«Шана това у метука!» – Доброго вам и сладкого года!
Любой праздник в разных странах мира отмечается по-особенному. Существуют, конечно же, какие-то общие представления о некоем торжестве, но зачастую главные традиции того или иного мероприятия зависят от устоев определённого народа. Например, то, как евреи отмечают привычный для русских Новый год, нечто совершенно невообразимое и нетипичное. Чтобы понять, чем особенен этот праздник, мы решили сходить в гости к «главному» еврею Читы – председателю еврейской общины Борису Еремину.
Согласно Библии
Еврейский Новый год Рош ха-Шана по еврейскому календарю считается днем сотворения мира. В 2018 году праздник наступит 9-есентября и продлится два дня. Для евреев в текущем году наступает 5779 год. Надо сказать, у них четыре Новых года, Рош ха-Шана – самый главный из них. Первый месяц Нового года называется Тишрей по иудейскому лунно-солнечному календарю.
– Еврейский Новый год в 2018 году согласно многовековой традиции иудеев наступит в ночь на 9-е и будет отмечаться по 11 сентября по григорианскому календарю. По еврейскому календарю – это 1 и 2 тишрея. Рош ха-Шана – праздник в честь сотворения Адама. Великим Рош ха-Шана считают потому, что в этот день, как проповедует иудаизм, был сотворен Адам, первый сын человечества. От его рождения еврейский народ исчисляет свою историю, а день считают началом нового календарного года. Священный месяц Тишрей имеет наибольшее количество праздников по сравнению с другими: 12 дней, не считая шаббаты. И все же главным, а потому наиболее долгожданным и почитаемым, является Рош ха-Шана, с иврита переводится как «голова года», – рассказывает Борис Леонидович. – Согласно Библии на шестой день создания мира Бог сотворил первого человека. Позволю себе немного отвлечься от темы и расскажу то, что особо не предается огласке и вызывает споры. Первую женщину по Библии звали Ева. Так греки перевели. А вообще ее звали Хава – «дающая жизнь». Есть точка зрения, что Адам был сотворен вместе с Евой, про ребро там и речи нет. Слово «ребро» (на иврите – «цела») имеет и другое значение – «сторона». Таким образом, женщина была создана как одна из сторон, граней человека. И обе сущности человека были едины в Адаме. Затем Творец разделил эти сущности. Греки перевели слово как «ребро», и появилась легенда. Таких ошибок, надо сказать, много. Например, Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. Потому что перевели неправильно. Просто одно слово на иврите обозначает и «рог», и «луч», и «сиял», «излучал». Безусловно, имелся в виду свет, озарение.
Что бесспорно, так это вера древних евреев в то, что в момент Рош ха-Шана Бог записывает главные события, происходящие на протяжении конкретного временного промежутка с людьми, в их Книгу Жизни. Получается, что именно в это время предопределяется всё человеческое бытие на предстоящий год. Связано это с именем Адама, который нарушил запрет и был изгнан из Рая. С тех пор Бог в этот день творит суд над человечеством и определяет судьбы людей на следующий год.
– Новый год у евреев связан с традицией трубить в шофар (бараний рог). Само слово «шофар» происходит от слов «исправление», «улучшение». Традиция продолжается уже не первое столетие, а сам рог обозначает овна, которого Авраам вместо своего сына Исаака принес в жертву Богу. Приходит момент Суда Божьего над людьми, когда Всевышний определяет, кому жить в ближайшем будущем в достатке или бедности, а кто и вовсе покинет этот мир. Именно поэтому в эти часы проводятся молитвенные службы, призывающие покаяться и восхвалить Творца, дабы повлиять на его вердикт. Благодаря посещению богослужения человек начинает анализировать собственную жизнь, искрение каяться перед Господом в содеянных грехах и понимать важность подобного процесса. Сразу после праздника начинается десятидневный период, в течение которого можно исправить свой приговор. В эти дни принято желать друг другу «хорошего приговора». Завершается этот период постом – Днем искупления, который называется Йом Кипур, или Судный день, который иудеи отмечают в десятый день месяца тишрей. Праздник, который в текущем году выпадает на 19 сентября, напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне. Именно тогда евреи тяжко согрешили, создав золотого идола и поклоняясь ему. Разгневанный Бог хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.
