От первого музыкального номера – к поистине великим творениям

В этом году коллектив Государственного музыкального театра национальных культур «Забайкальские узоры» отмечает 45-летний юбилей.Осенью, по традиции, состоялся масштабный концерт «Нам – 45», собравший полный зал зрителей. В программе – лучшие творческие достижения театра за последние несколько лет. Это мероприятие, как впрочем и все проекты «Забайкальских узоров», вновь подтвердило, что это не просто один из театров Забайкалья, это многофункциональное уникальное учреждение культуры. 

В начале было – смелое предложение…

О творческом пути коллектива написаны десятки статей в СМИ, бессчётное количество постов в Интернете. Но не все знают, что в стенах театра есть уникальный музей, а его хранительница Галина Петровна по крупицам собирает всю информацию о творческой жизни артистов, интересных встречах, наградах и проектах. 

История театра началась с создания любительского коллектива преподавателей Читинского училища культуры. Октябрь 1977 года. В культпросветучилище готовится очередной отчетный концерт учащихся. Событие традиционное, но каждый раз волнительное. Бесконечные репетиции, тревога педагогов. В какой-то момент у молодого преподавателя оркестрового класса Николая Сыроватки возникает мысль: а почему участвуют только учащиеся?! Почему бы самим педагогам не выступить?! Не аккомпаниаторами – исполнителями. Коллеги поддержали. В марте 1978 года состоялся тот судьбоносный концерт – первый серьезный выход на сцену. А созданный для единственного выступления коллектив продолжил жить. Это был один из немногих в те времена коллективов, который изучал фольклор коренных народов Забайкалья, и, об-ращаясь к народным произведениям, давал им второе рождение.

Сегодня Николай Васильевич Сыроватка – лауреат премии Пра-вительства России, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, а «Забайкальские узоры» – известный далеко за пределами региона музыкальный театр. 

В основе ансамбля всегда лежала и лежит любовь к числу «7». Любовь к родной земле, к искусству, к детям и просто любовь человеческая. Это, кстати, подметил журналист Александр Баринов в статье «Под счастливой семеркой»: «В основе их коллектива лежала и простая человеческая любовь его создателей – художественного руководителя Николая Сыроватки и солистки коллектива Галины Гурулевой. 7 октября 1977 года они собрались на первую репетицию, а 7 января 1978 года состоялась их свадьба. С тех пор супруги Николай и Галина Сыроватка вместе с «Забайкальскими узорами» идут по жизни». 

Уже через два года коллектив был признан лауреатом VII Всероссийского конкурса патриотической музыки. Через семь лет они заняли первое место во Всероссийском конкурсе народных инструментов. 

Несколько раз коллектив менял свой статус. В 1988 году стал ансамблем Читинского государственного телевидения и радио. Через два года – ансамблем Читинского областного музыкального общества. 

Первые пятнадцать лет существования ансамбля артисты работали без зарплаты, без поддержки извне. На голом энтузиазме! Особенно трудно было в годы перестройки, остались только самые стойкие. В 1991 году мэр Читы Равиль Гениатулин, всегда с большим вниманием относившийся к учреждениям культуры и творческим коллективам, предложил им стать муниципальным ансамблем песни и пляски. Постепенно творческие поиски превратили труппу в театр, которому со временем был присвоен статус государственного учреждения.

«Летописец» театра Дмитрий Бахаев в одной из своих многочисленных статей писал: «Само название, однажды данное коллективу руководителем, прекрасно выражает суть творческих устремлений артистов – культура Забайкалья подобна волшебному гобелену, на котором в причудливом переплетении запечатлены традиционные орнаменты разных племен и народов… Искусство коллектива является реальным отражением процессов, происходивших в разное время на территории Забайкалья». 

