Руслан Никонов: «Дети неповторимы в своем детстве»

Имидж любой школы складывается из многих составляющих. Это и творческий потенциал педагогического коллектива, и показатели успеваемости ее учеников, и, конечно же, организаторские способности руководителя. Если можно так выразиться, то читинской общеобразовательной школе № 49 с углубленным изучением английского языка с этим всегда везло и продолжает везти. Директор школы Руслан Викторович НИКОНОВ рассказывает о школе и о тех людях, которые создают этот самый имидж.

– Руслан Викторович, родители выбирают вашу школу по двум основным причинам – это углубленное изучение английского языка и достаточно высокое качество образования в целом. Скажу больше, в стенах школы царит какая-то особенная атмосфера. Чья это заслуга?

– Действительно, школа – это живой организм, который живет и меняется в соответствии с требованиями времени. Кроме того, она всегда имеет свое лицо, свои традиции, которые складываются благодаря усилиям учеников и всего педагогического коллектива. Следуя принципу «Каждый кулик свое болото хвалит», скажу, что атмосфера в 49-й действительно особенная. Это, несомненно, является заслугой наших учителей и учеников. Если можно так выразиться, то наша школа является семейной, то есть родители, в свое время сами окончившие ее, приводят к нам своих детей. Другие делают это по рекомендациям знакомых. Я как руководитель безусловно рад тому, что наше учебное заведение числится в пятерке лучших школ города.

– Некоторое время назад речь шла о том, что школа может лишиться статуса специализированной. Что вы можете сказать об этом?

– Любые поправки в федеральном законодательстве в сфере образования влекут за собой изменения в учебных планах. Так случилось и в 2012 году, когда в результате очередных изменений мы вынуждены были внести коррективы в наш отработанный учебный план. Если раньше мы имели возможность делить каждый класс на три подгруппы, то в настоящий момент на каждый класс мы имеем лишь двух учителей английского языка. Но несмотря на возникшие тогда трудности нам удалось сохранить статус школы с углубленным изучением английского языка. Более того, в нашей школе на достаточно хорошем уровне преподается второй язык – французский, в олимпиадах по которому наши дети показывают достойные результаты.  Вообще, если исходить из новых образовательных стандартов, английский язык должен преподаваться с начальных классов и каждая школа должна иметь второй иностранный язык.

– Как вы решаете кадровый вопрос в школе? Возникают в связи с этим ли какие-то проблемы?

– Ни для кого не секрет, что в настоящее время в силу множества причин во многих школах ощущается так называемый кадровый голод. Наша тоже не является исключением. Это касается не только преподавателей иностранных языков. Вообще, этот вопрос во все времена был и является, пожалуй, самым сложным для руководителя – как привлечь и удержать учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют донести эти самые знания до учеников, которые любят и знают свое дело. Несмотря на возникающие порой трудности, я считаю, что в нашем учебном заведении этот вопрос решается довольно успешно. В нашем коллективе работают как ветераны педагогики, замечательные учителя, воспитавшие уже не одно поколение выпускников, так и молодые специалисты, также знающие свое дело. Если говорить о первых, то хотелось бы назвать имена Любови Георгиевны Коваленко, когда-то передавшей мне бразды правления школой, Аллы Дмитриевны Каленовой, одной из основателей английской школы, Нины Семеновны Инкиной, заместителя директора по иностранным языкам, при помощи которой начиналось мое становление.

Возвращаясь к вопросам кадровой политики, могу сказать, что мы решаем их, в том числе, путем привлечения преподавателей вузов, осуществляя обучение на базе нескольких учебных заведений. Так, у нас заключен договор с Читинским лесотехническим колледжем, в соответствии с которым наши ученики имеют возможность брать уроки химии, если они планируют поступление в вуз медицинского профиля. Таким образом, мы, в том числе, решаем проблему оттока из школы детей и помогаем им в решении вопросов профориентации. По моему мнению, школа должна создавать условия для изучения дисциплин разного уровня с тем, чтобы подготовить выпускников, способных найти свое место в современных условиях.

– Рейтинг успешности школы неразрывно связан с показателями успеваемости ее учеников. Насколько я знаю, с этим у вас все в порядке?