Когда хозяйка зажигает свечи
Не все народы придерживаются григорианского календаря, существуют культуры, которые обращают свое внимание на движение ночного светила – Луны, именно такой культурой является иудейская, календарь которой ориентирован на лунные сутки. В еврейской культуре на праздник Рош ха-Шана принято отмечать не просто смену одного года другим, а перемену жизненного этапа в судьбе каждого человека. Многие евреи стараются придерживаться определенной, выбранной ими, колеи, которая ведет их к некой цели.
– Для каждого, безусловно, это собственное решение – к какой цели идти, но если это дело доброе, способное принести пользу людям, спокойствие и умиротворение в душу самого человека, то Бог будет помогать ему на непростом жизненном пути. Поэтому требуется постоянно корректировать свои мысли и поступки на протяжении всего года, чтобы постоянно приближаться к намеченной цели, – убежден Борис Леонидович. – В Библии написано, что еврей должен жить до 120 лет. А для этого надо стараться. Я считаю, раз мало жил, значит, что-то ты в своей жизни делал не так. Долгожителей, конечно, единицы, но стремиться к долгой жизни человек должен. Всевышний дал жизнь – уже хорошо, а если что не получается, не удается, сам виноват, все зависит от нас. Арье Каплан сказал: «Мир создан для меня», имея в виду, для каждого из нас. Значит, что-то от тебя Всевышний хочет. Известно что. Ведь человек создан для продолжения рода, для добрых дел, которые бы улучшали этот мир.
…С заходом солнца начинаются еврейские сутки. Когда хозяйка дома зажигает свечи, считается, дом посетил праздник Рош ха-Шана. Перед общим столом люди произносят пожелания знакомым и близким «Шана това у метука!», что в переводе на русский звучит «Счастливого и сладкого года!». Я желаю всем забайкальцам сладкого нового года. Конечно, чтобы не подводило здоровье, чтобы дети были умными, чтобы стремились учиться, легко шли по жизни. Жизнь – то ведь тяжелая штука. Еще за столом друг другу мы пожелаем «Лешана това, тикатев ветехатем» – «Дай Бог, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни и чтобы запись эта была скреплена печатью!».
– «Книга жизни» по Библии – Книга спасенных, имена туда могут быть записаны либо изглажены Богом за грехи человека. После молитвы в синагоге люди собираются за праздничным столом для традиционного ужина, обмениваются подарками и желают друг другу хорошего нового года. Довольно необычным является новогоднее меню: рыбья голова, чтобы всегда быть «во главе», а не «в хвосте», хлеб – хала, символизирующий единство народа Израиля, яблоки и мед, которые съедаются в самом начале ужина, чтобы наступающий год был сладким. В Чите по традиции в синагоге соберутся не меньше 150 человек, выступит хор, будет накрыт стол.
На протяжении многих веков основные традиции празднования Нового года среди евреев остаются неизменными. Упомянутые ранее два дня обозначаются выходными, даже на официальном уровне. А так как по религиозным меркам никто не может работать, все представители столь многострадальной нации устраивают большой праздник.
Каждое блюдо – сакральный символ
Праздничная трапеза у евреев – «симаним» (знаки) – особый набор продуктов, каждый из которых символизирует пожелание – просьбу к Всевышнему, цель которых начать Новый год с добрых примет.
– Обязательно на столе должна лежать голова рыбы. Этим евреи пытаются показать, что главное в жизни – это умение мыслить, пользоваться головой. У рыбы нет рук, а значит, дела, совершенные руками, – не первостепенная задача, и именно мысли творят человека и его судьбу, а только после этого уже все воплощается в жизнь с помощью рук, – рассказывает собеседник.
Морковь, нарезанная кружками на блюде, по цвету напоминает золотые монеты и означает финансовое благополучие. Ни одно застолье не обходится и без граната, вкушая зернышки которого люди говорят: «Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната». Над хлебом круглой формы (он называется хала) будет произнесено благословение. Халу обмакивают в мед. На столе обязательно присутствуют яблоки. Праздничная трапеза начинается с поглощения очищенного яблока в меду – как символа запретного плода, который стал причиной появления человека в том мире, в котором мы живем сейчас. Окунание фрукта в мед олицетворяет исправление своих эгоистических и животных первоначал. Хала с изюмом подается для того, чтобы сделать будущий год «полным и здоровым».
Новый год для евреев – это глубокий философский праздник, в который каждый человек имеет возможность измениться к лучшему и помочь это сделать другим. По факту, он считается более религиозным праздником, нежели привычное для всех русских ночное гуляние. В этом нет ничего плохого или крутого – просто по-другому встречать Рош ха-Шану евреи не могут. А чтобы понять всю ответственность этого времени и его значимость для собственной жизни, следует хоть раз испытать те же эмоции, что и весь иудейский народ.
