Приятные заботы Евгения Нимаева
Один из самых известных забайкальских артистов Евгений Нимаев совсем недавно отметил 45-летие. Спектакли, концерты и творческие вечера Нимаева всегда проходят с аншлагом. Его с полным основанием можно назвать бойцом культурного фронта. Мы встретились с артистом и побеседовали о его семье и об искусстве.
– Евгений Владимирович, вы один из самых узнаваемых людей в Забайкалье. Однако о вашей семье известно не очень много. Расскажите подробнее о ней.
– Наша семья недавно отметила ромашковую свадьбу. За это время мы с супругой нажили троих детей. Старшей дочери Дарине 8 лет, сыну Тимуру 4 года и младшей дочери Диане 2 года и 4 месяца.
– Какие замечательные имена.
– Это мама выбирала. Папа и так даёт отчество и фамилию (смеётся). И я не препятствовал, она мудро поступила. Дарина имя не бурятское – славянское. Тимур в общем-то и туда и сюда. У нас интернациональная семья. Мама русская, папа бурят. Дети гураны получились. Супруга Ольга Игоревна Субботина.
– А супруга из какой сферы деятельности?
– Жена как раз из вашей сферы, она по образованию журналист, окончила наш университет с красным диплом. Училась вместе с Дарьей Юринской, с Окладниковой. А потом она попала к нам в театр, работала главным администратором, там мы и познакомились. Замечу, что супруга активно играла в студенческом театре «Странник».
– А до вас в семье Нимаевых кто-нибудь занимался искусством?
– Вот, кстати, вообще никак. Крестьянские корни, так скажем. Отец военный, мать домохозяйка.
– Но ведь люди и таких профессий часто увлекаются каким-то творчеством.
– Мама пела… У меня старший брат тоже из военных, потом я, а младший брат Роман Нимаев работает ведущим на свадьбах, известный тамада. Он учился в нашем училище культуры. А сестра Алла окончила Восточно-Сибирский государственный институт культуры и сейчас работает в Улан-Удэ. Так что они тоже пошли в сферу культуры. Хотя я им наказывал: не идите туда (смеётся).
– Почему?
– Говорил: идите нормальные профессии получайте. Актёрская профессия и деньги малость параллельно идут.
Скажу о своей семье, что живём душа в душу. Конфликтов никогда не было. Если и есть какие-то споры, то они быстро гасятся. Жена не даёт повода… (смеётся)
– А вы не даёте?
– Ну, я иной раз бываю уставший… Так она понимает это. Но ругани нету у нас. А то у некоторых же слово за слово – и пошло. Супруга у меня, если там что-то, голову опустит, молчит ходит. И от этого мне ещё больнее. Но это не манипуляции, она неконфликтный человек, такие люди редко встречаются.
Если говорить о быте, то, например, полы мою только я.
– Это вы так распределили обязанности?
Так пошло. В наше время это мужская работа. Мусор я выношу. А вот пыль вытирает и окна моет уже супруга. Обеды тоже Ольга всё время готовит, меня не подпускает к этому делу. Но если я добираюсь, то готовить, в принципе, люблю, просто времени не хватает. Детей много у нас, они маленькие все. Бабушки помогают, но не так, как у многих, – раз, привёз детей в любой день на неделю... Мои родители уже старенькие. Тёща с давлением, тоже долго не может водиться с детьми.
– Какая музыка звучит в вашем доме? Какое кино включаете для семейного просмотра?
– Сейчас дети маленькие, так что пока смотрят мультики. Но у меня в приоритете советские фильмы, потому что там русская школа – не представления, а переживания, скажем так. Там есть душа. Потому мы и смотрим эти фильмы по 500 раз.
– Да, они не надоедают.
– Сейчас российский кинематограф не дотягивает до этого уровня. Есть, конечно, хорошие примеры. Сериал «Ликвидация» мне очень нравится, фильм «Остров» с Мамоновым. Но это штучный товар. Хочется видеть более умные фильмы. Потому я и спектакли ставлю по Шукшину и на тему Великой Отечественной войны. То есть не просто поставил для галочки, а чтобы народ ещё раз всплакнул, задумался после спектакля; чтобы какое-то послевкусие осталось. Чтобы зритель как минимум 2 часа, а как максимум 2 дня ходил и думал, что же это было, что произошло. Тогда это искусство. Лёгкие спектакли тоже нужны, но они не должны превалировать. Русская школа – это нутро. Чтобы всё работало и у артиста, и у зрителя. Чтобы происходило единение. Тогда это мощно, по-нашенски.
– Вы упомянули Шукшина. А за современной отечественной литературой, драматургией следите? Что-то можете выделить?
– Я не ставил себе задачу найти какого-то современного драматурга или писателя. Мне пока хватает того, что есть. Я лучше ещё раз перечитаю того же Шукшина, Шолохова. Тот же самый «Выстрел» Пушкина перечитаю, открою по-новому.
