Пусть возвышается белый дуган...
История Зугалайского дацана чрезвычайно богата и интересна. Уникальна она и тем, что почти сто лет он не значился ни в одном официальном документе. Действующий ныне глава дацана Батор лама Митупов рассказывает читателям об истории этого духовного и культурного памятника Забайкалья, а также о том, как живет буддистская святыня сегодня.
Почти на двести лет назад...
В 1826 году неподалеку от селения Зугалай был основан деревянный бумхан, куда был назначен на служение один лама. Позднее туда были командированы ламы-врачи, которые заслужили всеобщее уважение своей любовью к народу и укрепили значение Зугалайской конфессиональной школы-сумэ. Она практически превратилась в дацан, необходимо было лишь узаконить его документально. Однако сделать это было не так просто. Дело в том, что согласно «Положению 1853 года» было запрещено строительство новых дацанов. Тем не менее зугалайцы вели активную переписку, обращаясь с прошениями к Приамурскому генерал-губернатору, Читинскому окружному начальнику. В 1891 году по территории Забайкалья путешествовал наследник государя, будущий царь Николай II. По этому случаю в этом месте был построен деревянный павильон, в котором останавливалась царская особа. В итоге этот дворец было решено оставить в качестве вечного памятника и проводить там молебны «о долговременном и мирном житие Его Императорского Высочества».
После такого ходатайства разрешение местного начальства было получено, однако с учетом других непредвиденных обстоятельств строительство дацана началось только в 1908 году и было закончено к осени 1910-го. В 1926 году деятельность буддийских дацанов в Забайкалье была практически приостановлена в связи с антирелигиозной пропагандой. Тогда Зугалайский дацан перешел в ведение светских лиц, а в 1937-м в результате арестов и ссылок буддийская община при храме прекратила свое существование.
Заново построен дацан был лишь в 1991 году недалеко от своего прежнего места, и ему было возвращено его историческое название – «Дэчин-чойнхор-лин». Первый молебен прозвучал в стенах дацана лишь в январе 1995 года. В июне 2005-го эту буддийскую святыню посетил Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, который освятил центральную скульптуру Будды, привезенную из Индии. В 2007 году он высказался о необходимости постройки нового дугана Белой Тары в честь основателя дацана – последнего царя Российской империи Николая II. По его ходатайству дацану из благотворительного фонда «Милосердие» было выделено пять миллионов рублей. Строительные работы были начаты в 2012 году и продолжаются по сегодняшний день.
Всем миром
Ввиду сложного архитектурного устройства и внутреннего убранства буддийских святынь сроки их постройки всегда достаточно длительны. Ситуацию осложняет и недостаток финансирования, источниками которого являются лишь средства пожертвований.
Однако, по словам Батора ламы Митупова, работы ведутся благодаря помощи неравнодушных людей.
– Возможности привести весь список благотворителей на полосе газеты нет – так их много. Это и организации, и диаспоры, и частные лица. Всем им огромная благодарность. На сегодняшний день в дацане еще не окончены все необходимые отделочные работы, однако это не помешало нам 16-17 сентября 2016 года совершить освящение и открытие дугана Белой Тары.
По словам Батора Митупова, в процессе строительства возникали и непредвиденные трудности в виде отсутствия финансирования или задержки поставок строительного материала, и неожиданные радости, когда вдруг объявлялся неожиданный источник поддержки. Наверное, это вполне естественно, если учесть тот факт, что дацан полностью возводится на средства благотворителей. Как бы то ни было, дацан живет и собирает под своей крышей множество буддистов, а также всех тех, кто желает прикоснуться к обрядам и таинствам этого мудрого учения. Особенно много народу собирается там по большим хуралам.
По традициям буддизма, люди записывают определенные суммы пожертвований на строительство дацана, поскольку видят реальный результат, то, как здание и территория преображаются.
– Люди должны своими глазами видеть те преобразования, которые происходят в дацане, – уверен Батор Митупов. – Тогда у них возникает и укрепляется стимул участвовать в этом благом деле. И чем интенсивнее происходят эти положительные изменения, тем активнее становятся прихожане.
Помимо непосредственно финансов, помощь идет в виде необходимых строительных материалов, предметов внутреннего убранства. Люди целыми семьями приходят для того, чтобы помочь в выполнении тех или иных работ. Молитвенные барабаны на территории дацана были предоставлены неравнодушными прихожанами. Причем весь процесс – от заказа на их изготовление в Улан-Удэ и до установки – они взяли на себя. Многие буддисты после посещения Тибета привозят в дар Зугалайскому дацану скульптуры буддийских божеств.
В Зугалае существует добрая традиция, когда выпускники местной школы по случаю ее окончания преподносят в дар определенную сумму дацану. По словам Батора, инициаторами сбора средств обычно выступают несколько активных выпускников, а все остальные с готовностью их поддерживают. Поэтому за годы строительства помощь вчерашних школьников достаточно ощутима.
Сделать жизнь лучше
Вообще, складывается ощущение, что в Зугалае живут какие-то особенные, неравнодушные люди, благодаря чему это село славится на весь Забайкальский край. Взять хотя бы имена знаменитых спортсменов, малой родиной для которых является Зугулай. На вопрос о том, почему это так, Батор лама с улыбкой отвечает, что сама атмосфера его родного села располагает людей к открытости, веселости и общественной активности. Сельчане поддерживают этот своеобразный дух и еще больше стараются сделать свою жизнь лучше.
Батор Митупов искренне благодарен этим людям и уверен, что без их духовной и материальной помощи осуществить это благое дело было бы невозможно. Помимо духовного служения, проведения молебнов и общения с прихожанами по их насущным вопросам, на Баторе и его коллегах лежат вопросы административного и хозяйственного характера, решать которые в условиях недостатка средств подчас нелегко. Однако он с оптимизмом смотрит вперед и уверен, что вся история становления этого дацана доказывает тот факт, что он должен существовать. Тем более, мечта встать на путь духовного служения появилась у Батора Минтупова еще во времена, когда тот был школьником. В итоге, пройдя обучение при Агинском дацане и окончив Агинский буддийский институт, он вернулся в родное село Зугалай, чтобы служить при дацане, история которого заслуживает отдельного внимания, а будущее этой буддийской святыни во многом зависит от неравнодушного отношения прихожан.
Вообще, буддистская культура направляет человека на познание своего внутреннего мира. Именно поэтому для того, чтобы улучшить окружающую действительность, необходимо прежде всего изменить свое отношение к этому миру.
– Согласно учению Будды, человек рождается бесчисленное количество раз, поэтому каждый из нас является друг другу родственником, – говорит лама. – Этот постулат должен стать ключевым в вопросах взаимоотношений. Необходимо относиться друг к другу с добром и пониманием, тогда и негативного в нашей жизни станет гораздо меньше.
Екатерина СКОРОХОД