В середине 90-х коллектив называют визитной карточкой музыкальной Читы. «Забайкальские узоры» с огромным успехом гастролируют по странам Европы. Российскую же известность им приносит участие в Витебском музыкальном фестивале «Славянский базар», где забайкальцы впервые выступили вместе с Государственным камерным оркестром джазовой музыки под управлением народного артиста России Олега Лундстрема. Земляк, Олег Леонидович Лундстрем с большим энтузиазмом отнесся к творчеству «Забайкальских узоров» и специально для них написал две аранжировки популярных в России песен, пригласив коллектив в Москву для участия в торжествах по случаю своего 85-летия. 

В 2002 году вновь изменился статус коллектива – Государственный театр песни и танца Читинской области «Забайкальские узоры». Неизменным осталось стремление сохранять чистоту, гармонию народной песни. Четверть века со дня создания театра коллектив отмечал в стенах краевого театра драмы. Специально к празднику подготовили концерт-программу «Страна белых снегов». Артисты сплели в единую легенду узоры из русских народных, казачьих и обрядовых песен и танцев, пластических этюдов. Тогда впервые в Чите на сцене засверкало всеми красками лазерное шоу. 

В 2003 году руководство театра становится участником межрегиональной акции «Мы – дети России». Начавшись в Москве, акция продолжила свой путь по Сибири. Для детей из разных уголков планеты 6 ноября 2004 года на Международном детском фестивале «Гуранёнок» в рамках акции выступили артисты «Забайкальских узоров». Их номер стал символом неизбежности единения, желания изменить мир к лучшему, надежды, что удастся сотворить в душе храм. 

2004 год. Репертуар всё разнообразнее, выступления ярче и эмоциональнее. Зрителей поражает богатство эксклюзивных коллекций костюмов с «говорящими» названиями – «Азия», «Деревня», «Шаманские», «Россия». Каждая коллекция уникальна. Костюмы «Забайкальских узоров» – это не просто декорация, это отдельное повествование с собственным сюжетом. В каждом спрятан тайный смысл или намек. Говорят, что коллекция «Цветы Даурии» для одноименной программы создавалась под впечатлением и по мотивам Красной книги Забайкалья. Тончайшие, виртуозно исполненные растительные орнаменты позволяют предположить, что это правда. 

Одной из создательниц костюмов в свое время была Светлана Ханова – мать известной певицы Пелагеи. Она предложила ансамблю идею индивидуализированных костюмов. Художнице высылали фотографии артистов ансамбля, и она, в соответствии с обликом каждого, создавала персональный «фасон». 

В марте 2005 года «Забайкальские узоры» становятся Государственным театром национальных культур, а в марте 2010 года театр впервые обрел собственную сценическую площадку. До этого времени все достижения театра, среди которых и популярнейший спектакль «Старые фотографии рассказывают», и эпическая постановка «Забайкалье – сокровищница веков», удостоенная премии Правительства РФ, были созданы в нескольких тесных кабинетах цокольного этажа в арендованном помещении. 

В 2011 году театр национальных культур «Забайкальские узоры» становится обладателем бронзового диплома первого федерального фестиваля «Театральный олимп» в городе Сочи. А в 2015 году коллектив наряду с бронзовым дипломом будет удостоен Приза зрительских симпатий «Олимп-Браво!» V фестиваля. 

Коллектив театра принимает участие в культурной программе Олимпиады – 2014 в Сочи. Там «Забайкальские узоры» приковали к себе внимание тысяч зрителей не только яркими выступлениями и народной программой, но и эксклюзивными оригинальными костюмами модельера Елены Олейник. 

35-летие единственный в России творческий коллектив, имеющий статус Государственного театра национальных культур, отметил масштабно. Достижениями в области сохранения народных традиций «Забайкальские узоры» неоднократно доказали, что искусство, основанное на традиционной культуре, во все времена остается востребованным. Коллектив становится «визитной карточкой» музыкального Забайкалья. В репертуаре театра вся палитра местных национальных культур: казачьей, древнерусской языческой, эвенкийской, бурятской и многих других. За плечами уже выступления на Красной площади и ВВЦ Москвы, а среди партнеров – народные артисты России Иосиф Кобзон и Александр Михайлов, любимцы публики Сергей Захаров, Андрей Мисин, Валерий Сюткин, Пелагея, рок-группа «Калинов мост», французская группа «Шеври» и многие другие.

