Продолжая дело предков
Сегодня оленеводство на каларской земле возрождается, и лучшим тому подтверждением является увеличение не только численности оленей, но и жизнь родовых общин. «Геван», «Амикан», «Бэюн», «Орон», «Сюльбан», «Метакат», индивидуальный предприниматель Юрий Мальчакитов – все они развивают не только оленеводство, в круг их интересов входит также сохранение, развитие и популяризация национальной культуры, традиций, обычаев.
Сбылось его желание
Спиридон Николаевич Габышев, как и многие оленеводы, своё хозяйство начинал практически с нуля. После развала совхозов у него было не более десятка оленей. Потом несколько голов ему досталось в наследство от отца. Жена Антонина Ивановна вспоминает, что первые годы своих оленей не ели, перебивались тем, что муж добывал на охоте, или покупали мясо в магазине, а если приходилось забивать оленя, то это шло на продажу, чтобы купить другие продукты, или на то, что за деньги не всегда купишь. Самим оставалась голова, внутренности да ноги.
Еще четверть века назад на оленеводческой стоянке Спиридона на Оллонгноконе (Якутия) в его стаде паслись олени известного в районе оленевода Михаила Николаевича Габышева. А свою оленеводческую общину коренных малочисленных народов севера «Геван» он создал в Каларском районе в апреле 2002 года. В 2012 году он участвовал в празднике Дней северных районов в Чите, в 2016-м – на Дне оленевода в Тупике Тунгиро-Олёкминского района, в прошлом году – в Чаре. Он активно выступает на различных мероприятиях за сохранность природы и сохранение традиционного уклада коренных жителей.
Сейчас в общине Спиридона Габышева более двух тысяч оленей. Желание Спиридона Николаевича, отца большого семейства, возродить личное поголовье оленей, продолжить традиционный уклад жизни эвенков воплотилось в жизнь и имеет своё продолжение. Его сын Алексей тоже оленевод и имеет своё хозяйство.
Проскакал по городу олень…
Евгений Трынкин четверть века назад молодым парнем пас оленей – своих и не своих – недалеко от якутского села Тяня на Оллонгноконе со Спиридоном Габышевым. Недавно Евгений Афанасьевич приезжал в Чару регистрировать своё оленеводческое хозяйство.
Не сидится ему на месте: то он в Чапо-Олого появится, то в Чаре. В 2012 году Евгений Трынкин верхом на оленях разъезжал по Театральной площади Читы, чем немало удивил не только тогдашнего губернатора Равиля Гениатулина, но и сотни горожан – участников праздника Дней северных районов в краевой столице.
Потом на традиционном празднике Дня оленеводов в Тупике Тунгиро-Олёкминского района он в оленьих гонках по нартовой и верховой езде завоевал первое место, за что хозяйству Спиридона Габышева, в котором он работал, вручили дорогой подарок – снегоход «Буран».
Родился оленевод в селе Тяня Олёкминского улуса Республики Саха (Якутия). Родители всю жизнь в тайге с оленями, он, три его сестры и брат до школы тоже с ними. Потом в перерывах между учёбой в школе, на каникулах, опять в тайге. Отец умер, когда Женьке было восемь лет.
После восьмого класса пошёл работать в совхоз «Тяня» оленеводом. А когда развалился Советский Союз, а вместе с ним и совхоз, дали ему пай – семь голов. Купил ещё две матки и с девяти оленей довёл своё стадо до 50. За 20 оленей в Тяне купил дом, а остальных волки довели до 11. Ушёл работать к Спиридону Габышеву. Через несколько лет отделился, прибился со 150 оленями к Вячеславу Павлову. Теперь регистрирует своё хозяйство…
«Быть тебе оленеводом!»
Община коренных малочисленных народов Севера – эвенков – «Орон» (олень) создана недавно, в 2011 году, но её руководитель Вячеслав Григорьевич Павлов в оленеводстве с детских лет. Сначала, как и все мальчишки – дети оленеводов – в перерывах между учёбой в школе помогал родителям в тайге смотреть за оленями, разводил дымокуры от гнуса.
Уже тогда бригадир оленеводов нагульного стада колхоза «Заря» из Чапо-Олого Григорий Ильич Павлов, глядя на сыновей Славку и Илюшку, говорил: «Славка у меня будет оленеводом». Так и получилось. Илья выбрал цивилизованную профессию, работал в диспетчерской Чарского аэропорта, а Слава остался в тайге, в бригаде отца. Потом Григорий Ильич работал у него членом бригады. Когда в районе оленеводство «приказало долго жить», не все проели и пропили свои паи, на которые разделили оставшихся совхозных оленей. Вячеслав Григорьевич, как немногие, взял своих оленей и ушёл в тайгу. Теперь в его зарегистрированной общине около сотни оленей.
Практика показывает, что у тех, кто раньше серьёзно занимался оленеводством, и сейчас неплохо получается. Вячеслав Григорьевич был ударником пятилеток в советское время и в 2015 году стал победителем трудового соперничества среди оленеводов Забайкальского края. Сейчас вместе с младшим братом Ильей наращивает поголовье уже своих общинных оленей.
Следуя заповедям…
Три года назад была создана семейно-родовая эвенкийская община коренных малочисленных народов севера «Сюльбан». Руководит общиной Марина Владимировна Васильева. В хозяйстве 371 олень.
Много труда, времени и внимания требуют животные. А еще в своей деятельности оленеводы неукоснительно следуют заповедям, которые передают из поколения в поколение. Вот некоторые из них: «Построишь много километров ограды – кораля, но оленя не удержишь. Поставишь стойбище, поселишься вместе с детьми и внуками в нем – олени сами будут держаться вокруг жилища», «Устраивая свою жизнь, всегда в первую очередь думай и поступай так, чтобы было хорошо и удобно твоим оленям и оленятам и только во вторую очередь думай о себе и о своих детях. Помните: если сегодня хорошо вашим оленям, то завтра будет хорошо вам», «Не принуждай детей и внуков заниматься оленями. Сделай так, чтобы они сами для себя выбрали судьбу оленевода. Тогда жить им будет легко».
Знаменитая Ачимсара
Восемь лет назад была создана община «Бэюн» (Дикий олень). Руководит хозяйством Евгений Степанович Симонов. Хоть и начинал Евгений своё хозяйство всего с 17 оленей, несмотря на многочисленные трудности, продолжает дело своих предков.
Корни рода Евгения по материнской линии глубоко уходят к оленным людям – орочонам. Орон значит «олень». Его дед Дмитрий Прокопьвич и бабушка Федосья Михайловна Даниловы, пока было здоровье, занимались оленеводством. Пасли стадо в верховьях Сюльбана, Среднего Сакукана. В работящей семье Даниловых было много детей: Рита, Наташа, Сергей, Максим, Володя – все они выросли в тайге. Забайкальский писатель Николай Ященко в своей повести «Северная точка», рассказывая о жителях эвенкийского села Чапо-Олого, описывает такой случай. Обратился он к эвенкийской девочке: «Как тебя зовут?». Она ответила: «Ачимсара». По-эвенкийски это означает «Не понимаю». То есть она ответила, что не понимает по-русски, а он подумал, что это ее имя. Так и прилипло к Рите Даниловой прозвище Ачимсара. А Рита – это мать Евгения.
Хоть и начинал Евгений своё хозяйство всего с 17 оленей, но у других было ещё меньше. Сейчас он, как и другие оленеводы района, несмотря на многочисленные трудности, продолжает дело своих предков.