Спортзал в селе – хорошо, но городские школы тоже нуждаются…

Часть выступлений касалась узких проблем спортивной сферы, и эти доклады нашли отражение на страницах газеты «Чита спортивная». В то же время выступающие коснулись проблем, затрагивающих всех без исключения забайкальцев, точнее тех, у кого в семье подрастают дети. Речь идет о физическом воспитании школьников, а значит, о здоровье будущих поколений, о проблемах, с которыми сталкиваются спортивно одаренные ребята, когда не имеют возможности развиваться в спорте дальше и получать желанную профессию…

1087 образовательных организаций разного уровня реализуют в Забайкальском крае занятия по физическому воспитанию. Это те самые уроки физкультуры в детском саду, школе, ссузе и вузе. То есть, каждый ребенок независимо от особенностей развития имеет возможность заниматься спортом. Развита сеть организаций дополнительного образования, где несовершеннолетние также могут заниматься спортом. При этом достаточно много проблем испытывает образовательная система, так или иначе связанная со спортом, находящаяся в ведении министерства образования и науки Забайкальского края. О том, какие это проблемы, и как их можно решить, участникам заседания рассказала заместитель министра образования и науки региона Наталья Шибанова.

- Мы работаем в границах федеральных стандартов, которые жестко регламентируют содержание образовательных программ, поэтому просто по инициативе какой-то спортивной федерации включить занятия по какому-то новому виду спорта в программу курса нельзя, - заметила Наталья Шибанова, при этом подчеркнула, что регион в последние годы и так включал в образовательные программы и собственные инициативы, и предложения президента страны. - В частности, это касается введения шахмат, самбо. Практика эта позитивна. На протяжении пяти лет мы наблюдаем за детьми, которые занимаются в шахматных кружках, и видим значительные успехи у них по математике и физике.

По требованиям федерального стандарта на каждого ученика должно приходиться не менее 10 часов в неделю внеурочной занятости, в том числе за пределами школы. Сегодня 48 процентов обучающихся занимаются спортом.

Не согласна замминистра с критикой, прозвучавшей в докладе представителя общественной палаты, касающейся дополнительного образования школьников:

- Нельзя обывательскими фразами говорить: «Ничего нет, ничего не делается». Результатом 2020 года стало создание автоматизированной информационной системы «Навигатор дополнительного образования». Она позволяет фиксировать все образовательные организации допобразования. Сегодня в регионе 1124  организации имеют лицензии на дополнительное образование детей, реализуют 5500 программ, в том числе физкультурно-спортивной направленности. В «Навигаторе» зарегистрированы более 130 тысяч детей. Замечу, дополнительное образование у нас бесплатное, но в определенных границах. Однако есть категория родителей, которые хотят отдать ребенка в «элитные» виды спорта, но это дорогостоящие направления и бюджетных вложений здесь нет.

Наталья Михайловна заметила, что с 2014 по 2020 годы 107 сельских школ в Забайкалье получили отремонтированные по федеральным программам спортивные залы, появилось семь плоскостных сооружений и 29 новых школьных спортивных клубов. В настоящее время 95 школ в регионе в качестве спортзалов используют приспособленные помещения, не соответствующие по площади и условиям. «Мы планировали ежегодно ремонтировать спортзалы в 36 школах. Но с 2021 по 2023 годы мы видим снижение объемов финансирования. По факту в этом году мы отремонтируем десять спортзалов. В следующем году – семь, в 2023 – девять. Безусловно, нам этого недостаточно. У нас 88 сельских школ стоят в листе ожидания на ремонт, федеральных денег нам, конечно, не хватит. На прошлой неделе губернатором края было подписано и направлено в адрес министра просвещения Сергея Кравцова письмо, в котором мы обосновали наши потребности. Мы просим увеличить Забайкальскому краю лимиты на ремонт школьных спортивных залов в сельской местности, считаем, что программу нужно
продолжать до 2030 года и расширять ее на городскую местность. Кроме того, мы просим завести новое мероприятие -  строительство пришкольных спортивных объектов – спортзалов, бассейнов, площадок. Судите сами, 107 школьных сельских спортзалов отремонтированы, но за ними стоят всего 20 тысяч детей. При этом только город Чита – это 52 школы и более 40 тысяч детей. Да, мы развиваем сельские территории, это правильно, но вместе с тем мы забываем, что основной контингент детей живет в городе».

