Согласие или напряженность

Материалов, относимых к этническому пространству, в российских, а тем более в региональных СМИ не так много. Чаще такие материалы имеют отношение к этническим аспектам современной общественной жизни, а именно: донесение до этнических слоев населения, например, информации по межэтническим фестивалям, ярмаркам, а также материалы о национальных праздниках и национальных достижениях в зависимости от местности, условий природы и погоды, других особенностей региона.

Однако в последнее десятилетие этническое пространство в журналистике разрастается. И это далеко не всегда оправдано информационной целью. Тем самым поднимается вопрос: всегда ли нужно подчеркивать этническую принадлежность героев и персонажей публикаций в СМИ и не приведет ли это к нежелательным последствиям? Ведь журналисты и другие авторы должны, скорее, делать акцент не на этнических различиях, а на человеческих и гражданских ценностях. Показывая этническое разнообразие мира, важно толерантно воспринимать другие культуры, обсуждать в СМИ общие для всех людей качества, а не приписывать их этносам.

Понятие «толерантность» активно используется в последние годы журналистами, политиками, учеными во всем мире. Оно предполагает признание людьми того факта, что наш мир многомерен и многообразен, что в нем в разных странах живут представители разных рас, конфессий и национальностей (или этносов) с разными национальными или этническими культурами, нормами поведения, со своими ценностями и привычками.

Поскольку СМИ прямо влияют на формирование массовых представлений людей, в том числе и в области межэтнических отношений, от их гражданской позиции и ответственности в большой мере зависит, будет ли в стране и ее регионах межнациональный мир или будет поддерживаться межнациональная напряженность, разжигаться межнациональная рознь.

Этническая информация в СМИ – это прежде всего упоминания в публикациях о народах и странах, о национальных или этнических обычаях и ценностях. Это, конечно, и безграничное поле этнической политики и межэтнического взаимодействия; это и информация об этнической экономике, о спорте и медицине, педагогике и других сферах общественной жизни. Но, кроме того, этничность в СМИ – это еще и очень трудноуловимые явления, связанные с этнической психологией людей – чувствами, эмоциями, представлениями. Но она может выполнять и крайне отрицательную функцию, возбуждая неприязнь, подчеркивая различия, привязывая к этносу определенные негативные черты и пробуждая чувство опасности, грозящее со стороны той или иной этнической группы.

Конфликтная этническая информация:

Существует много способов и технологий, с помощью которых можно повлиять на необходимое коммуникатору восприятие текста, внушить читателю, слушателю, зрителю не только позитивную, но и негативную мысль, идею и с помощью разных журналистских приемов убедить его в этом.

Например цитата: «Мы – великая нация. Мы дали миру великих художников, писателей, артистов! Давайте не забывать о своем величии!». Или еще: «Наши спортсмены – самые сильные в мире». Очевидно, что с помощью подобных идей, систематически и в разных контекстах повторяемых в массовой печати, можно формировать национальную гордость, национальное достоинство огромной массы людей. Но в этом может быть и определенная опасность – людям внушаются идеи об их «этнической особенности», поощряются в массовом сознании и связываются именно с этничностью мифы об их этноэкономических и прочих достижениях. В то же время позитивные мифы и идеи в отношении других народов очень редко встречаются в современной отечественной журналистике.

Еще одно высказывание журналиста: «Нас не уважают другие народы, потому что мы сами позволяем им вести себя так. Мы не должны терпеть это! Мы должны защитить свою национальную честь и достоинство!» В данном явно конфликтном газетном высказывании авторы публикации намеренно возбуждают национальные чувства и обиды людей, на этнической основе мобилизуют к защите того, что считают «национальной честью».

Чаще через СМИ читатели узнают о существовании разных этнических сообществ. Обращаю внимание, что «этнически другие» могут быть представлены в СМИ неодинаково: их можно представить как соседей или партнеров, с которыми можно найти точки соприкосновения, а можно представить как опасных конкурентов или врагов. Иногда всего лишь одна публикация может сразу же вызвать нарастание напряженности и враждебности между проживающими вместе представителями разных этнических групп. Особенно это заметно в публикациях, связанных с межэтническими конфликтами. И тут важно держать толерантную черту, с тем, чтобы материал, выходящий в СМИ, был информативным, без эмоциональной окраски написавшего его журналиста.

Как СМИ должны освещать межнациональную и межконфессиональную тематику:

Прежде всего необходимо учитывать федеральное и региональное законодательства территории распространения материалов в СМИ.

Это:
Конституция России
 п 2 ст. 19 гласит: ...Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности...»;
 п 2 ст. 29 гласит: «...Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства...».

Закон РФ «О средствах массовой информации»
 ст. 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. «...Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний . . . для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих ... культ насилия и жестокости...»;
ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
 п. 3 ст. 1. «...экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы...».

ГК РФ
 ст. 152 Защита чести, достоинства и деловой репутации.
«... Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом...»