К 40-летнему юбилею главным определением для коллектива становится слово «многофункциональный». Руководство театра не ограничивается подготовкой спектаклей. В стенах театра проходят важнейшие мероприятия военно-патриотической направленности, проводится планомерная работа с детьми и подростками. Одно из знаковых событий в истории театра – фестиваль «Гуранёнок». Автор идеи и бессменный руководитель проекта, заслуженный работник культуры России Галина Сыроватка вспоминает: «На первый «Гуранёнок» в 2002 году съехались делегации из разных уголков России. Изначально у фестиваля был широкий размах. С каждым годом «Гуранёнок» расширяет кругозор, даёт новые ориентиры. Наблюдая жизнь каждого фестиваля, мы находим новые решения, понимаем, куда двигаться дальше. Например, в последние годы состоялся настоящий прорыв в развитии эстрадного вокала, очень вырос уровень исполнителей. «Забайкальские узоры» также внесли здесь свою лепту, и немалую. Достаточно вспомнить недавние достижения нашей эстрадной студии, развитие эстрадно-джазового вокала». 

Креативный подход – кредо коллектива 

Поклонники театра не перестают удивляться буйству фантазии и креативности со стороны руководства театра. Они не ограничиваются просто проведением концерта или организацией стационарной выставки – каждый раз преподносят сюрпризы. Так было, например, в День работника культуры в прошлом году. В рамках мероприятия, проходящего в стенах краевой филармонии, была приурочена выставка-презентация краевых учреждений культуры. Выставочный павильон «Забайкальских узоров» сразу привлёк внимание посетителей оригинальным оформлением и увлекательной экспозицией. Здесь были представлены театральные костюмы, стенд с публикациями федеральной прессы о коллективе и запоминающиеся видеопрезентации. Презентация Международного фестиваля детско-юношеского творчества ярко представила самый крупный и востребованный детский фестиваль Забайкалья. Другая – увлекательно рассказывала о новом проекте – Первом межрегиональном фестивале музыкальной культуры и вкуса народов Забайкалья «Люди и солнце». Знакомиться с презентациями можно было в интерактивном режиме, самостоятельно управляя оригинальным меню. Виртуальным проводником по проектам театра на большом экране выступал Кот учёный, персонаж, давно полюбившийся подписчикам «Забайкальских узоров» в социальных сетях. Интерактивную инновацию театра протестировали и одобрили множество гостей праздника, включая губернатора Забайкальского края Александра Осипова.

Проекты, которые все обсуждают

Каждый проект театра становится сенсацией, его свидетели еще долго обсуждают детали, оставаясь под впечатлением, а зрители, пропустившие мероприятие, искренне сожалеют, представляя, насколько это было потрясающе. 

Этноспектакль по произведениям Николая Кузакова «Лунные колокола» вызвал широчайший общественный резонанс. Являясь частью масштабного межрегионального культурного форума «Вместе мы – сила!», он сразу привлек внимание. Зрители, вспоминая празднование Дня России, 12 июня, где под открытым небом расположился этнический комплекс «Забайкалье многонациональное», включающий в себя русское подворье, бурятскую юрту, эвенкийский чум, цыганскую кибитку, восточную чайхану, армянский дворик, предполагал, что и это мероприятие станет не менее зрелищным. Не ошиблись. Поставленный по незаслуженно забытой книге забайкальского писателя, журналиста Николая Кузакова, спектакль одновременно вернул в пространство общественного внимания ярчайший философско-поэтический текст и поднял острейшие проблемы сохранения природы и исконной народной традиции, погружённой в природу. Гипнотическая атмосфера древней забайкальской тайги, где разворачиваются сюжеты старинных мифов и легенд, сначала завоевала сознание автора замысла постановки Галины Сыроватка, а потом передалась и зрителям.

