Татьяна Клименко: педагог, чиновник, предприниматель

Язык не поворачивается озвучивать, какой юбилей у министра образования Забайкальского края Татьяны Клименко. Скажем так, 11 июня Татьяна Константиновна отметила два раза по 35 лет. Ученый с большой буквы, преподаватель от Бога, педагог-новатор, профессор, доктор педагогических наук, а еще общественный деятель и волонтер, она своей энергией и жизнелюбием действительно даст фору любому молодому коллеге, за какие бы дела ни бралась. Ее многочисленные воспитанники сравнивают Татьяну Константиновну со звездой, которая зажигает в будущих учителях веру в счастье, добро и справедливость, стремление к знаниям и желание делиться этим с другими.

Татьяна Константиновна Клименко – коренная забайкалка. Родилась в многодетной казачьей семье Стрельниковых в селе Бырка Приаргунского района. «Мои деды в 11 поколениях были казаками. Известно, что в 1664 году в Забайкалье из Томска пришел отряд казаков-первопроходцев, в котором был Василий Лабердин, он и дал основу нашего рода. Они встали в караул на Аргуни (Цурухайтуйский караул) и подобрали место для будущего поселения, дав ему название Бырка. Я хорошо помню своего деда Нила Семеновича Стрельникова, который в составе Аргунской сотни казаков участвовал в Первой мировой войне, попал под газовую атаку немцев и потом всю жизнь болел. Я помню георгиевские кресты, которые висели под зеркалом в доме, его друзей, которые всегда отличались выправкой. Это были высокие красавцы, и любовь к лошадям пронесли через всю жизнь, даже помню кличку коня деда – Игренька, на котором нас, внуков, учили ездить», – вспоминает Татьяна Константиновна. 

В годы ее юности многие выпускники школы грезили юриспруденцией. Вот и она, выпускница Приаргунской средней школы, поехала в Иркутск поступать на юридический факультет. Но предпочтение отдавали юношам. Вернувшись домой, Татьяна Стрельникова стала работать старшей пионервожатой в своей родной школе. «С детства я была предводителем деревенских ребятишек на нашей улице, придумывала игры и соревнования. В старших классах я была отрядной вожатой. После событий на острове Даманском большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. Приходилось организовывать занятия в кружке юных друзей пограничников, мы ходили на заставы, ребята участвовали в нарядах на границе», – рассказывает юбиляр, замечая, что эта деятельность так ее увлекла, что даже мысли не было вновь ехать поступать учиться. Настояли родители, простые труженики, они понимали, что дочь обязана получить образование. «Летом после победы на областной игре «Зарница» мои воспитанники поехали отдыхать в лагерь «Орленок», а я – поступать в педагогический институт в Читу».

Идеи, которые пропагандировало пионерское движение, Татьяна Константиновна пронесла через всю жизнь. В 2002 году она станет одним из организаторов в крае детской общественной организации «Республика юных забайкальцев». А еще через год при непосредственном участии Татьяны Клименко будет создан Читинский детско-юношеский центр «Искра». «Для возраста старших подростков и ранней юности жизненно необходимы общение, продуктивная деятельность и авторитет в группе сверстников», – убеждена педагог и сегодня, поэтому полностью поддерживает современное направление «Российское движение первых». «Я думаю, такая платформа будет интересна современным школьникам, предполагается много интересных проектов. Более того, она нужна, поскольку для подростков обязательно должно быть то, что будет их скреплять, им нужен авторитет, особенно нравственный». 

…В какой бы коллектив ни попадала волею судьбы Татьяна Клименко, она всегда на своем месте, всюду ей интересно и плодотворно живется и работается. С 1971 по 1975 годы Татьяна Стрельникова – студентка исторического факультета ЧГПИ. Годы учебы стали яркими и незабываемыми.  Студентка становится депутатом городского совета Читы, в комитете комсомола института отвечает за работу макаренковских отрядов, работает с трудными детьми, вожатыми в школе, в лагерях. В 1974 году Татьяна Стрельникова делегирована вузом на торжественное открытие читинского Дворца пионеров, а затем принимала участие во всех делах этого замечательного детского учреждения, была организатором слётов, соревнований, фестивалей и кружков. Она пробует свои силы в журналистике и сотрудничает с вузовской газетой «Учитель». 

Однокурсница Татьяны Константиновны, доктор философских наук, профессор Надежда Дмитриевна Субботина позже вспоминала: «С самого начала учебы она стала лидером на нашем курсе. Она относится к тому редкому типу людей, которые обладают харизмой. Каждому на нашем курсе хотелось, да и сейчас хочется, поделиться с ней радостью, а если случится неприятность или горе – то «поплакаться в жилетку». 

А каждое лето студентка проводила в археологических экспедициях под руководством Игоря Ивановича Кириллова. «Со школы любила историю, с интересом относилась к археологии. Молодой учёный Игорь Иванович Кириллов сплотил вокруг себя группу студентов, и мы каждое студенческое лето участвовали в полевых исследованиях. Выезжали на Ингоду, Онон, Шилку, Хилок и Чикой», – вспоминает юбиляр. 