Есть своя точка зрения
Председатель еврейской общины города Читы Борис Еремин – известный в крае общественник. Его знают преподаватели и студенты всех высших и средних специальных учебных заведений, он завсегдатай библиотек и музеев, активный член Ассамблеи народов Забайкальского края. Борис Леонидович прекрасно знает историю, культуру и традиции своего народа, имеет собственную точку зрения на события, происходящие сегодня в Израиле и России.
– Сейчас вся страна говорит про повышение пенсионного возраста. Я рассуждаю по-другому. Лет через 20 будет цифровая экономика, «Индустрия 4.0», где все основные функции на производстве будут осуществлять роботы. Человек с помощью одной кнопки станет ими управлять. Значит, мы должны стремиться к тому, чтобы гражданин ударно поработал и в 40–50 лет выходил на пенсию, чтобы осталось время пожить. Мы же, напротив, говорим о продлении трудоспособного возраста. А попробуйте в 60–65 лет поработайте на предприятиях, где требуется тяжелый физический труд? Понятно, все у нас от нищеты. С другой стороны, обещают: «Не будем сокращать пенсионеров!», а молодежь куда пойдет? – рассуждает Борис Еремин.
На вопрос: «Сколько в крае евреев?» разводит руками: «А кто их считал? Я знаю около двух тысяч. Сейчас, может быть, и меньше. Многие уезжают…».
Уже 15 лет в Чите работает воскресная школа для еврейских детей. Ученики изучают культуру, традиции своего народа, иврит, английский язык, рисование и шахматы.
– Я не утверждаю, что наши ребятишки все знают, но всегда призываю их интересоваться тем, что тебя окружает. Даже если не знаешь, не читал, я всегда говорю: «Спроси Google», чтобы не было пробела в знаниях. Про евреев говорят: это народ книги. Действительно, все евреи любят читать.
И наше поколение привыкло листать, если что-то не знаю, посмотрю в словаре. Для детей все проще – посмотри в телефоне, компьютере. Не важно, каким образом ты пополнишь свои знания, главное, будешь знать, – говорит Борис Леонидович.
После окончания воскресной школы некоторые ребята продолжают обучение в Израиле. За последние 15 лет человек 50 уехали. «Примечательно, что те, кто туда уезжает, возвращаться не хотят, хотя там жить нелегко. В Израиле все работают. С детства ребенок знает: чтобы хорошо жить, надо учиться и работать», – замечает собеседник. Хотя приезжие отмечают одну интересную черту у евреев, которая помогает им освоиться на чужбине. Наши люди, как правило, квартиры там снимают. И не надо удивляться, если вам в первый же день соседи что-нибудь принесут, спросят, в чем нуждаетесь. Еще интересно, что уже через год вы вернетесь в Россию совсем другим человеком. По словам Бориса Еремина, читинские парни и девчонки и в армии там служат, и учеными становятся, и программистами, и врачами.
Зная, что Борис Леонидович возглавляет комиссию по поиску захоронений в Ассамблее народов Забайкальского края, спрашиваю его о том, действительно ли есть потребность в такой работе?
– Да, ищу неучтенные захоронения японцев, поляков, евреев. Но особо похвастать нечем. Надо сказать, у нас отвратительное отношение к памятникам и кладбищам. Например, в Чите было еврейское кладбище, в начале 50-х, в 60-х годах его разрушили. Плиты с могил нашли в прошлом году, когда разворотили бордюры на площади Декабристов. Сейчас они ждут своей участи, а мы ждем проект памятника. На японском кладбище были похоронены пленные японцы, умершие в Чите в 40–50-х годах. Когда японская делегация еще в советское время посетила это кладбище, люди плакали, в каком ужасном состоянии были захоронения. Эксгумировали всех и увезли на родину. Ну как же так? Есть уже у нас памятники Неизвестному солдату, куда мы идем в День Победы и кладем цветы, а почему нет?! Вот мы и пытаемся этим заниматься, – с горечью замечает Борис Еремин и добавляет: – Но это не основная наша деятельность. Сотрудничаем с Театром национальных культур «Забайкальские узоры», сейчас готовимся к очередному большому событию – 29 сентября будем давать концерт «Дни еврейской культуры». Приглашаем всех желающих.