«Подготовка спектакля начиналась с вдумчивого чтения вслух больших отрывков, с погружения в текст. Из этого осмысления рождались образы героев, эскизы декораций, костюмов, представления о звуко- и светорежиссуре, мультимедийной составляющей спектакля. Сразу было ясно, что «Лунные колокола» потребуют подключения значительного арсенала выразительных средств, что это не просто играемая на сцене театральная пьеса. Воссоздать атмосферу древних легенд помогли удивительные яркие костюмы, сочетающие в себе мотивы декора разнообразных национальных традиций, сложно организованные декорации, позволяющие демонстрировать тектонические изменения на поверхности земли в результате бурь, землетрясений и вмешательства богов», – рассказывает Галина Петровна. 

Зарубежные гастроли 

«Забайкальским узорам» аплодировали как в забайкальской глубинке и во многих российских городах, так и во Франции, Китае, Монголии, Тунисе…

Отдельной главой в истории театра стали гастроли в рамках приграничного сотрудничества. Конечно, связано это и с особым географическим положением Забайкальского края, однако именно «Забайкальские узоры» стали в начале 90-х годов первопроходцами в организации гастрольных выступлений в Поднебесной.

Сегодня можно прочитать на страницах китайских газет, что яркие гастроли театра «Забайкальские узоры» оказались незабываемыми для жителей Китая. В 2003 году артисты коллектива выступили одними из организаторов Первого международного конкурса красоты «Снежная королева» в городе Маньчжурия. А затем в этом же городе на международном празднике «День туризма» состоялся еще один концерт «Забайкальских узоров».

Вскоре было выступление в Харбине на Международной выставке-ярмарке, когда в знак особого уважения из Пекина за артистами театра был отправлен целый железнодорожный состав!

С тех пор творческое взаимодействие «Забайкальских узоров» с Поднебесной не прерывается. Так, в 2005 году коллектив принял участие в Международном степном празднике, посвященном 700-летию воссоединения кочевых народов.

Первую поездку в Поднебесную Галина Петровна до сих пор вспоминает с улыбкой: «Теплая встреча, переполненный зал, несмолкаемые овации и много, очень много цветов. Когда я взяла в руки букет, растерялась: он был … искусственным. Живые цветы в Китае не принято дарить артистам – принято дорожить живой улыбкой, личным искренним общением. Тогда-то начала понимать, как много разных традиций у наших двух великих народов, сколько надо узнать и понять друг о друге». В 2004 году коллектив стал обладателем главного и единственного приза – диплома на международном конкурсе в КНР, обойдя известные в мире коллективы из США, Канады, Польши и еще 16 государств. 

Еще одним звездным событием стала триумфальная поездка в исторический город Внутренней Монголии Хух-Хото, на IV Международный конкурс-фестиваль народного искусства, где «Забайкальские узоры» завоевали Гран-при. В общем, в этом творческом состязании приняли участие более 20 коллективов из 16 стран мира.

С радостью встречают театр и в Монголии. Впервые театр побывал на гастролях в Монголии в 2003 году. Тогда он радовал своим творчеством жителей таких городов, как Дархан и Улан-Батор. В 2008 году коллектив стал участником 48-го месячника Российско-Монгольской дружбы в г. Улан-Батор. А в 2009 году в г. Чойбалсане на праздновании 70-летия Победы на реке Халхин-Гол юбилейными медалями были награждены директор и художественный руководитель театра Николай Сыроватка и солистка хора, министр культуры Забайкальского края Галина Сыроватка.

2000 год запомнился коллективу двухнедельной поездкой в Африку – на ежегодный международный фестиваль «Русское чудо в Тунисе». Кстати, в музее «Забайкальских узоров» бережно хранятся сувениры и необычные дипломы из африканских гастролей. 