Современные – однодневные, неглубинные. Может, я и ошибаюсь. Писатели ушли в сторону жанра фэнтези, а меня это не греет. Кто-то увлекается. Слава богу, что людей что-то увлекает, лишь бы не чёрное, не плохое. А я люблю советскую и классическую литературу. Да и времени мало на то, чтобы что-то новое искать. Бывает по три концерта в день: там выступить, тут поздравить.
– Ваш топ-5 самых любимых писателей.
– Шукшин, Шолохов, Лермонтов, Пушкин обязательно. А пятый… Пусть будет Зощенко.
– Хочу поговорить о музыке. Вы исполняете на своих концертах песни Виктора Цоя, Игоря Талькова…
– Высоцкого.
– Да. Как вы относитесь к тому, что сегодня песни этих авторов-исполнителей вновь на пике популярности? «Группа крови», например.
– Если взять «Группу крови», то «афганцы», например, её считали своей. Хотя Виктор Цой говорил, что никому конкретно её не посвящал. У него же в основном за час-полчаса выходили песни из-под руки. Он говорил, что не знал, как это происходит. В Чечне тоже многие бойцы рассказывали, что слушали «Группу крови» всё время. И сейчас Цоя тоже поют, и «за лентой», и здесь. «Кукушку» вот перепела Гагарина. Бога ради, новая жизнь пошла у песни. Конечно, как Цой, петь же не будешь уже, не получится. Как и Высоцкого.
– На ваших концертах чьи песни лучше воспринимает аудитория?
– А всё вместе. У меня как раз был такой концерт года четыре или пять назад – «Их песни с нами навсегда», где я начинал с Высоцкого, потом пел Цоя и заканчивал Тальковым. Их творчество умное, выполняет функцию поэзии. Знаю даже об одном учителе философии, который, являясь поклонником творчества Цоя, разбирает его песни на уроках.
– Понятно, что и у Высоцкого, и у Цоя есть, скажем так, программные произведения, хиты, которые звучат до сих пор практически повсеместно. А что вы берёте из Талькова?
– Самые известные. «Бывший подъесаул»…
– «Россия»?
– «Россию» пою обязательно. Это ведь было в истории. Хотя многие коммунисты с этим не согласны в силу фанатизма. Я всё время говорю, что у меня есть друзья, которые до сих пор ярые коммунисты, и я не могу обвинять их в чём-то. К этому нужно мудро подходить, это их жизнь, молодость, они давали присягу. Кто смог перековаться быстро? Те, у кого это получилось – люди такие, куда ветер подул, где лучше, туда и пошли. А есть люди, которые остались верны человечным коммунистическим идеалам. И я их понимаю, даже преклоняюсь перед ними.
Вот Валерий Викторович Попов, мой друг, мы с ним объехали все детдома, детские приюты, дома инвалидов в Забайкалье. Валерий Викторович покупал подарки детям, всё на свои деньги. Многие не верили. Но кто-то же должен спонсировать.
– А Попов коммунист?
– Да, но не ярый. Он сейчас не состоит в партии, по-моему. Раньше преподавал в Чите философию, работал в органах прокуратуры, был на постах коммунистических.
– И остался верен идеологии.
– Да. Чуть что про Ленина скажут, он отстаивает.
– Интересная вещь. Сейчас и среди молодых людей встречаются симпатизирующие коммунистическим идеям. Видимо, не все довольны капитализмом.
– Тут я бы не всем стал верить. Может, кто-то просто хочет пойти во власть.
Сейчас наше дело – взять лучшее из советского времени. Что, в принципе, и происходит. Чтобы была бесплатная медицина, чтобы образование стало лучше.
– Расскажите о творческих планах.
– Недавно был концерт к моему 45-летнему юбилею, усиленно к нему готовился. Слава богу, был полный зал.
А сейчас мы всей семьёй в лагере им. Фрунзе на станции Адриановка. Я тут воспитателем, Ольга – педагогом дополнительного образования. Я с 2010 года сюда езжу. И Ольга после знакомства со мной тоже стала ездить. Тут наш роман продолжался.
– Романтично.
– Да. А потом ездили с одним ребёнком, затем с двумя. Недавно старшую дочь отправляли на агутинский форум в Сочи, там она взяла второе место. Она тоже поёт, занимается в вокальной студии «Голоса». Плаванием занимается, спортивной гимнастикой. И вот теперь у меня такая родительская работа: одного в садик отвезти, другого в поликлинику. Между этим надо успеть где-то спеть, выступить. И так целый день. Но это приятные заботы.
– На осень что-нибудь запланировано?
– Работа в театре в основном, будет много постановок. В театре «ДалиТЭ» попросили срежиссировать постановку. Процесс идёт.
Беседовал Валентин ОЛЕЙНИКОВ
Фото: страница Евгения Нимаева во «ВКонтакте»