При полном взаимопонимании

Руководители диаспор, журналисты и студенты обсудили межнациональные настроения в регионе.

Неизвестно, какую статистику покажет нынешняя перепись населения. Но по данным переписи населения 2010 года, в нашем регионе на тот период проживали представители 120 национальностей и этнических групп.

И действительно, Забайкальский край, несмотря на суровый климат, выбрали люди разных национальностей. Начиная с XVIII века в состав русского казачества входили и представители коренного населения Забайкалья – буряты и эвенки (тунгусы). Вслед за казаками наш край стал заселяться вольными людьми и ссыльными, которые оставались здесь на постоянное проживание. Понятно, что не каждая женщина могла решиться отправиться в полный опасностей путь за тридевять земель в неведомый край. Поэтому и стали брать себе в жёны девушек из местных – буряток и тунгусок. Вот и моя прапрабабушка по линии одного из дедушек была тунгуской...

В XX веке в советское время в наш солнечный край стали приезжать выходцы из разных союзных республик СССР. Понятно, что в то время такого понятия, как национальные конфликты, не существовало. Разве что исключения составляли незначительные распри между молодыми людьми. Только и всего. А в целом, за всю свою жизнь (включая и профессиональную) как-то не приходилось сталкиваться с откровенной враждой между представителями той или иной национальности.

В школе мы вообще выбирали друзей не по национальным, а совершенно по иным признакам. Так же поступали и мои дети и их окружение. А проживаю я в многонациональном подъезде, в котором моими соседями являются армянская и таджикская семьи...

Примеров добрососедства разных народов в Забайкальском крае, в котором не только довольно мирно уживаются разные национальности, но и появилось несчётное количество межнациональных семей, можно здесь привести предостаточно. Включая и материальную помощь, и моральную поддержку, которую оказали в нынешнем году пострадавшим от паводков жители Агинского и забайкальских диаспор. Поэтому можно понять то недоумение, которое было вызвано информацией о том, что по неведомой для нашего населения причине мы вошли в число регионов, где показатели межнациональных настроений россиян становятся хуже.

Эти данные Российского рейтинга межнациональных угроз в регионах, которые озвучил замглавы Администрации президента Магомедсалам Магомедов на открытом заседании коллегии Федерального агентства по делам национальностей 5 апреля 2018 года, привела в своём выступлении председатель общественной организации российских немцев «Хофнунг» Ирина Решта. В данный перечень вошли Магаданская область, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Дагестан.

«Перелопатив» интернет в поисках первоисточника сего, нашла упоминание о том, что в первом аналогичном рейтинге, в 2014 году, Забайкальский край вообще не упомянули ни по каким показателям. А коль уж он неожиданно возник в списке в столь неприглядном виде, то существуют полные тому основания полагать, что в эту пресловутую пятёрку в 2018 году наш край был включён по показателям... преступности и уровню жизни.

Впрочем, ещё об одной существенной тому причине скажу чуть позже. Ирина Решта между тем сказала следующее:

- Иосиф Евгеньевич Дискин (научный руководитель Всероссийского центра изучения общественных мнений, председатель комиссии ОПРФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений – авт.) сказал, что у нас идёт «торфяной пожар» и нам надо над этим работать, нам нужно всё это освещать в прессе. Но, прежде чем освещать, мы должны друг друга слушать. Должен быть диалог. А у нас в Ассамблее диалога как-то не наблюдается. Ассамблея должна работать на медиацию. Медийный и медиация – это разные вещи. Медиация означает предупреждение конфликта. То есть мы должны работать на предупреждение.

В принципе, слово «медиация» происходит от латинского «mediare» – «посредничество». В современном значении медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой конфликт. Этой третьей стороне, секретарю Союза журналистов России Владимиру Касютину, и предстояло выступить, он, на правах спикера начав круглый стол, подвёл его итоги. О чём и будет сказано в завершение.

