Радости и чаяния гимназии православной

Каждый уважающий себя регион должен иметь определенный перечень образовательных учреждений. Очевидно, что для Забайкалья, в котором большинство жителей позиционируют себя как православные, в этом перечне должна быть православная гимназия. Чите с этим повезло. Такая гимназия у нас существует, однако в силу ряда причин далеко не все об этом знают. Сегодня у нас есть возможность познакомиться с ней поближе.

Научить жить по православным канонам

Какие приоритеты стоят перед родителями в вопросе выбора школы? Безусловно, это качество образования и воспитания, квалификация учителей, уровень успешности выпускников. Частное общеобразовательное учреждение «Забайкальская православная гимназия имени святителя Иннокентия епископа Иркутского», находящееся по улице Чайковского, 12, всем этим требованиям соответствует. Кроме того, у ее учеников есть возможность получить в стенах школы духовное развитие, изучая церковные предметы и находясь в атмосфере христианской любви.

– Помимо того, что мы реализуем учебные программы, принятые в обычных общеобразовательных школах, мы большое внимание уделяем духовному аспекту воспитания, стремимся воспитать доброго христианина и патриота своего Отечества, – говорит Мирослава Дударева, заместитель директора по воспитательной работе гимназии. – К основным предметам у нас добавлены Закон Божий, церковнославянский язык и церковное пение. У нас, как и во всех школах, предусмотрено изучения двух иностранных языков. Английский преподается с первого класса как кружок, со второго – как основной предмет. Вторым языком у нас является китайский. Безусловно, мы имеем ряд отличий от светских школ. Так, каждое утро мы начинаем с молитвы, у нас не обед, а трапеза. Ученики имеют возможность изучать храмоведение, на уроках которого они учатся тому, как правильно войти в храм, возносить молитвы, а также знакомятся со всеми православными праздниками. Наша гимназия является школой полного дня, то есть дети находятся здесь с утра до шести часов вечера. Для учеников начальных классов у нас предусмотрены воспитатели, которые присматривают за ними после основных уроков. Я всегда повторяю, что у нас нет цели воспитать священнослужителей, мы просто хотим, чтобы наши дети научились жить по заповедям Божьим, уметь в наше непростое время отличить добро от зла. Одной из основных задач для нас является искоренение фарисейства, когда ребенок приспосабливается к обстоятельствам, в результате чего в стенах школы ведет себя достойно, а за пределами гимназии может позволять себе недопустимые для истинного христианина вещи. Именно поэтому мы стараемся брать на обучение детей из верующих семей, родители которых готовы к тому, чтобы их ребенок обучался в православной гимназии, и своим примером помогают ему. Зачастую к нам приходят дети по рекомендации священнослужителей. Безусловно, мы ведем миссионерскую работу и стараемся не отказывать в приеме в школу, но все-таки лучше, когда родители вместе с ребенком идут к Богу. Бывают ситуации, когда родители приводят к нам проблемного ребенка, чтобы он исправился. Важно понимать, что мы не являемся колонией для несовершеннолетних, наша гимназия – образовательное учреждение. Наша цель – показать ученикам, что православным канонам можно следовать везде – и в школе, и дома, и во дворе.

По мнению Сергея Шадрина, заместителя директора по административно-хозяйственной части, в наше время, когда идеология запрещена на государственном уровне, муниципальная общеобразовательная школа является учреждением, в котором детям дается умственное и физическое воспитание. Однако пропаганда жестокости, алчности, пороков в фильмах, компьютерных играх и в Интернете приводит к тому, что физически сильный подросток, а к тому же обладающий хорошо развитым интеллектом, но не имеющий моральных и нравственных скреп, становится более подвержен асоциальному поведению.

– Наша гимназия частная и имеет право на наличие идеологической базы, которая построена на основе православия, поэтому мы имеем возможность дать нашим ученикам нечто большее, чем просто знания. Я не говорю о том, что все наши ученики идеальные, есть и проблемные дети, однако мы с ними работаем, разъясняем те или иные вещи на уровне православного мировоззрения. А этот способ воспитания, на мой взгляд, гораздо более действенный, чем просто запреты, – уверен он.

Чувствуйте себя как дома

Уютные и оборудованные в соответствии с современными требованиями учебные кабинеты гимназии наверняка создают положительный настрой для учеников. По словам сотрудников гимназии, дети очень любят здесь находиться. И действительно веришь в это, когда видишь, как первоклашки по-домашнему устроились на диванчике, стоящем в классе.