Получив диплом учителя истории и распределение в село Средняя Борзя Калганского района, Татьяна искренне собиралась работать в сельской школе. «И преподаватели на кафедре, и родные отговаривали. Главный аргумент –  это такое захолустье, куда хлеб привозят раз в неделю. Но я твердо верила, что всё в жизни можно изменить в лучшую сторону, было бы желание. Ведь можно организовать и открыть собственную пекарню», – замечает Татьяна Константиновна. 

Кажется, для нее нет ничего невозможного. Взять хотя бы лицей при ЗабГУ, который завкафедрой Клименко открыла в 1993 году, потому что школьная система образования ее не устраивала. В 1975 году в Среднюю Борзю выпускница вуза, к счастью, не уехала, осталась работать на кафедре педагогики, а параллельно она вела историю в читинской школе №9. «Мои дети там же учились. Я видела, что школьная система пробуксовывает, и предложила коллегам-преподавателям, тоже имеющим детей-школьников, создать свою школу. И мы создали многопрофильный лицей. Я пригласила в лицей группу преподавателей, которые были методистами по разным предметам и просто хорошими учителями. И сразу появилось качество. Использовались самые современные методики, учебники и программы. Внедрила рейтинг ученика – некий средний балл, который ребенок получает за месяц. За низкий балл грозит отчисление. На каждом собрании убеждала мам и пап, что современные дети не должны уповать на опыт, накопленный родителями. Они – люди будущего, а чтобы жизнь получилась, 
родители должны следить за динамикой ребенка. Результаты не заставили себя ждать». 

Удивительно, но Татьяна Константиновна, планомерно строя карьеру, состоялась и как жена, и как мама. В 1976 году она вышла замуж за старшекурсника спортивного факультета, бывшего на год старше молодого преподавателя, Александра Анатольевича Клименко. В тот же год у них родилась старшая дочь Екатерина. Через год – вторая дочка … В декретном отпуске молодая мама находилась чуть больше полугода, потом – снова на работу. 

Имея двух маленьких детей, молодой ученый в 1983 году поступила на очное отделение и работала над кандидатской диссертацией в аспирантуре Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Успешно защитив в 1986 году диссертацию, вернулась в родной вуз. Хотя ее настойчиво приглашали остаться жить и работать в Москве. «Осталась в Чите, во многом потому, что тут жили пожилые родители. Специально, чтобы помочь мне, они оставили дом в Приаргунске и переехали в областной центр», – свою безграничную любовь и трепетное отношение к родителям она пронесла через всю жизнь. Сегодня, сама давно мама и бабушка, она с дрожью в голосе замечает, что именно благодаря жертве родителей она сумела реализовать себя… 

В 1988 году ей доверили возглавить кафедру педагогики и психологии ЧГПИ. Татьяне Константиновне в то время было всего лишь 35 лет, но она была уже во всех отношениях состоявшимся человеком и опытным педагогом, видящим основные направления развития этой непростой науки.

В трудные 90-е годы Татьяна Клименко активно участвовала в разработке многоуровневой системы образования в институте и преобразования его в Забайкальский государственный педагогический университет. Благодаря её настойчивости в вузе появились новые специальности – психология и специальная психология.

В 1996 году Татьяна Константиновна была назначена деканом вновь созданного на базе новых специальностей социально-психологического факультета ЗабГПУ.  И параллельно озадачила себя вопросом: а не останутся ли его выпускники без работы?! Так в Забайкалье появляются новаторские для своего времени психолого-педагогические центры «Дар» и «Семья». 

Не прекращая преподавательскую деятельность и научную работу, Татьяна Клименко становится чиновником. С 2001 по 2008 годы она председатель и заместитель председателя Комитета образования, науки и молодежной политики Читинской области. При ее непосредственном участии в регионе продолжают появляться инновационные учреждения – центр интернет-образования и центр оценки качества образования, кадетская школа и другие.

В 2002 году Татьяна Клименко создает уникальную летнюю Школу молодых ученых, педагогов-исследователей и специалистов по молодежной политике. Ее ученики каждый раз отмечали, что благодаря такой форме работы «начинаешь понимать, что наука – это не что-то скучное, а удивительное и захватывающее, именно за ней скрывается ключ к тайнам нашей Вселенной». В работе школы принимали участие известные ученые Сибири и московских вузов, через школу прошли более тысячи молодых специалистов, становясь директорами и завучами школ и просто интересными учителями и преподавателями. Оптимизм, неиссякаемая энергия Татьяны Константиновны всегда служат примером научного поиска и жизнелюбия. Лейтмотив её встреч с педагогами звучит так: «Учитель – непосредственный творец образовательного процесса, создатель учебных и воспитательных ситуаций, через которые проходит ученик в школе». 16 лет она руководила Школой молодых педагогов и сейчас сожалеет, что это движение позднее было преобразовано, утратив первоначальный дух. 