А между тем слово взяла председатель краевой общественной организации цыган Забайкалья «Романи Черген» Ольга Иванова:

- Вот здесь говорили о средствах массовой информации. Об этом я как раз и хочу сказать. Начать хочу с письма Европейского центра по правам цыган, международной общественной юридической организации, Константину Эрнсту. Целиком письмо зачитывать не буду, расскажу о сути.

Как выяснилось, телеведущий Алексей Пиманов в одной из передач «Человек и закон» как-то высказался по поводу цыган, которые, по его мнению, все – члены организованных преступных сообществ. Возмущение Ольги Павловны, которая является также одним из авторов монографии «Цыгане Забайкалья», вполне обоснованно. По сей день по некоторым российским СМИ кочует распространённый миф о тотальной криминализированности цыган. При этом масштабы цыганской преступности и цыган, вовлечённых в криминальную деятельность, существенно преувеличиваются. В настоящее время в местах лишения свободы процент цыган среди заключённых незначительный.

Но выступление руководителя краевой общественной организации цыган было вызвано не только по-настоящему противоправным высказыванием ведущего программы, который в погоне за рейтингом выразил некомпетентность в данном вопросе. Перейдя ко второй части своего выступления, Ольга Павловна отметила, что по первой специальности она – охотовед. И вот во время спора о браконьерстве на интернет-пространстве она отметила, что лицензия не может быть выписана по такой-то и такой-то причине. И тут некто под ником Егор Александров (как выяснилось впоследствии, на самом деле его фамилия Сущих) весьма цинично ответил женщине в самом нелицеприятном духе.

- И как, вы думаете, на это отреагировала прокуратура, ФСБ, отдел «Э»? – продолжала Ольга Павловна, – да никак не отреагировали. Просто мне написали кучу писем, мол, ничего особенного. Надо полагать, что с цыганами так и надо. Извините, но те, кто тычет нам этими вокзальными попрошайками, среди которых, давайте посчитаем, сколько цыган и сколько не цыган. И настоящие цыгане не они. Настоящие цыгане – это мы. Это – девочка Маргарита и её сестра Татьяна, которые спасали тонущих, когда русские мужчины безучастно сидели на берегу и снимали всё это на телефон. Нахлебавшись воды, Рита испытывала потом проблемы со здоровьем. Мы потом с трудом добились, чтобы ей дали путёвку в «Орлёнок».

В данном месте вновь захотелось сделать очередное отступление, чтобы напомнить о том, как два года назад, в жаркий июльский день 12-летняя Маргарита Шванова вместе со своей старшей сестрой спасла Наталью Жабкину и её 14-летнего сына, которые чуть не утонули в реке Читинке. О поступке сестёр стало известно лишь по той причине, что мама мальчика спросила у девочек контакты.

В начале учебного года в школе № 25, где учится Маргарита, устроили торжественную линейку, на которой девочке вручили грамоты, портативное зарядное устройство Power Bank и коробку конфет. По словам школьницы, они с сестрой-студенткой ни о чём не думали в тот момент. Просто не успели, бросившись на помощь тонущим людям.

Это отступление было бы неполным без упоминания о семье Швановых. Мама двух сестричек, Анжелика, стояла у истоков создания НКО забайкальских цыган «Романи черген» – «Цыганская звезда». Она же сыграла и одну из заметных ролей в спектакле «Золотая чаша», поставленном в театре национальных культур «Забайкальские узоры» по произведению Ольги Ивановой. Вместе с Анжеликой зажигательные танцы в постановке исполнили её родная сестра Тамара Ермолаева и дочь Руслана. Танец для девочки является главным увлечением. В 2021 году на детском фестивале «Возьмёмся за руки, друзья!» Руслана заняла одно из призовых мест среди более чем трёхсот участников.

Старшая дочка в многодетной семье Швановых, Татьяна, та, которая вместе с Ритой бросилась на помощь утопающим, по окончании колледжа учится в университете по специальности «финансовый менеджер». Ну а самой младшей сестрёнке Лидочке нет ещё и двух лет. Думается, что глава семьи – папа Руслан, который научил старших дочек плавать и водить машину, а главное – не раздумывая, без сомнений вовремя прийти на помощь, даже если придётся рисковать жизнью, научит этому и свою младшую дочь.