– Обстановка в стенах нашей гимназии домашняя, дети чувствуют здесь себя свободно. Что немаловажно, они не боятся своих учителей. К большому сожалению, это порой бывает в других школах. Они зачастую общаются с педагогами так же, как с родителями, – рассказывает Мирослава Дударева. – К примеру, в моем классе есть девочка, которая посреди урока может встать со своего места, подойти ко мне, прижаться, а потом вновь вернуться за парту. Мне очень приятно то, что дети воспринимают учителей как родных им людей, как некие «духовные батарейки», от которых можно получить заряд бодрости и оптимизма. Причина во многом кроется и в том, что классы у нас небольшие – по нашему Уставу численность учеников не должна быть более пятнадцати человек. Есть классы и по семь деток. Это, конечно же, делает коллектив более сплоченным и, несомненно, сказывается на результатах обучения. Представьте, сколько внимания учитель уделяет каждому ученику в таком классе и сравните результат, если в кабинете занимаются, к примеру, тридцать школьников. Наши дети раскрепощены, они легко вливаются в любой детский коллектив и зачастую становятся там лидерами и активистами. Мы активно работаем в этом направлении и стараемся выводить наших детей на различного рода мероприятия. Они не боятся открытых уроков, и наши двери всегда открыты для гостей. Наши ученики участвуют в концертах, занимают призовые места городских и краевых конкурсах, ездят на олимпиады в другие регионы. Мы активно занимаемся миссионерской деятельностью, вместе проводим православные и светские праздники, посещаем Дома ветеранов и детские дома с выступлениями, сотрудничаем с Обществом инвалидов. По возможности мы всегда привозим с собой подарки, чтобы порадовать людей. Недавно наша гимназия выиграла грант со своим проектом «Дорога добра», в рамках которого мы освещаем православные праздники детям из малообеспеченных семей и сиротам. Можно с гордостью говорить и о нашем педагогическом коллективе, в составе которого много учителей имеют высшую категорию. Для нас очень важна не только квалификация, но и личность педагога, поэтому в нашем коллективе нет случайных людей.

Директор гимназии Мадина Себиханова полностью в этом поддерживает коллегу:

– Действительно, наши дети не переживают, что услышат от учителя что-то негативное в свой адрес. Они не боятся неправильно ответить, потому что не услышат от педагога сразу «Садись, два!». Наши учителя всегда успокоят ученика, дадут ему возможность собраться с мыслями и исправить положение. Это, конечно же, в лучшую сторону сказывается на успеваемости наших учеников. С другой стороны, быть учителем в нашей гимназии совсем не просто. Представьте, дома свои дети требуют отдачи сил и энергии, а здесь их 105! И каждому нужна частица вашего внимания и ласки. Так уж у нас повелось. Тем не менее коллектив у нас очень сильный, многие из учителей участвуют и побеждают в различных конкурсах среди педагогов.

Дети они везде дети

Когда разговор заходит об ограничениях, предусмотренных Уставом православной гимназии, Мирослава Дударева отвечает:

– Из особых для нашей школы ограничений и запретов можно выделить запрет девочкам посещать уроки в брюках, ходить без головного убора на литургию, утреннюю молитву и в трапезную. Обязательств повседневного ношения платка в нашей школе не предусмотрено. Единственное, что наверняка нелегко дается нашим ученикам, это то, что при входе в гимназию они сдают свои телефоны, которые получают уже при выходе. Дети ведь они везде дети. Но таковы наши внутренние требования, тем более, это способствует большему порядку при организации учебного процесса. Однако дети уже привыкли к этому требованию, и по всему заметно, что живое общение на переменах приносит им куда большее удовольствие, чем игры в телефоне. Открытием для нас стало то, что дети с удовольствием приучаются к физическому труду, например, самостоятельно моют полы в классных комнатах. Кстати, родители, к нашему удивлению, с энтузиазмом приняли это предложение. Многие из учеников стали помогать родителям по дому, хотя до этого, по словам родителей, «тряпку в руках не умели держать».

Идти к Богу вместе с ребенком

То, что обучение в православной гимназии ребенка положительно сказывается и на его родителях, подтверждает полковник в отставке Сергей Климов, сын и дочь которого являются учениками этой школы.