В 2004 году Татьяна Клименко становится председателем диссертационного совета по защите кандидатских, а с 2007 года – докторских диссертаций. Диссертационный совет рассмотрел за годы работы более 200 диссертаций молодых ученых из разных сибирских и дальневосточных городов. Под её руководством подготовлены и защищены около 50 кандидатских диссертаций и четыре докторских. К сожалению, сейчас молодые ученые вынуждены выезжать в соседние регионы, чтобы защититься. 

На протяжении всей трудовой деятельности Татьяна Константиновна находит время и силы и на общественную работу. В 2003 году совместно с коллегами по комитету образования, науки и молодежной политики она выступает инициатором создания Попечительского совета в образовании. Привлекая спонсоров и неравнодушных граждан, попечители помогали детским домам и выпускникам-детдомовцам, укрепляли материально-техническую базу общеобразовательных школ, дали дорогу многим талантливым ребятам. 

Трижды она избиралась членом Общественной палаты Забайкальского края. В 2014 году коллеги избрали Клименко представителем в Общественную палату России, где Татьяна Константиновна состояла в комитете по развитию науки и образования. Многих пугает прямолинейность этого человека, но она никогда не боится говорить правду. Несомненный ораторский талант, близость к слушателю, умение говорить от себя – притягивают к ней. Невозможно остаться равнодушным, каждое слово пропускаешь сквозь себя и чувствуешь его правильность.

При этом Татьяна Константиновна не только учит, но и учится, сохраняя все годы тягу к «учительскому ученичеству». Кстати, на последней Школе молодых педагогов она сама была учеником и прослушала курс по предпринимательству. Лекции читал философ из Томска. «Я почувствовала, что я – предприниматель! Раньше я считала, что этот термин относится к людям, которые что-то продают и этим зарабатывают деньги. На этом тренинге я поняла, что предприниматель – это человек, который рождает что-то новое, а я всю свою жизнь пытаюсь рождать это новое, и чаще всего у меня это получается…» 

***
Валерий Павлович Горлачев, доктор педагогических наук, профессор кафедры экологии:

«Татьяна Клименко – уникальная личность, соединившая в себе талант истинного педагога, широту и кругозор крупного научного деятеля, целеустремленность управленца, нацеленного на решение крупных педагогических задач региона».

***
Марина Лига (доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы, декан социологического факультета):
«С Татьяной Константиновной мы в 1971 году поступили на первый курс исторического факультета Читинского педагогического института им. Н.Г. Чернышевского. Уже в студенческие годы Татьяна Константиновна притягивала к себе людей своей заботой, стремлением помочь, поддержать. Она всегда была очень внимательна по отношению к своим сокурсникам. Выделялась своей целеустремленностью, добросовестностью, умением отстаивать свою точку зрения, общаться с людьми, делиться своими идеями. Она - лидер, причем лидер с новыми идеями, мыслями, она современный ученый, имеющий свою педагогическую концепцию, сочетающую теорию и практику. Это человек увлеченный своим делом, для которого наука – это призвание и профессия».

***
Антонина Викторовна Рогова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ЗабГУ:
«Она все педагогические проблемы видит в поле разнообразных связей и зависимостей, что позволяет говорить о системности и глубине ее мышления. Особый талант ее проявился в руководстве Диссертационным советом по защите кандидатских и докторских диссертаций. Здесь потребовались не только глубочайшие научные знания современных актуальных проблем, видение перспективных направлений развития науки, но и умение устанавливать связи с ведущими вузами России, быть требовательным и деликатным, принципиальным и чутким к защищающимся, талант увидеть новизну и нестандартность поступивших к защите работ, способность оказать необходимую поддержку, отстоять продуктивные идеи или отвергнуть ложные позиции».

***
Нина Васильевна Гуськова, ветеран педагогического труда и комсомола:
«У Татьяны Клименко удивительная способность слушать и слышать. Полноценное общение возможно только при готовности к сопереживанию. Это замечательное качество реализуется у нее сполна. Нет формализма в общении с людьми, она все пропускает через себя, по-другому не может. Этим иногда излишне пользуются люди, перекладывая свои проблемы. Как-то я сказала ей, что надо бережнее относиться к себе, здоровье не безгранично. Но получила в ответ – в этом мое предназначение, помогать людям, иначе я не могу! Я часто ездила с Татьяной Константиновной в командировки в районы, проблем было много. Встречи с главами районов и с педагогическими коллективами были обязательными. И учителя при всех трудностях уходили с этих встреч одухотворенными, заряженными. Поднимать людей на ответственную, творческую работу – это ее дар, чему способствуют глубокие знания и постоянная работа над собой. При всей ее занятости, она доступна, открыта и душевно щедра. Она общается с крупными учеными, выдающимися общественными деятелями, но при этом остается самой собой, без равнения на авторитет».

Виктория Сивухина
Фото из личного архива Татьяны Клименко

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.