И эта ли публикация о жизни цыганской семьи в «Читинском обозрении», автором которой является Ольга Павловна Иванова, не очевидный пример того, что забайкальские цыгане имеют возможности для реализации своих талантов и способностей? О чём и сказала руководитель организации цыган:

- Нас ведь везде приглашают выступать, – добавив при этом, – а попробуй-ка обратись с цыганскими проблемами в структуру, которая нас приглашает с концертами, отмахиваются – не до вас. А средства массовой информации цыган также никогда не поддерживали. Допустим, идёт передача, где рассматривается 5-6 криминальных сюжетов. Ни разу не называется национальность, за исключением случаев, когда это цыган или цыганка. Таким образом, средства массовой информации нагнетают обстановку, усугубляя межнациональные конфликты. И то, что люди так относятся к цыганам, это работа СМИ.

Прежде всего, оценку изложенному руководителем цыганской организации дал Владимир Касютин, который на правах секретаря Союза журналистов отметил, что следовало написать в Союз соответствующее заявление. Понятно, что с работы журналиста не сняли бы, но, в любом случае, возник бы прецедент.

- Есть такая практика: выносится соответствующее решение, которое размещается в интернете на сайте, и его все видят. Так что с этим можно работать. И нельзя говорить, что всё плохо. И нужно, наверное, разделять: есть СМИ, а есть – интернет. И это – разные, по сути, вещи. И давайте посмотрим, как работают в данном направлении забайкальские СМИ. Я не уверен, что какие-то из них разжигают огонь в это пламя.

И сказанное секретарём российского Союза журналистов незамедлительно получило своё подтверждение. Главный редактор издания «Московский Комсомолец» в Чите» Степан Тихомиров был достаточно конкретен в своём выступлении:

- Что говорил гражданин Сущих, это – стопроцентная статья. И я просто не понимаю, почему им не занялись компетентные органы? В данном случае и без того всё очевидно, и никакой лингвистической экспертизы не надо, чтобы привлечь этого человека к уголовной ответственности. И, если бы подобное высказывание даже в цитате другого человека, разместило хоть одно забайкальское СМИ, я уверяю вас, на следующий день в такой редакции было бы такое маски-шоу и сразу бы завели уголовные дела. Если бы, допустим, у меня на сайте это прошло, я тут бы не сидел стопроцентно. Я бы сидел совершенно в другом месте и совершенно с другими людьми общался.

А своё выступление Степан Тихомиров завершил обращением о сотрудничестве: «Поэтому, я вас призываю, генерируйте интересный контент, а мы, без разницы, будь то цыгане, немцы, азербайджанцы и так далее, если это действительно интересная информация, с удовольствием будем её брать».

Главный редактор газеты «Аргументы и факты – Забайкалье» Елена Лоскутникова, которая также является старшим преподавателем кафедры журналистики и связей с общественностью ЗабГУ, выразила готовность сотрудничать с руководителями диаспор в плане размещения материалов:

- Я давно к этой теме подбиралась, но никак не могла найти к ней подход. Поэтому все запишите мой телефон для связи. Наше издание интересуют и свадьбы, и кухни... Звоните – будем сотрудничать.

Забегая немного вперёд, также приведу ответ председателя Ассоциации народов Забайкальского края Николая Сыроватки:

- В театре национальных культур «Забайкальские узоры» поставлен цыганский спектакль. Вот тут, Ольга Павловна, Вы не правы, говорите, что вообще вам никакого внимания не уделяют. Уделяют. Вы сами играете в этом спектакле.