– Действительно, к примеру, по показателям результатов ЕГЭ мы каждый учебный год входим то в тройку, то в пятерку лидеров. Это зависит от ряда причин. Во-первых, от того, насколько сильный класс выпускается, во-вторых, в классе могут сдавать язык трое сильных учеников, а могут 90 % учащихся. Соответственно показатели рассчитываются по среднему баллу. Эти нюансы и влияют на наше место в рейтинге. К примеру, в 2017/2018 учебном году мы были первыми по городу по результатам ГИА и четвертыми по ЕГЭ. Главное, что наши выпускники действительно обладают достаточно хорошим уровнем знаний и поступают в престижные вузы различной направленности. Это и правительственные вузы, и технические специальности, и языковые, и силовые структуры, и многое другое. По нашим подсчетам, в среднем только четверо выпускников из класса остаются в Чите, остальные обучаются в других городах и даже странах. С одной стороны, это является показателем успешности нашей школы, и меня, как директора, это не может не радовать. С другой же, являясь патриотом нашего края, я не могу этому не огорчаться.  Я всегда говорю выпускникам, чтобы они возвращались в Забайкалье, привозили с собой новые и свежие идеи его развития, трудились на его благо. Если не они, то кто? Конечно, уровень жизни сегодняшнего Забайкалья оставляет желать лучшего, но нельзя же поставить крест на нашем крае и всем разбежаться. К сожалению, на деле происходит именно так. Но нужно работать над этим и с оптимизмом смотреть в будущее.

– Какие качества вы, как педагог, стремитесь развить в детях прежде всего?

– В первую очередь каждый ребенок, чтобы выбрать правильную жизненную дорогу,  должен видеть в себе личность. Это самое главное. Я допускаю проявление здоровых амбиций, когда выпускник знает, к чему стремится. Человек должен считать себя успешным и верить в свои силы, уметь зажечь других и организовать команду. Если послушать лидеров в разных направлениях деятельности, то можно понять, что все они настроены только на позитив. Они верят в то, что все у них получится. Безусловно, этот стержень в молодых людях формируется, в том числе, и в стенах школы, кирпичик за кирпичиком. Меня всегда охватывает чувство гордости, когда я смотрю на наших выпускников – взрослых, ответственных, воспитанных. Все это, конечно же, происходит не в один момент и является результатом совместной работы родителей и учителей. С этой целью мы проводим активную работу с кадрами и родительской общественностью, осуществляем четкое и своевременное информирование обо всех нововведениях. Наши учителя стараются сделать так, чтобы дети были психологически подготовленными к сдаче экзаменов, знали, что их любят и поддерживают. Они имеют установку на то, чтобы увидеть потенциал каждого ученика. А еще школа должна научить детей любить и уважать свою малую родину. Без этого нельзя.    

– Взаимодействие с родителями учащихся является важным звеном педагогического процесса. Всегда ли оно получается конструктивным?

– Я уже говорил о том, что львиную долю в процессе воспитания ребенка должна играть его семья. Это вполне естественно. Однако иногда приходится выслушивать претензии некоторых родителей, связанные с тем, что наша школа не создает необходимых условий для воспитания их чада. Но ведь никакая, пусть даже очень хорошая школа, не в силах заменить семью. Мы, конечно, всегда готовы к конструктивному диалогу, готовы выслушать мнения всех сторон и найти проблемные точки. С этой целью у нас проходят так называемые родительские субботы, в рамках которых мы детально рассматриваем возникающие у того или иного ученика проблемы. Последние бывают типичные, а случаются и неординарные. Вот тут и необходимо педагогам обращаться в наш «банк ситуаций», сформированный годами, чтобы найти правильное решение. Хорошо, если родители в этой ситуации готовы к диалогу и находят точки соприкосновения с педагогами, а не просто высказывают свои амбиции. Однако бывают случаи, когда дети вполне благополучных, но слишком занятых работой родителей имеют проблемы с успеваемостью или поведением. А до родителей мы даже дозвониться не можем! Ни для кого не секрет, что дети – хорошие манипуляторы, способные повернуть развитие ситуации в свою пользу. Взрослые же всегда должны быть готовы понять тонкую психологию ребенка и помочь своему чаду, для его же блага. Скажу честно, что в силу того, что наша школа является одной из лучших в городе, родители наших учеников зачастую весьма требовательные и порой идут на конфликт с учителями и администрацией, не разобравшись в деталях. Это не совсем правильно. В таких ситуациях нужно пытаться устранить проблему совместными усилиями родителей и педагогов. К счастью, такие ситуации скорее исключение, и большинство родителей охотно идут на диалог и оказывают помощь во многих вопросах. 