– О существовании православной гимназии я узнал совершенно случайно, в разговоре с бывшим сослуживцем. Сам я крещенный, но в храм никогда не ходил. В какое-то время появились проблемы с поведением сына, и передо мной встал вопрос о том, чтобы сменить для него школу и, соответственно, круг общения ребенка. Хотя наша семья была на тот момент не воцерковленная, отец Сергий (Комков) дал нам рекомендации для поступления в эту гимназию. Первое время, честно говоря, было тяжело – это и большой объем даваемых здесь знаний, и протест самого ребенка. Постепенно все вошло в свою колею, и мы перевели во второй класс сюда и свою дочку. Ни мы с женой, ни дети нисколько не сомневаемся в правильности своего поступка и благодарим Бога за то, что все так получилось. Мне самому, кстати, приходилось присутствовать на уроке географии в гимназии. Признаюсь, я был заворожен обстановкой, царившей на уроке. Учебный материал подавался в очень увлекательной форме, дети активно работали, задавали учителю вопросы. Тогда я поймал себя на мысли, что все происходящее напомнило мне советские времена. Я как бы окунулся в свои школьные годы. Тогда православие, к величайшему сожалению, было разрушено, нас учили строить коммунизм. А моральный кодекс строителей коммунизма, как часто повторял мне мой отец, был взят из Библии. Так жить в те времена намного проще было. Еще помню слова своего отца о том, что «Бога в душе держать нужно». То, что в этой гимназии помимо основных предметов обучают основам православия, очень хорошо. Отсюда и атмосфера здесь совсем другая, нежели в других школах. Новички, попадая в среду воспитанных детей и замечательных учителей, стараются стать лучше. И это у них получается. Я, например, сейчас своего сына стимулирую на получение более высоких отметок тем, что грожусь перевести его в другую школу. Не поверите – но действует!

Закрыть нельзя оставить

Организация педагогического процесса и поддержание порядка в школе, известно, дело отнюдь не легкое, особенно если ты всей душой болеешь за него. Вот и администрация православной гимназии с болью рассказывает о своих проблемах.

– Несмотря на то, что весь наш педагогический коллектив искренне болеет душой за гимназию, к сожалению, существуют определенные проблемы, создающие помехи для нашего развития и даже существования, – говорит Мирослава Дударева. Речь идет о финансах, без которых в наше время никуда. На данный момент ситуация сложилась таким образом, что мы находимся на грани закрытия, так как ввиду небольшого количества учеников объем государственного финансирования у нас составляет всего 10 % от расходов, остальную часть вносят родители в форме пожертвований и мы изыскиваем средства своими силами. Для того чтобы рассчитывать на государственную компенсацию большего размера, мы должны увеличить количество обучающихся. Этой возможности у нас нет, поскольку мы едва размещаем тех детей, которые посещают школу на сегодняшний день. Да и себестоимость обучения одного ребенка при количестве учеников в классе не более пятнадцати у нас очень высока. Особенно это касается среднего звена, где очень много учителей-предметников. Учитывая то, что сегодня мы осуществляем обучение учеников до 9 класса (в этом году состоится наш первый выпуск), это непосильная ноша. Мы подбираем всевозможные варианты для этого, но, к сожалению, наши возможности уже на пределе.

Единственным выходом из этой непростой ситуации, по мнению сотрудников и родителей, стала бы возможность открытия дополнительного здания для нужд гимназии.

– Мы писали письма с обращениями в городскую и краевую администрации, – говорит Сергей Климов. – Мы благодарны за те варианты, которые нам были предложены, но, к сожалению, ни один из них для нас неприемлем. Это, как правило, были здания на окраине города, что для нас очень неудобно, или варианты с переселением жильцов. Такой возможности в силу существующих финансовых трудностей мы тоже не имеем. Конечно, находятся неравнодушные люди, готовые помочь нам материально, но этого все равно недостаточно. В случае положительного решения вопроса со зданием для гимназии, на которое мы очень надеемся, мы бы перевели среднее звено обучающихся по новому адресу, оставив здесь только учеников начальной школы. При такой возможности мы могли бы увеличить число обучающихся до 500 человек и не отказывать родителям, приводящим своих детей в единственную в Забайкальском крае православную гимназию. Если же брать Дальневосточный округ, к которому мы теперь относимся, то ближайшее подобное учебное заведение расположено во Владивостоке и Хабаровске. Для примера, в Нижегородской области функционируют двенадцать православных гимназий.

Не так давно представители администрации православной гимназии, как одни из победителей конкурса президентских грантов, встречались с врио губернатора края Александром Осиповым.

– По словам людей, которые освещали наши чаяния, Александр Михайлович готов помочь нам, – говорит Сергей Шадрин, у которого дети также обучаются в гимназии. – Мы с трепетом ждем его положительного решения и в глубине души надеемся, что такое благое дело, как Забайкальская православная гимназия, которой в этом году исполняется пятнадцать лет, не канет в Лету.

Екатерина СКОРОХОД

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.