Шаг к солнцу

Праздник «Гиравун» состоялся в Чите

Что же такое «гиравун»? А всё просто: это эвенкийское название месяца февраля. Но так как в эвенкийских традициях всё имеет дополнительный смысл, то «гиравун» можно трактовать и как «месяц шага». Ну что, пошагали?

День выдался ясным. Воздух был чистый, большой. Белёсое солнце проливало тёплые лучи на сухотинские места. Солдаты уже развернули полевую кухню, чтобы чуть позже угостить забайкальцев сладким чаем и гречневой кашей. Народ прибывает. На входе в заповедник встречает большая символическая рама для чума. В метрах тридцати от неё – баннер с названием и логотипом фестиваля. Эффект от этого получается любопытный: вот идёшь ты по дороге, идёшь, замечаешь чум, проходишь под ним, видишь слева и справа, как вовсю идёт подготовка к фестивалю. Доходишь до места с баннером, который как бы означает конец локации, но за ним дорога всё тянется и тянется куда-то вдаль. Словно путник, ты забредаешь в гости к эвенкам, а потом отправляешься дальше.

Справа от дороги, на возвышенности, стоят люди. К ним поднимается ещё кто-то. И ещё. Некоторые женщины в традиционных эвенкийских одеждах, а в руках у них тарелки с выпечкой и десертами. До начала фестиваля остаётся полчаса. Зачем же они идут туда извилистым пунктиром, преодолевая каменистую поверхность?..

ОБРЯД ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОЧИЩЕНИЯ

На возвышенности этой, оказывается, вот-вот начнётся специальный обряд: на место должны явиться духи и освятить его. На земле из камней выложена яма для костра, в ней шалашиком выставлены дрова. Старейшина эвенкийской общины Светлана Дюруевна Шелковникова громким голосом требует освободить место вокруг костра. Все отходят подальше, становятся вкруг, и Светлана Дюруевна запаливает костёр. Интересно, что у эвенкийского народа во главе всегда была женщина, именно она разжигает очаг. Из уст Шелковниковой звучит как русское слово, так и эвенкийское – с напевностью. «Думайте только о хорошем, только о хорошем!» – звучала эта фраза, как мантра. Светлана Дюруевна ходила вокруг занявшегося огня и била в бубен. Затем к огню стали подносить тарелки с теми самыми десертами. Хотите – верьте, хотите – нет, но ощущение внутреннего спокойствия появилось словно из ниоткуда. Обряд продолжался, пожалуй, около часа.

В низине же, ближе к Ингоде, за столиками и в палатках уже расположились гости фестиваля. Они будут продавать уникальные сувениры и проводить мастер-классы по изготовлению всяких диковинных штук. Впрочем, не будем забегать вперёд, а отмотаем время назад на полтора часа. 

БЕСЕДА С ПОЧЁТНОЙ ГОСТЬЕЙ

Нам повезло, мы добирались до Сухотино вместе с почётной гостьей фестиваля из Чары, представителем Центра эвенкийской культуры «Гирки» и общины коренных малочисленных народов Севера «Амудисы», мастером декоративно-прикладного творчества эвенков Инной Николаевной Ферко. Нам удалось пообщаться с Ферко в неформальной обстановке.

- Инна Николаевна, что вы представите на «Гиравуне»?

- Я приехала в этнопарк с хорошими намерениями. Мы бы хотели, чтобы наша сувенирная продукция и национальные эвенкийские костюмы  были представлены на фестивале. На следующий день я уеду в Улан-Удэ на конкурс дизайнеров. 

- Какие ваши ожидания от фестиваля?

- Мы ещё летом встречались с Натальей Олеговной (Викулова, директор этнопарка «Сухотино»), она говорила, что фестиваль точно состоится. И я тогда сразу сделала акцент на том, что эвенкийская культура должна быть представлена там в истинном виде, без перекосов. И чтобы сами эвенки активно участвовали.

Мы в районах проводим большие мероприятия, с хорошей организацией, с большим охватом населения. И народ любит наши мероприятия, в том числе обрядовые. На обряд очищения идут все! Видимо, психологически это нужно людям. Ждём, что это будет ежегодный фестиваль. Чита – это краевой центр, эвенкам легче приехать сюда, встретиться, узнать друг друга. Но всё равно ехать далековато из Чары, например. Самолётом – дорого, а поездом – долго.

Меня, к сожалению, не встретили. А у меня много сумок с собой. Посмотрим, какая организация фестиваля будет 
дальше. 

- Расскажите о вашей сувенирной продукции.

- Вот вы знаете, мы же несколько раз приглашали искусствоведа из ЗабГУ на наши мастер-классы. И она несла такую мысль: если вы хотите сувенир продать, то вы должны этнические особенности сувенира оставить, но при этом сгладить их. Чтобы его могли купить и буряты, и калмыки, и эвенки. А есть ведь аутентичные товары, которые особо никто не берёт.

- А почему никто не берёт эти товары?

- Ну потому, что это  интересно в первую очередь искусствоведам и историкам. И вот человек очень много вложил в изделие, всё сделал из натурального, а сувенир выглядит непривлекательным.

- Можно пример такого аутентичного изделия?

- Вот мы сумку сшили. И я её даже сейчас не взяла с собой. Она никому не нужна. Даже костюмы мы шили традиционные, когда я шила из сукна. Только потому, что если бы я затратила 5 шкур на шубу – а шкура выделанная стоит около 10 тысяч – то вот такую шубу, дай бог, музей если только купит. Подобные товары очень дорогие, а задорого никто не собирается покупать.