О использовании инфраструктуры на селе, по поводу которой участники заседания неоднократно подчеркивали, что она простаивает, Наталья Шибанова заметила: «У нас отработан порядок использования спортивной школьной инфраструктуры для организации физкультуры и спорта в поселении. Когда мы ремонтируем спортзал, мы требуем от главы поселения график использования этого объекта круглосуточно, в том числе для взрослого населения. Если есть информация, что после семи часов вечера зал закрыт, это проблема главы села. Он должен взаимодействовать с директором школы. Мы не можем регулировать эти процессы на уровне каждого поселения».

Самой большой проблемой, по мнению замминистра, является отсутствие дополнительного финансирования на сопровождение спортивных мероприятий. «Ежегодно в региональный минфин мы подаем заявку, где показываем нашу потребность в 15 миллионов рублей только на выезды детей за пределы региона на соревнования. По факту нам выделяется 12 миллионов рублей на все мероприятия, на все направления деятельности, в том числе, на спортивные, и на выезды на соревнования».

«Физра» или «физическая культура»?!

 

Как справедливо заметили участники заседания, от того, как учитель физкультуры или тренер любит свое дело, с каким удовольствием он ходит на работу, зависит, будет ли ученик впоследствии любить такой предмет как «физическая культура». К сожалению, до сих пор для многих школьников это ненавистная «физра». Почему так происходит?

О необходимости мотивации тренеров-преподавателей говорил участникам заседания Сенатор РФ от Забайкальского края Сергей Михайлов. Он подчеркнул, что тренеры-преподаватели должны получать преференции аналогичные тем, что получают учителя в сельской местности, но признал, что самостоятельно регионы не смогут обеспечить дополнительное финансирование для поддержки данной категории.

- Необходимо сверить данные по всем работающим в Забайкальском крае тренерам-преподавателям, разобрать все нюансы, чтобы никого не пропустить. Нужно синхронизировать действия региональных министерств спорта и образования, Общественной палаты и муниципалитетов. Важно, чтобы тренер-преподаватель начал получать те преференции, которые существуют для учителей, в частности, в сельской местности, так как многие ДЮСШ находятся именно в селах. Сейчас тренеры не получают подобных преференций», - сказал Сергей Михайлов.

По его мнению, вопрос стоит рассмотреть на площадке профильного Комитета краевого Заксобрания. Все замечания и предложения следует подготовить до принятия Госдумой законопроекта о внесении изменений в ФЗ о физической культуре и спорте и об образовании во втором чтении. Сенатор выразил готовность помочь региону в данном вопросе.

Виталий Геберт, декан факультета физической культуры и спорта ЗабГУ, обозначил другую проблему. Он рассказал, что, если ситуация не изменится, то получать преференции, озвученные Сергеем Михайловым, будет просто некому.

- Одна из главных проблем, с которой мы столкнулись, это недостаточное количество бюджетных мест, выделяемых по направлениям подготовки. По направлению «физическая культура», то есть как раз спортивная тренировка, бюджетные места выделяются год через год. А конкурс большой – по три-четыре человека на место, желающих много. В 2021 году на данное направление вообще бюджетных мест не выделено. Набор на платное обучение невозможен, так как в год составляет около 170 тысяч рублей. Эти цены устанавливает федеральное министерство, мы на них повлиять не можем. Хочется, чтобы региональные министерство образования, министерство физической культуры и спорта каким-то образом помогли нам в решении данной проблемы. Я предлагаю долевое финансирование обучения студентов на платной основе совместно с родителями. В нашем университете такой опыт есть на горном, энергетическом факультетах. Профильные учреждения совместно с родителями оплачивают обучение, потом студенты в обязательном порядке идут к ним работать. Раньше это назыв
алось целевое обучение, и было достаточным эффективным.

По итогам заседания члены Общественной палаты договорились включить в резолюцию следующий пункт: «рекомендовать министерству просвещения Российской Федерации поддержать ходатайство краевых министерства физической культуры и спорта и министерства образования и науки о выделении бюджетных мест для тренеров-преподавателей».

Материалы подготовила Виктория Сивухина

 

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.