Остаётся добавить, что вместе с профессиональными артистами в спектакле «Золотая чаша», поставленном по одноимённой книге руководителя организации цыган, вместе с профессиональными артистами театра национальных культур выступала не только автор, Ольга Иванова, но и члены ансамбля «Романи Черген». Как отмечали организаторы накануне премьеры, «Золотая чаша» – спектакль необычный, яркий, экзотический, но в то же время простой и понятный каждому зрителю. Он в полной мере выражает нераздельность культур и судеб двух народов, живущих под одним небом, на общей родной забайкальской земле.

А между тем начатую тему продолжил председатель татарской общины Забайкальского края Тагир Аглямов:

- На одной из наших встреч я Вам подсказал, Ольга Павловна, путь решения вашей проблемы. Вы обратились в правоохранительные органы? Если Вы этого человека знаете, то должны были написать исковое заявление со всеми фактами за разжигание межнациональной розни. И меньше надо реагировать на социальные сети, где можно найти и золото и бриллианты, а можно найти и совсем обратное. Просто надо уметь анализировать.

 В качестве продолжения темы Тагир Аглямов отметил:

- Почему когда пишут о нашем крае в центральных СМИ, то больше пишут плохое, особенно – про преступления? Говорят, что больше лайков собирают, а это деньги. Так сделайте монетизацию и пишите о хорошем. Что же касается межнационального вопроса, то прежде, чем писать, нужно хорошенько разобраться. А то, может, эта информация не стоила и выеденного яйца. В любом случае, ситуацию нужно освещать объективно. А не так – слышу звон, а не знаю, где он. Вот был конфликт в Харагуне, но там разобрались с ситуацией.

 С присущей ему сдержанностью ситуацию 15-летней давности прокомментировал руководитель Азербайджанской диаспоры Забайкальского края Аладдин Мамедов:

- На самом деле там ситуация была такой. Что одни воровали лес, что другие воровали лес. Когда лес стало возить далеко, стали друг другу мешать. И в бильярдном зале во время возникшей потасовки стали кидаться друг в друга шарами. С этого и пошло... Но с тех пор многие азербайджанцы, которые занимаются лесом, там живут, и их никто не трогает.

Суть того конфликта, действительно, основывалась на незаконной заготовке леса. А по сути, на несовершенстве российского законодательства в отношении лиц, занимающихся заготовкой древесины на территории Российской Федерации. В нулевые целые составы с первоклассным лесом денно и нощно перемещались на восток...

Бездействие тогдашних местных властей, прокуратуры, правоохранительных органов и – миграционной службы также спровоцировало тот конфликт в Хилокском районе. А ещё – безработица с последующей алкоголизацией местного населения. И если в первом пункте на федеральном уровне наведён относительный порядок, то второй вопрос остаётся открытым. Но коль уж эта тема для совершенно другого разговора, то вернёмся к предмету обсуждения круглого стола.

Читинский блогер Владимир Свечников высказал своё видение данной темы:

- В семье не без урода. И обязательно в обществе есть какой-нибудь маленький процент «националистиков». Особенно наблюдается это среди футболистов, которые кричат: «Русские, вперёд!» Но эта калька взята с американского футбола от ультрас – это тип футбольных фанатов, которые славятся своей фанатичной поддержкой (прим. авт.).

Но это – единичные случаи. На самом деле поднятая тема стоит остро. Эмоционально трудно к этой теме прикоснуться. Не знаешь, как это может для тебя обернуться каждый раз. С одной стороны, это – интересно. С другой стороны, не помешало бы выработать такой, что ли, журналистский кодекс, о чём можно писать на данную тему, а о чём – нет.

Со своей стороны, Александр Потяев предложил Владимиру Касютину написать рекомендации по данной теме. На что был получен положительный ответ.