ЧАРЫ ИЗ ЧАРЫ

Итак, монтажная склейка, и мы с вами возвращаемся на Сухотино. Забайкальцев, желающих приобщиться к эвенкийской культуре, всё больше. Дымок разросся в ширину и в высоту. 

Рядом с ледяными скульптурами ещё одна рама для чума – поменьше – внутри него горит ещё один костерок. Студенты, взрослые и дети периодически подходили к нему погреться. Солнечный день не отменял ощутимую минусовую 
температуру.

Инна Николаевна уже разложила привезённые сувениры и костюмы. Давайте подойдём поближе и рассмотрим экспонаты, от которых идёт по-настоящему волшебная энергетика. 

Смотрите, это вышивка подшейным волосом оленя: на чёрном фетре, по краям которого оленьи волосы, похожие на крупные снежинки, изображён притягательный своей абстрактностью уже знакомый нам чум. Рядышком с целой серией таких вышивок расположились зайцы – аппликации из меха камуса оленя, они точно привлекут детский взгляд. 

А вот сумка муручун, символизирующая солнце. Раньше в такие сумки складывали вещи, подобные чучунам, – это скребки для выделывания шкур. Инна Николаевна изготовила сумку из сукна, но по всем правилам она делается из замши и камуса оленя. Эта вещь сочетает практичность и яркую эстетику. По словам Ферко, приверженность ярким цветам и богатым узорам в эвенкийской культуре связана с простым желанием сделать повседневную жизнь ярче. Летом в тайге красок хватает, а зимой – однообразие. 

Перейдём к костюмам. Ферко призналась, что принадлежит к шаманскому роду, поэтому узоры на её костюмах носят сакральный смысл. Вот традиционный эвенкийский распашной кафтан и пояс к нему. На поясе можно увидеть кружочки, вышитые бисером, – они тоже символизируют солнце. Вообще, солнце – это центральный символ в эвенкийской культуре, потому что именно солнце знаменует движение и жизнь. Из костюмов нас особенно очаровал летний кафтан из замши белого цвета – от него буквально веяло насыщенными лесными ароматами и радостью. К нему же идут митенки на руки – авторская новация Инны Николаевны. Это, наверное, самый ценный костюм в линейке Ферко. На изготовление одного такого комплекта у Инны Николаевны уходит около 10 дней беспрерывной работы. На всех костюмах можно заметить три основные геометрические фигуры, имеющие важное значение. Верхняя фигура – это мир богов, средняя – мир, в котором живём мы, а нижняя – место, где обитают мёртвые. Обратите внимание, что нижний мир является самым большим.

ПЕРЕКЛИЧКА

Рядом с выставками была организована сцена. Сейчас оттуда прозвучат слова других почётных гостей фестиваля. Давайте послушаем их. 

Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, сенатор Григорий Ледков посетил Читу впервые. Он обратился к участникам и гостям фестиваля:

«Мне очень всё нравится. Приятно, что сюда приехали эвенки со всех районов Забайкальского края. Коренные малочисленные народы живут в 28 субъектах Российской Федерации: от Мурманска до Чукотки, а также на Алтае и на Дальнем Востоке. 40 народов, которые объединяет в основном то, что мы все охотники, рыбодобытчики и оленеводы. Сам я тоже представитель Арктики, по национальности – ненец. В XXI веке мы с вами в России сохранили кочевое оленеводство – это огромное достижение для всего мирового сообщества. Очень хорошо, что праздник этот проводится. Традиция собираться ближе к весне объединяет всех северян, дальневосточников, сибиряков. От всей души поздравляю и желаю вам прекрасного настроения и общения!»

«Гиравун» посетила и министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович. Она поблагодарила гостей из Москвы, Иркутской области и из Бурятии.

«Сохранение эвенкийских традиций, языка, обрядовой и игровой культуры, бытования – это то, что мы должны уважать. Мы находимся в уникальном месте, и я очень рада, что этноархеопарк «Сухотино», который мы и дальше будем развивать, становится точкой притяжения всех наших забайкальцев и гостей края. Мне очень хочется, чтобы мы берегли это место и уважали друг друга. То место, где свершился обряд, становится для нас очень знаковым и святым. Пусть все наши мысли будут направлены на сохранение друг друга и на то, чтобы в нашей стране был мир».

Приветственное слово сказала старейшина эвенкийской культуры, которая провела обряд на фестивале, Светлана Дюруевна Шелковникова:

«Я очень рада, что вы все сегодня собрались. Очень рада услышать эвенкийскую речь. Когда она звучит, даже солнце светит ярче. Мы сейчас провели обряд очищения, и это место теперь будет очень святое. Любой человек сюда может прийти и попросить то, чего он хочет. Речка Ингода унесёт все печали, ветер развеет все наши сомнения, а шелест листвы нам придаст уверенности», – заключила Светлана Дюруевна и проникновенно спела на эвенкийском языке песню.

Следом за Шелковниковой присутствующих порадовали песнями и танцами творческие коллективы нашего края. Одна за другой звучали вдохновляющие композиции и мелькали яркие краски национальных эвенкийских костюмов. Солнце становилось всё ближе и теплее. В месяц-гиравун природа делает шаг навстречу весне. С уверенностью можно сказать, что все собравшиеся на фестивале эвенкийской культуры также стали участниками этого прекрасного и долгожданного момента. 

Валентин ОЛЕЙНИКОВ 
Фото автора

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.