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
 Преамбула: «...признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства...».

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ЕТ5 № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.)
(с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями.
 ст. 14 Запрещение дискриминации. «...Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам...».

Ответственность

КоАП РФ
 ст. 20.3.1 КоАП РФ. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»:
 административный штраф на граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток;
 на юридических лиц – от 250 тысяч до 500 тысяч рублей.

УК РФ
 ст. 282 УК РФ. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года:
 штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет,
 либо принудительные работы на срок от 1 года до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок от 2 до 5 лет.

Основные формы этнической информации в СМИ

Это статьи о событиях в жизни народов-этносов, об их культуре, экономике, политике. В каждом из подобных сообщений непременно присутствуют один или несколько маркеров этничности (например, упоминается этноним, религия, название региона, страны и т.д.).

ПРИМЕРЫ как можно:
 «татарские школьники начали учить свою историю по новым учебникам»;
 «тувинские шаманы участвуют в политической жизни своей республики»;
 русское поле;
 швейцарские часы;
 немецкая точность;
 французские духи и др.

ПРИМЕРЫ как нельзя:
 «Полный абхаз для Грузии!»;
 «Из негра сделали мясной рулет»;
 «Под угрозой увольнения украинка выбросила ребенка в мусорный бак»;
 «Китайские коммерсанты рыли землю перед налоговыми полицейскими»;
 «Итальянские туфли шили в Москве из китайских материалов армяне»;
 «Минфин – хуже татарина» и др.

Каждое из этих выражений неправильно как по форме, так и по смыслу, и их употребление, вызывающее недовольство представителей разных групп людей. Нередко и само употребление таких словосочетаний является неуместным, необязательным и даже провокационным.

Кроме того, часто журналистами используются стереотипы, которые тоже недопустимы. Они связаны чаще с особенностью внешности, поведения, с психологическими характеристиками и другими особенностями жизни, истории, обычаев.

Иллюстрации

Иллюстрации: рисунки, фотографии, карикатуры с этнической тематикой, которые тоже могут обидеть и оскорбить национальные чувства читателей. Особый эффект производят карикатуры, которые представители этнических групп иногда воспринимают как оскорбительные для себя.

Например, массовые волнения в Иране, когда в одной из центральных газет страны была помещена карикатура, изображающая мальчика, пытающегося заговорить на языке фарси с тараканом. Таракан, ничего не понимая, спрашивает на азербайджанском: «Что?». Это возмутило этнических азербайджанцев, которые составляют примерно 24% населения Ирана. Волнения привели к тому, что полиция была вынуждена применить слезоточивый газ, чтобы разогнать протесты этнических азербайджанцев у правительственных зданий в Тебризе.

«Карикатурный скандал», доставивший много неприятностей журналистам и политикам как в Европе, так и в азиатских мусульманских странах (карикатура в прессе на пророка Мухаммеда) от французского издания «Шарли Эбдо».

Российские СМИ иллюстрируют материал в форме карикатур или коллажей, где утрируются особенности внешнего облика, элементы одежды, некоторые обычаи, обыгрываются поговорки и цитаты из песен.

Межэтнические образы в рекламе

Реклама – еще одно обширное поле, где используются образы, высказывания, подделывается национальный акцент, в основе чаще закладываются расовые стереотипы. Расовые стереотипы в рекламе не всегда негативны, но считаются вредными, поскольку повторение стереотипа делает их естественными и заставляет его казаться «нормальным».

Как таковые стереотипы по определению не несут отрицательные или положительные ценности. Расовые стереотипы могут быть положительными в случаях, когда нацелены на определенные демографические группы. Однако это также может быть воспринято негативно в тех случаях, когда стереотипы начинают вызывать оскорбление.

Несколько секунд рекламного времени достаточно, чтобы умалить честь и достоинство той или иной этнической группы. Для усиления рекламного эффекта продвижения товара или услуги на рынке рекламопроизводители, не задумываясь о последствиях, придают товару национальные свойства. Часто это получается некорректно.

По сути, стереотипы в рекламе – это использование карикатур, основанных на истине или восприятии, чтобы изобразить идею за короткий промежуток времени. С помощью этих карикатур на мгновение отпадает необходимость в тридцатисекундной рекламе, включения предыстории поставленной цели, поскольку аудитория заполняет пробелы, основываясь на предвзятых представлениях. Это облегчает взаимоотношения между аудиторией и рекламой, в которой аудитория может понять упрощенную ситуацию практически без информации и, таким образом, принимать решения о покупке, однако эта же ситуация может нанести ущерб затронутым группам.

То есть социальные стереотипы, которые нас окружают, еще больше формируют нашу самоидентификацию и, следовательно, влияют на решения, которые мы принимаем. Оба эти результата наносят ущерб как рекламодателю, так и зрителю и могут рассматриваться как неэтичная реклама.

Подготовил
Александр ЮЛИН

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.