– Вопрос школьной формы – это некий уравнительный момент или он направлен на укрепление дисциплины?

– И то и другое. Наша школа была одной из первых в городе, где возник вопрос необходимости введения школьной формы. Это было еще до того момента, когда это требование ввели на государственном уровне. Поначалу мы начали бороться с джинсами, затем внесли пункт об обязательной в стенах школы форме в устав. Действительно, специально принятая форма настраивает и детей, и учителей на рабочий лад, дисциплинирует. Что в этом плохого? Если ты хочешь показать, насколько велики материальные возможности твоих родителей, делай это в другом месте. К сожалению, и этой ситуации некоторые родители диктуют свои условия и поддерживают эксперименты своих детей, следящих за модой. Я всегда говорю, что внешний вид учеников, как и остальные пункты школьного устава (дисциплина, поведение и др.), являются обязательными к исполнению. И уж коли вы пришли учиться в эту школу, будьте добры следовать правилам, установленным в ней. Ничего сверхестественного там нет.

– В вашей школе обучаются дети разных национальностей. Не было ли случаев возникновения конфликтов на этой почве?

– Вопросы сохранения межнационального единства являются неотъемлемым звеном нашей работы. Действительно, в нашей школе обучаются дети различных национальностей, но никогда проблем или конфликтов на этой почве не возникало. Мы были одними из первых, кто подключился к Российскому движению школьников, в рамках которого у нас существует патриотическое направление. Так, наши дети сами снимают клипы и ролики на эту тему, участвуют и побеждают в различных конкурсах. У нас существует мощная информационная поддержка – это наш сайт, созданный самими учениками, на котором они публикуют новости и проекты. Не так давно работа этом и другом направлении была оценена моими коллегами – нашу школу посетили директора ряда московских школ. Активная позиция наших учеников была оценена по достоинству. Дети рассказали гостям о своих проектах, пригласили в свой так называемый штаб, который находится на первом этаже школы, и даже взяли у них интервью. Радует, что наши ученики могут свободно общаться с представителями любой общественности и выглядеть при этом достойно. Наших же учителей и меня в частности воодушевили высказывания московских педагогов о том, что у нас очень хорошие, умные и талантливые дети. Это действительно наши помощники, которые своими успехами доказывают то, что мы работаем не зря.

– Руслан Викторович, ваши пожелания читателям. Каким вы видите будущее школы?

– Хотелось бы, чтобы в нашей школе было уютно и комфортно всем – и ученикам, и учителям, и родителям, и всему персоналу. Чтобы дети и педагоги с удовольствием приходили на уроки, а выпускники не забывали свою школу. Каждый наш день полон событий, и порой растворяешься во всем этом и даже не замечаешь ход времени. Но это стоит того, ведь любой настоящий педагог понимает цену всего этого, осознает то, что дети неповторимы в своем детстве, которое им запомнится в нашей замечательной школе. А будущее школы, будущее наших детей будет таким, какое мы его видим и хотим сделать!

Екатерина Скороход


Руслан Викторович Никонов, заслуженный работник образования РФ, кандидат педагогических наук, директор МБОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка». Окончил факультет иностранных языков Забайкальского государственного педагогического института им. Н. Г. Чернышевского по специальности «Учитель английского и немецкого языков». Является директором-новатором в муниципальной системе образования, лауреатом первой степени Краевого забайкальского форума «Лидер образования», автором более 50 научных работ и исследований. Под его руководством школа заняла первое место в представлении модели социализации выпускников, а также в краевом форуме в номинации воспитательной системы школы «Мы разные, но мы вместе!». В 2017 году учебное заведение стало лидером по направлениям работы РДШ и вошло в сотню лучших школ по России. В нынешнем году школа заняла первое место в конкурсе методических служб и стала лауреатом-победителем во Всероссийском публичном смотре среди творчески работающих коллективов России.

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.