В своём выступлении председатель Ассамблеи народов Забайкалья Николай Сыроватка, который как раз конкретно обозначил, что сделано, что делается и что предстоит сделать:

- Мы собрались на этой площадке, чтобы поговорить, поспорить. Над чем сегодня работает Ассамблея народов Забайкальского края? Во-первых, мы все объединены. Второе, это – общественная организация, которая выстраивает свою работу в определённой плоскости. Мы проводим различные мероприятия, у нас есть несколько программ. Надо заметить, что все диаспоры – это национально-культурные объединения. И диалог культуры, диалог народностей и предполагает всю эту работу. «Вместе мы – сила» – вот такая программа сближает все наши диаспоры, все национально-культурные объединения. Вместе мы проводим и «Рождественские встречи», Сагаалган, Сабантуй, Навруз – и всё это проводим под эгидой «Вместе мы – сила». И все лидеры национальных конфессий принимают в этом участие. Все они приходят и поздравляют друг друга на одной площадке. То есть создаётся некая атмосфера. А это о многом говорит. Дальше – детское направление «Возьмёмся за руки, друзья!». И уже сейчас идёт этот фестиваль. Только онлайн. И очень популярна среди детей. Поэтому, считаю, что Ассамблея проводит большую работу. Выпущены журналы, книги… «Солнечная книга Забайкалья»… Как Пушкинская библиотека работает над этим – очень большую работу проводит. Но всё это не подкреплено какими-то финансами. Нам не хватает главного инструмента – Дома дружбы народов, который бы выполнял наши желания и замыслы, которые пока реализуем сами. Ассамблея – это общественная организация. А исполнительный орган у нас отсутствует. Но сегодня этим исполнительным органом является театр национальных культур «Забайкальские узоры». Но он не финансируется. А Дом дружбы – финансируется. Сейчас мы над этим работаем.

Совместно с институтом развития образования происходит плотное сотрудничество по изучению национальных языков Забайкальского края. Что же касается языков народов, прибывших в наш регион, то в данном направлении есть предложение обращаться с соответствующим заявлением к руководителям государств, чтобы выделялось финансирование на данные группы. Также Николай Васильевич поделился планами о создании молодёжной Ассамблеи народов нашего края, устав которой уже готов.

А то, что это направление будет востребовано молодёжью, подтвердило выступление студентки, которое завершилось пожеланием: «Было бы интересно узнать, как всё происходило раньше, как мои предки раньше жили, об их культуре. У нас сейчас ассимилировалось всё – в крае, в России, как я считаю. И знать свои корни это – нужно и важно. Это влияет на наш менталитет. Поэтому, я считаю – это очень интересно».

Подводя итоги, Владимир Касютин дал своеобразный ответ, каким образом Забайкальский край мог оказаться в пятёрке регионов, где «показатели межнациональных настроений россиян становятся хуже»:

- Напряжённость в каких-либо отношениях упирается, прежде всего, в деньги. Так что вера в какие-либо исследования в данном направлении стоит под вопросом. Точная информация может быть разве что у представителей силовых структур. А представителям экспертного сообщества для этого надо проводить серьёзные исследования. И вряд ли они проводятся. Скорее всего, не хватает финансов на создание образа региона в интернете и прочих народных платформах. И как бы ни говорили про жёсткий климат и что люди уезжают (да люди отовсюду уезжают!), ваша территория намного интересней, чем многие другие территории России. Люди здесь более яркие. Что касается развития национальной темы, то не ждите – идите и сотрудничайте. И, пожалуйста, разделяйте: есть профессиональные СМИ, которые отвечают за свой контент. И есть масса людей, которые занимаются этим по разным обстоятельствам и не имеют абсолютно никакого отношения к журналистике.

Таким образом, первый круглый стол на тему принципов сотрудничества национальных диаспор завершил свою работу. По словам председателя Забайкальского регионального отделения Союза журналистов России Александра Потяева: «Встреча получилась продуктивной и полезной. В дальнейшем будем её практиковать». С чем согласились участники мероприятия. Потому как, встретившись на одной площадке, действительно, согласно высказыванию руководителя общественной организации российских немцев «Хофнунг» (что переводится с немецкого языка как «Надежда» – и это очень символично), куда как лучше высказаться и поработать над той или иной проблемой совместно, чтобы избежать конфликтов в последующем.

Ирина Бусарова

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.