Национальные праздники – фишка театра

Даже тот, кто никогда не отмечал Сагаалган, после представлений, устроенных «Забайкальскими узорами», считает этот праздник своим. Независимо, русский ты, узбек или татарин. Песни на бурятском и монгольском языках в исполнении артистов никого не оставляют равнодушными. В какую бы страну ни приезжали «Забайкальские узоры», везде они готовы представить на суд публики фольклор народов мира. Отдельного внимания заслуживает программа традиционного бурятского искусства, посвященная ежегодному празднованию Белого Месяца. Все песни этой программы исполняются на бурятском языке.

Много в багаже театра уникальных спектаклей, но особенно значимым творческим достижением «Забайкальских узоров» является эко-этноспектакль «Забайкалье – сокровищница веков». Этот проект стал для театра этапом поиска инновационных путей развития. 

В основу музыкально-танцевальной драматургии спектакля вошел многолетний разнообразный репертуар театра. Как отмечали театральные критики, «синтез разных видов искусства в спектакле нашел необычайно патриотический посыл будущим поколениям Забайкалья».

Главная сценарно-режиссерская идея спектакля заключается в том, что Забайкалье – часть великой России с ее историей, могуществом и величием многонациональных традиций. И поскольку земля забайкальская – граница России, то здесь во все времена прослеживается необычайное взаимодействие культур. А жизнь разных племен и народов скреплена единой судьбой. Проект «Забайкалье – сокровищница веков» удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, а также Бронзового приза фестиваля «Театральный олимп» в г. Сочи.

Коллектив «Забайкальские узоры», называясь театром национальных культур, полностью оправдывает свое имя, исполняя песни на разных языках: русском, китайском, бурятском, английском, монгольском и многих других. Радуя разнообразным творчеством своего зрителя, театр ведет непрерывный диалог с забайкальцами – ценителями традиционной культуры, способствует развитию и укреплению межнациональных отношений в Забайкальском крае, где проживают представители более 120 национальностей.

Благодаря многочисленным проектам, осуществленным творческими силами «Забайкальских узоров», на земле за Байкалом сформировалась неповторимая культура межнационального общения. 

А Николай Сыроватка, художественный руководитель театра и председатель Ассамблеи народов Забайкальского края замечает: «Каждую новую программу театра, в той или иной степени, можно считать авангардной. Мы не перестаем экспериментировать, искать новые художественные решения, стараемся не стоять на одном месте, двигаться вперед». 


Пора зрелости и новых свершений

Фольклор и авангард, история и модерн. Театр национальных культур «Забайкальские узоры» за свою историю работал в самых разных направлениях. Один из самых востребованных коллективов края ежегодно дает около ста концертов и занимается активной социальной деятельностью в поселке КСК. Одно из последний достижений артистов – золотая медаль хоровой группы ГАУК Государственный музыкальный театр национальных культур «Забайкальские узоры» в Дальневосточной хоровой олимпиаде в октябре 2022 года. 

***

Директор ГМТНК «Забайкальские узоры» Галина Петровна Сыроватка отметила в этом году и свой личный юбилей. Заслуженный работник культуры РФ, лауреат Премии Правительства РФ, кавалер Золотого почетного знака «Общественное признание», почетный профессор Восточно-Сибирской государственной академии, она имеет 
и не столь значимые награды, но связаны они с важными событиями и дорогими людьми. В копилке Галины Сыроватка – атаманская грамота за поддержку в развитии забайкальского казачества. Она – почетный гражданин села Мирсаново. В этом году председатель Попечительского совета в сфере образования Забайкальского края Галина Сыроватка награждена Благодарностью главы Администрации города Луганска Луганской Народной Республики за помощь в организации участия народного ансамбля танца «Зиронька» в юбилейном Международном фестивале детского и юношеского творчества «Гуранёнок-2022». 

Виктория Сивухина

Материал создан при поддержке Губернатора Забайкальского края, Фонда развития Забайкальского края» и при софинансировании Фондом президентских грантов.

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.