сын узбека, которого Тохир Мадияров хорошо знал на родине, в Узбекистане, а ведь уже 30 лет живет в Забайкалье.

Участвующая в разговоре председатель совета ветеранов Читинского района Нелли Львовна Гаврилова заметила:

– Я часто езжу на дачу и давно заметила – наши молодые люди, как правило, уткнутся в телефоны, ничего не видят и не слышат. А парни-узбеки и сумку подхватят, и руку протянут, помогут в маршрутку сесть. Спасибо вашим мамам за воспитание у ребят почтительного отношения к старшим.

Слушатели поинтересовались, как относится Тохир Аллаярович к традициям кавказских народов на свадьбе пострелять, на площади прилюдно зарезать барана.

– Я согласен с теми, кто считает, что такое мероприятие должно проводиться подальше от людных мест. В культуре узбеков таких явлений нет. Конечно, для какого-то народа это зрелище, для кого-то неприемлемое мероприятие, – заметил он.

Мы – фанаты их плова

Плов для узбека – больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился – у тебя плов, ты женился – у тебя плов, ты умер – у тебя плов», – шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. В каждом регионе Узбекистана существует свой рецепт кулинарного шедевра. Узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Кстати, у читинцев не раз была возможность отведать настоящий узбекский плов, что они с удовольствием и делали.

– В марте мы совместно с представителями других мусульманских народов отмечали Навруз – восточный Новый год. Конечно, представили национальную кухню, показали национальную борьбу. 12 июня забайкальцы на площади имени Ленина отмечали День России, мы опять приготовили плов, организовали проведение национальной борьбы на поясах – куреш. И сделали такой вывод – национальные элементы нашей кухни и культуры вызывают неподдельный интерес у забайкальцев, – заметил выступающий.

Как связующая нить – мечеть

Недавно вокруг Читинской соборной мечети стала складываться напряженная ситуация. Жители близлежащих домов были возмущены тем, что верующие, исповедующие ислам, на их взгляд, злоупотребляют своим положением, устраивают ночные пения. «Когда мы вышли с инициативой собраться и поговорить, удалось убедить их, что это часть нашей культуры, языка и религии. Люди поняли и приняли. На Центральном рынке благодаря администрации торгового центра у нас теперь есть места, где можно совершить молитву. Более того, некоторые работодатели идут на уступки и, когда у коллег перекур, наши люди имеют право на перерыв, чтобы помолиться. Постепенно органы власти и отдельные работодатели делают шаги навстречу мигрантам. Показательный пример: администрация Читы договорилась с руководством дорожно-патрульной службы, и теперь по пятницам, когда проходит пятничный намаз, в районе мечети сотрудники ДПС выставляют экипажи, чтобы регулировать движение.

В семье – строгая иерархия

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку.

– Мы, как выходцы из бывшей союзной республики, вдали от родины стали активнее проявлять себя как народ. У нас есть свои громкие имена в культуре и искусстве, мы соблюдаем наши традиции и обычаи. Мы знаем и чтим основателя нашего языка Алишера Навои. Кстати, для своих сородичей мы создаем школу русского языка, чтобы вновь приезжающие в Россию имели возможность подтянуть знания по русскому языку.

Да, наших граждан чаще можно увидеть где-то на рынке, в торговых точках. И складывается впечатление, что мы можем только торговать. Хочу опровергнуть это мнение. Мы прекрасно танцуем. Причем лучше это делают мужчины. Хочется, чтобы не было такого отношения: азиаты приехали, практически нас ограбили, забрали наши рабочие места. Я считаю, кто хочет трудиться, всегда работу найдет. Не секрет, что многие приезжают сюда от безысходности. После развала Советского Союза республики находятся в плачевном состоянии, а семьи в большинстве многодетные, детей надо кормить, поднимать. Кстати, в школе № 32 в этом году мы создаем группу для детей из семей мигрантов, чтобы помочь им повысить успеваемость по учебным дисциплинам, которые им трудно даются в силу того, что они плохо знают русский язык. Принципиальное согласие со стороны руководства школы и Министерства образования Забайкальского края получено.

Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. При этом распадаются узбекские семьи редко – лишь 15 процентов браков (в России – больше половины).

Узбекская свадьба – грандиозное событие. Просто регистрация – нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Кстати, чтобы этого не произошло, читинские узбеки часто помогают сородичам с организацией торжества.

Они решают проблемы всем миром

Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале – махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля – это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

– В Чите узбеки тоже общаются и помогают друг другу. 18 апреля прошлого года мы как общественная организация – региональное отделение Союза народов Узбекистана – вошли в состав Ассамблеи народов Забайкальского края, потому что понимаем: чтобы позиционировать себя как национальность, необходимо кооперироваться. Я призываю людей объединяться, в первую очередь для того, чтобы сообща решать проблемы. По нашим данным, на территории края проживают свыше трех тысяч узбеков.

Бывают проблемы с Управлением федеральной миграционной службы, и наша организация выступает связующим мостиком между властью и народом. Через организацию работает консульство в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Мы оказываем материальную помощь. В Читинской соборной мечети каждую пятницу собираются пожертвования и передаются нуждающимся. Мы помогаем сородичам, когда случается беда и требуется перевезти на родину так называемый «груз 200». Это очень хлопотное и дорогое мероприятие. Но своих в беде мы не оставляем…

Побольше бы таких встреч, как в Улетах, когда человек на собственном примере раскрывает тайны целого народа, делится секретами и искренне желает мирно жить в России. От этого и мы намного терпимее и доброжелательнее начинаем относиться к людям разных национальностей.

– Малая родина для нас – Узбекистан, но благодаря России я, например, раскрылся как личность, завел семью и детей. Жена мне так и говорит: «Ты русский узбекской национальности», – замечает Тохир Мадияров.

Виктория СИВУХИНА
Фото автора

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.